Возможно, вы уже слышали о Yoasobi, ставших настоящим феноменом японской поп-музыки в последние годы. Их творчество объединяет музыку и литературу, превращая каждую композицию в отдельную историю, основанную на рассказах, романах и пьесах. Дуэт создает произведения, которые не только погружают в атмосферу, но и передают глубокие эмоции, отражающие современную жизнь со всеми её радостями и трудностями. В этой статье мы рассмотрим самые знаковые работы дуэта, их уникальный метод написания песен и влияние, которое они оказали на современную музыкальную индустрию Японии.
Yoasobi — дуэт, состоящий из продюсера Ayase и певицы Ikura, которые с 2019 года работают вместе. Однако оба музыканта — далеко не новички: до создания тандема у каждого была своя сольная карьера. Чтобы лучше понять, почему их музыка произвела столь мощный эффект, кратко рассмотрим историю каждого участника дуэта, начнем с Ayase.
Ayase родился 4 апреля 1994 года в городе Убе, префектура Ямагучи. Его бабушка была учителем музыки и, по словам Ayase, с 3-4 лет обучала его сольфеджио и игре на фортепиано. С поступлением в начальную школу Ayase начал учиться и в музыкальной школе по направлению фортепиано, а спустя пару лет освоил акустическую гитару, которую ему подарили на Рождество. Первая песня, которую он выучил на гитаре, была написана Ринго Сина. В детстве ему также нравились Exile, Sukima Switch, Kobukuro, Radwimps, Aiko и Post Malone. В средней школе Ayase открыл для себя новые рок- и метал-группы, такие как Maximum the Hormone, Coldrain, Crossfaith, SiM, Slipknot и Bring Me the Horizon, которые вдохновили его на создание собственной группы.
Карьера Ayase началась в 16 лет, когда он вместе с одноклассниками из старшей школы создал рок-группу Davinci, где выступал вокалистом под псевдонимом Keiichirō. Из-за выступлений и желания больше времени уделять музыке ему пришлось бросить учебу и в 2016 году переехать в Токио. Однако его дальнейшая судьба сложилась непросто: в 2018 году у Ayase диагностировали язву желудка, и он оказался в больнице. В октябре того же года группа объявила о перерыве, а в 2020 году окончательно распалась.
Из-за всех этих трудностей карьера Ayase могла завершиться уже в 2018 году. Однако проницательные читатели, вероятно, заметили, что настоящее имя Ayase пока не упоминалось, и догадались, в какую сторону пойдет история. В госпитале у него был ноутбук, и чтобы не терять времени зря, он купил войсбанк — плагин для создания вокала Хатсуне Мику в программе Vocaloid, — и начал активно писать музыку. Уже в декабре того же года он выложил на YouTube и Nico Nico свой первый трек "Sentensei Assault Girl". Вскоре он продолжил выпускать песни, а в апреле 2019 года вышла "Last Resort", которая принесла ему первую известность.
Вместе с популярностью пришло и предложение от Sony Music Entertainment. Ayase пригласили поработать над продюсированием нескольких песен, вдохновленных короткими историями с писательского сайта monogatary.com. Во время работы он случайно наткнулся на каверы неизвестной девушки с большим потенциалом. Ayase написал ей лично и пригласил поработать вместе, основав дуэт под названием Yoasobi. Той девушкой оказалась Ikura, и теперь пришло время рассказать о ней, ведь путь, который привел ее к каверам, через которые ее нашел Ayase, не менее интересен.
Лилас Икута, она же Ikura, родилась в Токио 25 сентября 2000 года. Вскоре после ее рождения семья переехала в Чикаго, где она прожила до трех лет. С поступлением в начальную школу Лилас начала заниматься фортепиано, а в шестом классе к этим занятиям добавились уроки акустической гитары. С третьего до шестого класса она была участницей школьного музыкального кружка, достигла неплохих успехов и даже один раз участвовала в концерте.
Своим главным вдохновением Ikura называет Тейлор Свифт. В интервью для “Cinematoday” она рассказала, что желание стать музыкантом появилось у нее, когда родители, также увлекающиеся музыкой, пообещали каждый год на День святого Валентина писать друг для друга песни. Лила поступила в Колледж искусств Университета Нихон в апреле 2019 года и окончила его в марте 2023 года.
