Инди-игры всегда держатся немного особняком от остальной игровой индустрии. В то время, как крупные компании, имеющие огромный бюджет, производят проекты, которые двигают геймдев вперед и поражают игроков все новыми и новыми возможностями — инди-проекты дарят нам кое-что, что сложно измерить общепринятыми понятиями качества. Это “что-то”, зачастую, выражается в необычных гейм-дизайнерских решениях, идеях, а также уникальном стиле, который и цепляет игроков, становясь глотком свежего воздуха, который дарит абсолютно уникальный игровой опыт. Каждый раз, заходя в подобную игру, игрок находится в предвкушении: “что же будет в этот раз? Сможет ли эта игра меня удивить?”. Игра, о которой я хочу поговорить в этот раз, определенно, сможет.
Disillusion — это тот случай, когда большинство даже не слышало об игре. Информации о ней настолько мало, что погуглив вы наткнетесь только на ее страницы в Steam и Itch.io, однако это еще и тот случай, когда игра действительно стоит вашего внимания. С другой стороны можно понять почему — это одна из тех работ, в которую хочется не играть самостоятельно, а смотреть ее прохождение и обсуждать ее. Как раз для этого и создана эта статья.
Почему же в нее не хочется играть самостоятельно? Я думаю, что посмотрев несколько скринов из нее, вы сами все поймете.
Вырвиглазный визуальный стиль, элементы визуальной новеллы, смешанные с геймплеем первого Doom, типичная пошаговая боевая система, как у всех игр сделанных на RPG-maker. Все это не самые удачные решения, учитывая то, в каком году вышла игра. Однако, все это и является главным отличием этого проекта от других. Вспомнить другие игры с таким коридорным геймплеем, созданные недавно, достаточно сложно, чего уж говорить о довольно уникальном визуальном стиле. Среди относительно недавних игр похожую стилистику можно вспомнить лишь в milk inside a bag of milk inside a bag of milk, которую вы наверняка уже могли видеть.
Однако игра из серии milk была коротенькой визуальной новеллой, а disillusion — это довольно большая и проработанная история, которая заигрывает со множеством различных тем, оставляя решение главных вопросов на плечах игрока.
Основной сюжетной целью является прохождение Башни, о которой мы поначалу ничего не знаем. Начинается все с нашего приезда в тихий город, в котором и находится эта Башня. Идти в нее с голыми руками довольно опасно, поэтому первым делом главный герой решает осмотреться в городе.
Отправившись на главную площадь мы там никого не увидим, поэтому герой вернется к этому же месту. Далее я решил отправиться к стене. В одном месте в стене была щель из которой появилось странное существо, которой попросило оставить его в покое.
Последнее место, куда можно отправиться — странный дом, из которого доносятся какие-то звуки. Подойдя к нему нам встречает существо, которое живет в нем, и которое крайне недовольно тем, что мы вломились к нему. В ходе короткого диалога оно дает нам нож для масла, который мы и будем использовать в качестве оружия, а затем требует, чтобы мы немедленно удалились.
Однако, если после получения ножа снова вернуться к этому существу в дом, то вы сможете в него попасть. Этим вы, конечно, разозлите его еще сильнее, однако сможете попытаться разговорить существо и задать ему один интересующий вас вопрос. Никакого внятного ответа на любой из вопросов он вам не даст, но если вы спросите у него кто он такой, то он даст вам подарок. Неизвестно, зачем он нужен и что делает, но, раз дает, то пригодится.
После этого вернуться к нему будет нельзя, а наш герой вынужден направиться прямиком в Башню…
Тут стоит немного рассказать о самой Башне. Она разбита на множество этажей, каждый из которых представляет собой небольшой лабиринт. На каждом из этажей мы будем встречать различных существ — одни хотят научить нас новым навыкам, другие — поговорить, а третьи так и вовсе окажутся враждебно настроены. Однако, некоторые виды существ будут повторяться из раза в раз — например, коты, которые дают нам полезные советы и помогают в прохождении. Один из таких встречается сразу у входа в башню и дарит нам носки, а также объясняет как их экипировать.
В этой же комнате находятся три странных зеленых существа, которые зовут себя Evan James Miracle. Два из них окажутся дружелюбными — один подарил несколько зелий лечения, а другой объяснит, что получить новые навыки просто так нельзя — нужно найти того, кто обучит тебя им. Третий же будет настроен враждебно, поэтому мы будем вынуждены начать нашу первую битву.
