0
В корзине пусто!

Закрыть

Даже если вы далеки от изнанки аниме индустрии, и просмотр аниме для вас всего лишь развлечение, вы наверняка видели новости о гибели Акиры Ториямы. Это имя буквально повсюду, однако многим оно не говорит ни о чем. Да, это какой-то известный мангака, да, он создал Dragon Ball. Что дальше? Почему человек, который написал какую-то далеко не самую известную и обсуждаемую сейчас мангу в 80-х годах прошлого века, вызывает такое уважение в аниме индустрии? Чтобы разобраться в этом предлагаю вернуться в прошлое и поговорить о том, что происходило с аниме в тот период, а также слегка окунуться в биографию создателя.


Еще в школе Акира Торияма увлекался рисованием, но, стоит сказать, это не было чем-то необычным. Он сам вспоминает,  что многие его одноклассники в младшей школе любили рисовать, особенно им нравилось копировать стиль манги и аниме, которая в это время начала набирать особенную популярность. Сам мангака тоже признается в том, что в детстве тоже очень любил мангу. Выделяло Акиру то, что его увлечение рисованием постепенно стало перерастать в нечто большее — сперва он выиграл конкурс в арт-студии своего города, а затем принял решение поступить в училище на специальность связанную с дизайном.

В 1974 году парень оканчивает училище и устраивается работать в рекламное агенство, после трех лет работы в котором переходит на должность художника в крупнейшем издательстве манги в Японии — Shueisha. С этого момента начинается творческий путь мангаки. Его первая собственная манга “Волшебный остров” выходит уже в 1978 году, однако не получает большой известности, как и еще две последующие работы. Несмотря на то, что в то время Акира только набирался опыта, в них уже явно был виден особый авторский почерк. Выражался он в довольно необычном чувстве юмора мангаки. Читая его работы, особенно ранние, появляется ощущение, будто он пытается гиперболизировать абсолютно все, что только возможно. 

Стоит сказать и то, что эта черта не взялась из ниоткуда. Как и у всех авторов у Ториямы были свои источники вдохновения. Например, в детстве он смотрел мультфильмы Disney, а как раз в это же время в Японии выходило множество комедийных манг и аниме, которые и выработали такое необычное чувство юмора у Акиры, впоследствие принесшее ему успех.

Этот самый первый успех пришел к нему уже в 1980 году, вместе с мангой “Доктор Сламп”. В этой работе Торияма довел до ума все то, что уже пробовал в своих предыдущих произведениях и подарил миру отличную комедийную мангу, которая еще и заметно выделялась на фоне других, за счет необычного почерка автора. Уже в 1981 году за эту работу Торияме была присуждена престижная премия Shogakukan Publishing, а также “Доктор Сламп” был признан лучшей седзе мангой года.

Такой успех манги поспособствовал стремительному росту популярности творчества Акиры, поэтому он получил возможности для спокойной работы над следующим произведением. Как раз им и станет “Драгон болл”, однако именно сейчас стоит немного забежать вперед, чтобы поговорить о том, как автор сам относится к своему произведению. В 2013 году Торияма признавался в интервью японской газете Asahi, что «понятия не имеет», почему «Жемчуг дракона» стал настолько популярным по всему миру. Сложно точно сказать, правду говорит Акира, или же лукавит, но если верить его словам, то он совершил переворот в индустрии и даже сам этого не заметил.

На момент 1984 года, когда вышел “Драконий жемчуг”, он был по-настоящему революционным. Троп “путешествие героя” еще не был так распространен и, по сути, Акира был одним из первых, кто догадался интегрировать его в мангу, так еще и с комедией. Когда я говорю о том, что он не был распространен, я имею в виду именно мангу, ведь на самом деле он гораздо более древний, чем многим кажется. Да и сам автор признался, что при создании “Драгон болла” очень сильно вдохновлялся классическим романом “Путешествие на запад” от неизвестного китайского писателя. 

Главным героем этого романа является Танский монах, который желает постичь учение Будды. Его сильное желание не остается без внимания и богиня Гуаньинь повелевает ему съездить за священными книгами в Индию и привезти их в Китай. На своем пути он встречает множество мифических существ и людей, некоторые из которых присоединяются к нему в его паломничестве. Одним из персонажей, которые присоединяются к монаху, является обезьяна Сунь Укун, которая и послужила вдохновением при создании образа главного героя “Драгон болла”. Помимо этого героям “Путешествия на запад” часто приходится сражаться с различными злыми существами и проходить боевые испытания, что тоже могло послужить вдохновением для работы Ториямы.