Можно сказать, что музыкальная карьера Ikura началась еще в 2015 году, когда она участвовала в кастингах и прослушиваниях Sony Music Entertainment, где дошла до финала. Благодаря этому в 2016 году она попала на курс для начинающих исполнителей, спонсируемый компанией SMEJ, и выпустила свой первый демо-CD “15 no Omoi”. Вскоре она вступила в кавер-группу Plusonica, участницей которой оставалась до 2021 года. В следующие два года Ikura продолжала работать над музыкой, а в феврале 2018 года её пригласили принять участие в музыкальном телешоу “Kon'ya, Tanjō! Ongaku Champ”, где она представила свои дебютные треки. С помощью независимого лейбла “After School” в апреле того же года она выпустила их в виде мини-альбома под названием “Rerise”.
После этого Ikura начала подготавливать новый материал для будущих релизов и записывать каверы с Plusonica, что и привлекло внимание Ayase. Так, во второй половине 2019 года появился дуэт Yoasobi, готовый дебютировать к концу года. Чтобы привлечь внимание, участники решили выпустить свои сольные EP перед общим дебютом: так, 23 ноября 2019 года вышел “GHOST CITY TOKIO” от Ayase, а 29 ноября — “Jukebox” от Ikura.
Спустя чуть больше двух недель, 15 декабря 2019 года, состоялся дебютный релиз дуэта — “Yoru ni Kakeru”, который оказался успешнее, чем ожидалось. Песня заняла первые места в чартах Oricon и Billboard Japan, 16-е место в Billboard Global 200 и долго оставалась в японских чартах: по итогам 2020 года она была на первом месте в Billboard Japan и на девятом — в Oricon, а в 2021 году заняла третье место в Billboard Japan, пятое в Oricon и 55-е в Billboard Global 200. Композиция получила три платиновых диска, стала лучшим треком 2020 года на “MTV Video Music Awards Japan”, лучшим треком 2021 года на “Space Shower Music Awards” и стала настолько популярной, что партия фортепиано из нее стала узнаваемой для многих слушателей.
Еще одной особенностью, сделавшей трек вирусным, стал его текст. Песня основана на рассказе Майо Хосино «Приглашение от Танатоса» (яп. タナトスの誘惑, Hepburn: Tanatosu no Yūwaku, дословно: «Искушение Танатоса»), опубликованном на Monogatary.com и получившем главный приз Monocon 2019. История и песня повествуют о человеке, очарованном олицетворением смерти, Танатосом, который отправил ему прощальное сообщение. Главный герой пытается остановить свою девушку от самоубийства, когда она собирается прыгнуть с высоты. Так, мягкое и романтичное звучание трека переплетается с нехарактерным для него мрачным текстом, создавая яркое и эмоциональное произведение.
Интересно, что партия фортепиано из трека Yoasobi напоминает композицию "Byōshin o Kamu" (秒針を噛む) японской группы Zutomayo, вышедшую годом ранее. Несмотря на отсутствие прямых заимствований, слушатели часто находят в музыке Yoasobi сходство с другими современными японскими группами, такими как Yorushika и Zutomayo, которые также черпают вдохновение в Vocaloid и выпускают анимированные клипы. Эти группы иногда описываются неологизмом "Yakōsei" (夜好性, букв. «ночная сцена»), так как все они имеют в названии иероглиф «夜» (читается как ya, yo или yoru), означающий «ночь».
В отличие от многих других групп, Yoasobi основывает свои песни на разнообразных литературных источниках, таких как рассказы, романы, письма, пьесы и даже книги. Ayase адаптирует свои треки из уже существующих историй, но при этом добавляет в них свой личный опыт и чувства, которые произведение у него вызывает. Такой метод позволяет глубже погружаться в музыку, поскольку текст становится не менее значимым, чем сама мелодия. Поскольку Ayase самостоятельно работает над текстами, он создает свои демо-версии с помощью вокалоида Hatsune Miku, а уже наиболее удачные треки исполняет Ikura. Музыканты отмечают внимание дуэта к атмосфере своих песен, подчеркивая, что Yoasobi раскрывает современные проблемы, включая те аспекты, о которых многие предпочли бы умолчать.
