Создавая злодея, авторы сталкиваются с множеством проблем. Главная задача — заставить зрителя воспринимать антагониста как угрозу для героя. Даже если у злодея есть понятная мотивация, этого может быть недостаточно, если не раскрыть её через воздействие на главного героя или его окружение. Если антагонист не будет противопоставляться протагонисту, зрители или читатели очень быстро о нём забудут. Хайнц Фуфелшмерц стал исключением из этого правила: внешне непривлекательный и странный в своём поведении аптекарь стал одним из главных маскотов "Финеса и Ферба", которого знают даже те, кто никогда не смотрел этот мультфильм. В этой статье мы разберёмся, как так вышло, и я расскажу, чем ещё Фуфел отличается, если не от всех, то от большинства антагонистов.
Начнём с предыстории антагониста. Хайнц родился в Друссельштейне в полной семье, однако никто из родных не был с ним в его дни рождения. Эти дни были для него настолько грустными, что Хайнц сам организовывал свои праздники, находясь в полном одиночестве. К тому же, его родители были настолько бедны, что им пришлось продать всех своих садовых гномов, и, чтобы хоть кто-то охранял их дом от злых духов, они ставили вместо гномов своего сына. Ему нельзя было ни есть, ни играть с другими ребятами, ни даже двигаться.
Со временем отношение к ребенку не изменилось. Однажды его отец выиграл собаку в игре и назвал её своим единственным сыном. Пёс участвовал в выставках и выиграл множество наград, благодаря чему принёс семье известность и большое состояние. На этом фоне Фуфел стал для родителей ещё более нежеланным ребёнком, и они уделяли ему всё меньше внимания. Родители настолько не хотели видеть своего сына и так стыдились его, что даже носили пакеты на голове.
Когда в семье Хайнца ожидалось пополнение, мать сшила множество платьев, рассчитывая, что у них родится дочка, но этим планам не суждено было сбыться. Родился мальчик, которого назвали Роджером, и, чтобы не выбрасывать все сшитые платья, Хайнца заставили носить их вместо нормальной одежды.
Чтобы заслужить уважение хотя бы своей мамы, Хайнц решил сделать ей подарок — он выиграл в автомате с игрушками плюшевого медведя и отдал его ей. Но мама не была рада — на его глазах она просто отдала медведя Роджеру, который подписал его своим именем, а затем и фартук мамы тоже подписал своим именем. Нелюбовь к Фуфелу была настолько сильной, что мама часто напевала ему жуткую песню о Киндеркрампусе, а Роджеру — только обычные добрые песни.
Чем старше становился Роджер, тем больших успехов он достигал в спорте. Он завоёвывал множество наград и получал похвалу от родителей, в результате полностью лишив Хайнца возможности нормально влиться в собственную семью. В итоге родители и вовсе отказались от него и мальчику пришлось выживать самостоятельно. Чтобы заработать деньги, он начал искать работу, но, так как ничего не умел, единственным местом, где его приняли, была работа мячом в игре «Окуни дурака». На заработанные деньги Хайнц купил шарик, нарисовал на нём лицо и делал вид, что это его друг, но и он улетел в одну из ночей, когда Хайнц подрабатывал садовым гномом.
К слову, с самого детства у Фуфела была страсть к изобретениям и созданию "инаторов". С первым из них он участвовал в школьном конкурсе изобретений, но проиграл обычному вулкану из пищевой соды. Во второй раз он построил ещё больший инатор, но снова проиграл — опять вулкану из пищевой соды. В 16 лет родители обманом отправили Хайнца в Америку, где он продолжил поиски себя. Он пробовал себя в поэзии, но и там проиграл вулкану из пищевой соды, а в рисовании ему не удавалось найти вдохновение. Однажды вдохновение всё-таки пришло к нему, и Фуфел наконец-то завершил свой шедевр. Он решил показать его Роджеру, но тот по неосторожности опрокинул на картину свою еду, что ещё больше разозлило Хайнца.
Как уже можно понять, неудачи преследовали Хайнца во всех аспектах его жизни, включая отношения. У него было множество свиданий, почти все из которых заканчивались полным провалом. Самыми важными его отношениями стал брак с Шарлин, миллионершей, которая родила ему дочь Ванессу. Однако и она в итоге развелась с Хайнцем. Ванесса всё ещё общается и с мамой, и с папой, а сам Хайнц нигде не работает и живёт на деньги бывшей жены, которые тратит на аренду своего легендарного офиса "Фуфелшмерц Пакости Корпорейтед" и на создание новых инаторов, чтобы отомстить своим обидчикам. Злоба на жизнь и желание разбогатеть заставляют его принять решение — стать злодеем и захватить всё Триштатье.