Забегая вперед также расскажу, что каждый из типов существ, с которыми нам предстоит сражаться, имеет свое уникальное поведение во время битвы. Например, эти существа, а также очень похожие на них Elppa будут стараться очень сильно уменьшать нам атаку во время битвы.
Между прочим, именно в битве мы впервые узнаем, что нашего героя зовут Golem. Стоит запомнить это, ведь многие имена здесь являются отсылками. Например, Elppa — прочитав это имя задом-наперед мы получим Apple, что переводится как яблоко. А еще более хорошим примером являются существа, выступающие в роли торговцев. Их называют Ibokorukor, выглядят они как женщины в красной юкате, и предлагают нам купить различные зелья.
Вот только если мы откажемся покупать у них хоть что-то, то они сочтут это за оскорбление, после чего примут совершенно другую форму и вступят с нами в бой.
Это и является разгадкой их имени — прочитав его наоборот получится “Рокурокуби”. Так в японском фольклоре называют мистических существ, которые очень похожи на людей, однако умеют очень сильно удлинять свою шею.
Довольно часто на нашем пути будут встречаться и старые телевизоры — тут они выступают в качестве сундуков, в которых можно найти различные предметы, а также местную валюту — пыль. Кроме того иногда они работают и по своему основному назначению — показывают странные, а иногда даже пугающие кадры…
О самой игре мы немного поговорили, поэтому пришло время снова поговорить о сюжете. Первый из основных сюжетных поворотов ждет нас на втором этаже — там мы встречаем странную девушку, по имени Melpomene, которая очень необычно начинает с нами диалог.
Она говорит о том, что исследует эту Башню и пытается понять куда пропадают все те, кто пытаются подняться по ней, а также упоминает своих сестер, которые будут недовольны если узнают, чем она занимается. Почти ничего не рассказав о себе она предлагает главному герою объединиться — она будет давать ему советы и помогать, а он будет исследовать Башню и взаимодействовать с ее обитателями, так как сама Мельпомена не может этого делать потому, что ее не видит никто кроме главного героя.
К слову, мы уже научены тем, что имена здесь могут иметь пасхалки, поэтому и имя нашей новой знакомой мы должны воспринимать как загадку. Хотя, тут ничего сложного нет. Мельпомена — это имя музы трагедии — одной из девяти дочерей Зевса из древнегреческой мифологии. Тут тоже немного забегу вперед и скажу, что чуть позже и сама Мельпомена все это подтвердит.
Помимо всего прочего в Башне есть порталы, которые могут отправить героя в случайные локации. Зачастую через путешествия по этим порталам мы и будем получать важную информацию о лоре игры, Башне, нашей спутнице, а также нам самих.
В одном из важных для сюжета порталов мы встретим существо Brock Lee, имя которого, возможно, является отсылкой на Брюса Ли. Оно предлагает нам ответить на вопрос.
Этот вопрос также является пасхалкой. “Three Glimpses Into An Opal” — это альбом группы opt out, а “Hiraeth” и “Tears In The Rotating Room” — названия треков с него. Если мы ответим второй вариант, то ничего не произойдет, а если первый, то мы увидим довольно пугающий кадр, и слова “Ты никогда не вернешься домой”. Тут смысл этой фразы является отражением именно слова “Hiraeth”. Это валлийское слово, которое не имеет дословного перевода на английский язык, однако по смыслу его можно описать как тоску по родине. Соответственно, когда мы отвечаем “Тоска по родине”, существо говорит нам, что мы не вернемся домой.
А вот третий вариант сильно отличается от остальных. Ответив “Samsara” мы сильно разозлим это существо, своим желанием вечно перерождаться и продолжать земную жизнь. В этот момент подобная реакция кажется нам странной и вызывает только больше вопросов к истории, однако ответы находятся совсем рядом.
Попав в очередную странную комнату мы встречаем человека, который готов ответить на наши вопросы. Он рассказывает нам о могущественных существах, которых называют девами. Они живут вне цикла сансары, существуют между реальностями и могут создавать свои собственные. К тому же они хранят множество знаний об это Башне, поэтому чтобы добраться до вершины нам обязательно нужно сначала найти деву. К тому же многие из порталов, по которым мы уже путешествовали, дело рук этих существ. Этот человек говорит нам о том, что уверен, что существуют те, кто уже встречал дев, поэтому нам нужно найти таких существ.