Примером умения Ayase совмещать сюжетные линии и глубокие тексты стал их хит "Idol," созданный для аниме “Oshi no Ko” (“Ребенок Идола”). Трек с гимновым и мрачным звучанием противопоставлен типичному образу айдола и привлекает внимание не только своей музыкой, но и сюжетом. Источником вдохновения послужил рассказ “45510” от автора манги “Ребенок Идола” Аки Акасаки. Название — это своеобразный шифр, основанный на японской клавиатуре: цифры «4», «55», «1» и «0» представляют инициалы участниц айдол-группы B-Komachi — Такаминэ, Нино, Ай и Ватанабэ.
Сюжет рассказа строится от лица бывшей участницы B-Komachi, которая находит запись прямого эфира своей бывшей коллеги и лидера группы Ай Хосино спустя 16 лет после ее смерти. На видео Хосино общается с фанатами, что вызывает у героини воспоминания и зависть к ее успеху. Когда трансляция обрывается, главная героиня пытается войти в блог B-Komachi, чей пароль «45510», и находит черновики постов Хосино, где та признается в том, как ей было тяжело и как она жаждала вернуться в прошлое, до того как стала айдолом. Уважающая Хосино как «идеального и абсолютного айдола», героиня решает удалить эти записи, чтобы никто не увидел ее слабостей, несмотря на их сложные отношения.
Эти песни — лишь вершина айсберга творчества Yoasobi. За пять лет существования дуэт Ayase и Ikura выпустили три альбома, известные далеко за пределами Японии, и поработали над несколькими саундтреками к аниме. Помимо обсужденного ранее, особой популярностью пользуется композиция “Yūsha” — опенинг аниме “Провожающая в последний путь Фрирен”. В основе этой песни лежит рассказ Fanfare for Frieren (奏送, Sōsō) Дзиро Кисо, курируемый автором манги Ямадой. Он повествует о том, как Фрирен, спустя пять лет после смерти героя Химмеля, посещает «Город музыки», где ее просит о помощи местная старушка. Несмотря на оптимистичные звуки, «Yūsha» раскрывает меланхоличные воспоминания Фрирен о Химмеле.
Также важным этапом в карьере Yoasobi стало создание саундтреков для второго сезона аниме “Beastars”. Песни "Kaibutsu" и "Yasashii Suisei", выступившие опенингом и эндингом соответственно, основаны на рассказах сценариста Пару Итагаки — “Jibun no Mune ni Jibun no Mimi o Oshi Atete” и “Shishiza Ryūseigun no Mama ni”. После релиза двойного CD-сингла 24 марта композиции стали хитами: "Kaibutsu" поднялась до второго места в чарте Japan Billboard и выиграла на 36-й Japan Gold Disc Award в номинациях “Лучшая песня по количеству загрузок” и “Самая прослушиваемая песня”. Более того, журнал Time включил её в список «10 лучших песен 2021 года», что сделало Yoasobi единственными японскими исполнителями в этом рейтинге.
В 2024 году Yoasobi достигли новых высот: они выступили на Коачелле и создали композицию для NHK, использовавшуюся в спортивных передачах и во время трансляций Олимпийских игр. К пятилетнему юбилею дуэт организовал выставку, рассказывающую о пути к успеху и становлению как звезд японской поп-музыки. Несмотря на значительный успех, карьера Yoasobi только начинается, и можно ожидать, что впереди их ждут крупные проекты, а также сольные работы Ayase и Ikura, не уступающие популярностью совместным трекам.
Кстати, товары и атрибутику по “Ребенку Идола”, “Провожающей в последний путь Фрирен” и остальным аниме, к которым Yoasobi писали саундтреки, можно найти в гик- и аниме-магазине “Суперлама”. Помимо этих тайтлов, там можно найти много всего по играм, фильмам и сериалам, поэтому поспешите и порадуйте себя и своих близких!
Автор: obsoletee