Фуфел стремится к господству, несмотря на то, что и здесь у него ничего не получается, и даже его учитель по злодейству уже ненавидит его за необучаемость. Тем не менее, он всё равно не останавливается и продолжает пытаться снова и снова. Поэтому, каким бы нелепым он ни казался, стоит отдать должное — Хайнц невероятно сильный человек, которого не могут сломить никакие неудачи. И именно это в конечном счёте приведёт его к его главному врагу и к самому счастливому дню в его жизни.
“В этот день я решил сфотографироваться, но, как только я вышел из фотоателье, моя жизнь изменилась навсегда: мне показалось что кто-то прячется за почтовым ящиком. У меня появился враг.”
Комичность Фуфела как суперзлодея и невероятная пафосность вокруг Перри Утконоса возводят все клише сражений героя со злодеем в абсолют. Здесь и Хайнц, который подробно рассказывает все детали своего плана, не может отличить Утконоса от утконоса в шляпе и добавляет кнопку самоуничтожения в свои инаторы. С другой стороны, существует секретная организация Перри Утконоса, в которой секретные агенты — это животные в крутых шляпах. Иногда даже фикусы в крутых шляпах.
Тут самое время отметить, что на одном высмеивании произведение держаться не может. Один раз посмеяться с клише — это круто, но строить целый сериал на этом — скучно. И, как вы понимаете, "Финес и Ферб" не был бы настолько классным мультфильмом, а Хайнц и Перри — настолько яркими персонажами, если бы просто высмеивали супергеройские стереотипы. Главная притягательность этой пары героев в том, что, несмотря на их глупый конфликт, они уважают друг друга и, можно даже сказать, дружат. Перри не раз спасал Фуфелшмерца от опасности, слушал его длинный и нудный план, не перебивая, а если не видел в новой идее опасности, то вовсе не мешал антагонисту. Тут вспоминается, в каких условиях вырос Хайнц и как ему не хватало внимания, которое он теперь компенсирует таким образом. Причём он не просто удовлетворяет своё желание быть принятым, а уважительно относится к Перри, в душе, возможно, считая его своим другом. Когда они оба оказались в пустыне, и в автобусе, который мог их спасти, осталось одно место, его занял Хайнц, а затем вернулся на джетпаке обратно в пустыню и спас Перри. Когда оба героя стали жертвами охотника на утконосов, они были прикованы друг к другу наручниками, поэтому сражаться им пришлось совместными усилиями.
Интересно, что постепенно Фуфелшмерц, хоть и позиционирует себя как злодея, начинает делать хорошие поступки. Зачастую случайно, но всё же делает. И тут встаёт вопрос: может ли человек, который всегда воспринимался всеми как злодей, стать для города героем?
Стоит отметить, что, несмотря на тяжёлое детство, Хайнц всё равно с любовью относится к своей семье и пытается наладить отношения. Спустя много лет он отправляется на поиски любимого садового гнома отца, которого пришлось продать в детстве, и находит его, после чего приносит домой. На пороге дома он спотыкается и разбивает гнома. Это замечает его отец и в очередной раз напоминает ему, что он худший сын, приводя в пример огромного гнома, которого сделал Роджер. Вот только уже после ухода Фуфела он замечает надпись на табличке разбитого гнома, узнаёт его и пытается склеить обратно. Конечно, этот поступок никак не оправдывает всего того, что отец делал в детстве, но всё же является первым шагом в налаживании отношений.
Эта любовь к семье позволяет Хайнцу не уподобляться родителям и вынуждает его стараться быть лучшим отцом для своей дочери, для той, кто в дальнейшем повлияет на него не меньше, чем Утконос. Первое, на что стоит обратить внимание, — это то, как гладко прошёл развод Хайнца и Шарлин. В их случае развод помог избежать травмирования психики Ванессы, так как ей не приходится наблюдать постоянные ссоры родителей, которые не то чтобы хорошо ладят. Кроме того, Шарлин оставила фамилию Хайнца, вероятно, чтобы Ванесса чувствовала себя полноценным ребёнком с фамилией, которую носят и мама, и папа. У Шарлин с дочерью довольно хорошие отношения, а вот отношения дочери с отцом мы разберём подробнее.
Каждый год Хайнц пытается устроить Ванессе вечеринку в честь её дня рождения, но каждая из них получается слишком детской и нелепой для её друзей. Из-за того что родители Хайнца вообще не опекали его, он кинулся в другую крайность и начал страдать гиперопекой. В одной из серий Хайнц потратил 10 лет на то, чтобы найти куклу Ванессы из детства. Она переросла тот возраст, в котором играла бы в куклы, но выбрасывать такой подарок от отца было бы ужасно. Волей случая кукла попадает на прилавок магазина, и за неё с Ванессой начинает сражаться Кэндис. В ходе небольшой потасовки кукла оказывается в руках маленькой девочки, но именно Ванесса злобно отнимает у малышки куклу, идя по стопам своего отца.