Кто он, зачем нам помогает и почему находится здесь нам неизвестно, однако после этого диалога появляется ощущение, что картина происходящего понемногу начинает проясняться…
Вот только это все еще не конец — когда мы решаем уйти начинается диалог с Мел, которая говорит нам о том, что доверять этому человеку нам не стоит и от дев следует держаться подальше. При этом она совсем не объясняет почему и кто они такие, намеренно скрывая это от нас и как будто специально стараясь запутать. Или предостеречь?.. В любом случае, теперь мы возвращаемся в Башню и продолжаем наше путешествие как ни в чем не бывало.
Также интересная отсылка есть в словах, которые иногда произносят торговцы. Эти слова, скорее всего, взяты из песни Blind Melon — Change. Причем если мы ответим на это, что мы боимся умирать, то она предложит нам купить зелья, а если ответить на ее вопрос, что того, о чем поется в песне, хотят только невежды, то она ответит, что мы никогда не покинем это место если будем такими.
На протяжении всего путешествия нам также часто встречались вороны, которые никак на нас не реагировали и только каркали. Никакой информации о них не появлялось, но на одном из этажей Мел наконец-то кое-что рассказала о них. По ее словам к ним нужно относиться с предельным уважением, а когда мы называем одного из воронов “просто птицей”, то сильно злим Мельпомену.
К тому же она говорит, что эти вороны уже очень давно наблюдают за миром и упоминает их некую “темную сторону”, которую нам лучше не видеть.
А на следующем этаже наша спутница снова рассказывает нам еще кое-что интересное — избежать кармического цикла полностью — невозможно. Мел объясняет, что никто не способен спастись от его действия, однако можно очень долго оттягивать его приход, как это делают девы, благодаря чему могут очень долго жить не перерождаясь, так, будто они смогли избежать цикла. Но пусть пройдут тысячи или даже миллионы лет — карма все равно настигнет их. К слову, фрейм, когда она рассказывает об этом, напоминает момент из аниме “Эксперименты Лэйн”.
Итак, мы довольно быстро добрались до 10 этажа, где нас ждет босс. Мельпомена предупреждает нас о том, что нам придется с ним сразиться, а избежать этого никак нельзя, ведь иначе мы не сможем подниматься дальше. Несмотря на довольно отталкивающий вид этого существа и пугающую обстановку, битва оказывается не очень сложной.
После нее мы оказываемся… В городе? Снова в том же городе, который мы видели в начале. Отправившись домой к тому странному существу мы узнаем, что этот город является отправной точкой в цикле Сансары — именно тут начинают свое “путешествие” все живые существа.
Немного пройдясь по городу мы обнаруживаем Мел на главной площади, которая ожидает нас. Она же и объясняет, что сама отправила главного героя в этот город, чтобы он немного отдохнул, прежде чем продолжить путешествие. После этого, вместе с ней, мы снова отправляемся в Башню и продолжаем исследовать ее в поисках ответов.
Все, что я пересказал, является только началом всей истории и впереди героя ждет огромное количество загадок, секретов и странностей, которые ему предстоит раскрыть. Сказать стоит и то, что игра нелинейная и в ней есть две концовки — истинная и плохая. Множество отсылок, пасхалок и интересных идей — это то, за что можно полюбить эту игру, однако, к сожалению, все это совсем не рассчитано на массовую аудиторию, а тем более это сложно назвать полноценной игрой. В первую очередь это именно история, а ощущения от игрового процесса сильно напоминают классические бродилки, вроде Yume Nikki.
В итоге получается, что игру очень сложно рекомендовать, однако именно такие игры дарят по-настоящему уникальный опыт. Не просто игровой, а именно опыт в общем понятии этого слова. То, насколько много интересного спрятано в мир Disillusion сложно описать словами. А то, к чему в итоге придет история — вам стоит узнать самостоятельно. Поверьте, вы будете удивлены.
Главное не забывайте о том, что сувениры и различную атрибутику по играм, фильмам и аниме вы сможете приобрести в гик и аниме магазине “Суперлама”.
Автор: obsoletee