Такое поведение Ванессы будет проявляться ещё не раз. Например, в одной из серий она подбросит Ферба до Эйфелевой башни на скутере, который, возможно, она украла. А в другой серии она запугивает Перри и главу ОБКА феном, хладнокровно притворяясь, что это один из инаторов отца. Всё движется к тому, что Хайнц и Ванесса кардинально поменяют свои взгляды.
Если откинуть все шутки в сторону, зритель вполне может задаться вопросом: почему у Фуфелшмерца не получается захватить Триштатье? И действительно, у него есть травмирующий опыт, который мог взрастить в нём ненависть к людям, у него есть талант к изобретениям и, в конце концов, есть огромное количество денег от бывшей жены, чтобы позволить себе всё, что он захочет. Вопрос о том, почему он не пользуется всем этим, возникает сам собой. И ответит на него сам Фуфелшмерц.
В одной из серий нам показывают параллельную вселенную, где у Хайнца получилось захватить Триштатье. Хайнц из второго измерения держит жителей Денвиля в страхе. Им нельзя выходить из дома, кроме случаев, когда нужно идти на работу. Они должны носить серую и бесцветную форму и проживать такую же серую и бесцветную жизнь. Второму Фуфелу удалось подчинить себе даже Перри Утконоса. Вот только о таком ли мечтал настоящий Фуфелшмерц?
В ходе диалога между двумя версиями Хайнца второй признается, что сподвигло его на это. Оказывается, всё началось ещё в детстве, когда Фуфел потерял свой любимый паровозик по имени Чух-Чух. На этом всё. Если вспомнить всё то, что пришлось пережить настоящему Хайнцу, то легко сделать вывод, что не детство определяет человека, а сам человек определяет, каким он хочет быть. Может ли тяжёлое детство сказаться на будущем? Да, может. Можно ли оправдать им ужасные поступки в будущем? Вряд ли. По сути, этих двоих отличают только моральные ориентиры. Второй Хайнц не чувствует сожаления к миллионам людей, жизнь которых он превратил в ад, с лёгкостью может отправить на смерть детей и даже самого себя из другого измерения.
В последующих сериях мы всё чаще видим, что Фуфелшмерц занимается добрыми поступками. Пока что это добрые поступки ради какой-то выгоды, но это ещё один шаг в его развитии как персонажа. Даже когда он наконец изобретает прибор, который способен захватить Триштатье, он отказывается использовать его, потому что осознаёт, что это не то, ради чего он живёт. Когда мир всё же оказывается на грани уничтожения, именно Хайнц спасает его, потому что понимает, что все злодейства, которые он совершал раньше, он совершал не из злого умысла, а чтобы привлечь чьё-то внимание. Чтобы кто-то остановил его.
В последний день лета происходит финальная точка в развитии антагониста. Фуфелшмерц изобретает прибор, который позволяет перематывать время, благодаря чему получает огромное состояние и становится губернатором города. С этими привилегиями он может издеваться над своим братом Роджером, выпендриваясь, что смог добиться большего, чем он, а также дарит огромную квартиру своей дочери, чтобы порадовать её. В этот момент, когда они находятся в его новой квартире, Ванесса говорит ему то, что поняли уже абсолютно все, кроме самого Хайнца.
“Да брось пап, ты строишь их, чтобы отомстить или просто доказать, что ты злодей. […] на самом деле ты хороший человек, который притворяется злодеем. А еще ты все время выискиваешь причины быть злодеем в своем прошлом, но в душе ты этого не хочешь.”
Приняв себя, он всё-таки ещё раз спасает мир от этой бесконечной перемотки времени и возвращает всё в норму. Наконец-то он признаётся в себе, что он не злодей, а обычный человек, заботливый отец и хороший друг.
В итоге получается, что Хайнц Фуфелшмерц вовсе и не был никогда злодеем в общем понимании этого слова. Он всего лишь жертва буллинга общества, которое относилось к нему как к злодею, оскорбляя и унижая его. При всём при этом он также человек, которого всё это не сломало, и благодаря уважению и поддержке Перри Утконоса, а также благодаря дочери, он смог уже во взрослом возрасте полностью переосмыслить свои приоритеты в жизни и разобраться в себе.
На этом статья подходит к концу. Надеюсь, что вам было интересно, а если так, то не забывайте заходить в магазин “Суперлама”, в котором вы можете найти самую разную атрибутику и сувениры по вашим любимым мультфильмам, играм и аниме.