Нетрудно догадаться, что сюжет этого религиозного романа очень сильно напоминает классический троп путешествие героя, который нам всем прекрасно знаком. Причем интересно и то, что как раз для религиозной литературы такой сюжет был довольно шаблонным на протяжении долгого времени и не выходил за рамки жанра. Например, путешествие героя активно эксплуатировалось в мифологии. Даже Джозеф Кэмпбелл в своей небезызвестной работе “Тысячеликий герой” приходит к выводу, что: “Большинство мифов имеют общую сюжетную структуру — путешествие архетипического героя, мономиф”. Именно по этой причине работа Ториямы произвела такой фуррор — он смог совместить то, что никто до него даже не пытался использовать вместе, а по итогу мы теперь не можем представить себе историю без этого тропа.

Такое сочетание просто не могло не вызвать всеобщий ажиотаж, ведь “Драконий жемчуг” это не просто смешной комикс, каким раньше были комедии, а еще и вдохновляющая история героя, которая, при этом, не так далека от детского понимания реальности, что позволяет ребенку ассоциировать себя с главным героем.

На этом произведении выросло огромное количество авторов, которые хотели создать нечто похожее. Наруто, Ван Пис, Блич — какой бы сенен вы не назвали, скорее всего его авторы очень сильно вдохновлялись работой Ториямы. Да, пускай сейчас многим эта манга покажется странной, но она оказала огромное влияние на индустрию и стала прародителем жанра. Акира чем-то похож на Лавкрафта, ужасы которого в настоящее время хоть и кажутся довольно устаревшими, но в свое время они совершили революцию в жанре и показали, что можно делать “еще и вот так”.

После всех перечисленных плюсов “Драгон болла” кажется, что сказать уже нечего, но эта манга настолько влиятельна, что смогла оставить свой след абсолютно везде. История о мальчике по имени Сон Гоку настолько проста и понятна, однако, одновременно с этим, еще и гениальна, что захватила весь мир. До сих пор во многих уголках мира это произведение очень почитают и уважают, так как оно является семечком, из которого вырос целый жанр и поколение творцов. Франшиза Dragon Ball стала настолько популярной, что продажи манги исчисляются сотнями миллионов, количество аниме адаптаций переваливает за десяток, а игры и поп-культура до сих пор упоминают “Драконий жемчуг” и оставляют отсылки на него. 

И с приходом такого успеха Акира Торияма не оставил творчество, а наоборот стал пробовать себя в новых направлениях. Продолжая работать над новыми главами своего магнум опуса он создал свою собственную студию Bird Studio (такое название выбрано из-за его фамилии, так как кандзи “тори” (鳥) означает “птица”), на которой занимался экранизацией своих ранних работ, а также новых ваншотов. Кроме того он создал и продолжение своего хита — не менее успешный “Dragon Ball: Z”. И даже это еще не все: Акира приложил руку к созданию многих JRPG игр тех лет, занимался разработкой своих собственных игр и даже пробовал себя в написании музыкального сопровождения к играм. Думаю, что из всего этого вы понимаете, что это был не просто создатель популярной манги, а невероятно творческий человек, который приложил руку к огромному количеству работ, вдохновил миллионы людей по всему миру и имя которого навсегда останется не только в японской, но и мировой истории. 

По этой причине смерть такого уважаемого человека была огромным шоком для всего мира. Абсолютно все поспешили выразить соболезнования семье и многие ощутили это потерю очень сильно. Огромное количество известных людей выразили трибьют Акире Торияме. 

Джеки Чан:

“Akira Toriyama-sensei, thank you for creating so many classics, they will always be with the world, farewell. Rest in Power Akira Toriyama”

Рё Хорикава (сэйю, озвучил Веджета в “Dragon Ball: Z”):

"It was a bolt out of the blue, and even now i am filled with disbelief. The series had just begun a new journey. The story was supposed to be more and more thrilling and exciting. It is too sudden. It is a pity. Thank you very much for giving birth to this wonderful work. Please rest well”

Масаши Кисимото (создатель наруто), а также Эйчиро Ода (создатель Ван-Писа) так и вовсе создали огромное обращения, так как они были одними из тех, кто считали Акиру своим сенсеем.

Масаши Кисимото: 

"Я нашел новое удовольствие в жизни, следуя за своим учителем. Он всегда направлял меня"

"Когда мы впервые встретились, я был настолько взволнован, что не мог произнести ни слова"

Эйчиро Ода:

"Сама мысль о невозможности тебя больше увидеть наполняет меня печалью. Я так восхищался тобой с самого детства, и я даже помню день, когда ты впервые обратился ко мне по имени"

"Он выходец из эпохи, когда чтение манги делало тебя глупым, и создал эпоху, где и взрослые и дети наслаждаются и читают мангу"

"Надеюсь рай окажется прекрасным миром, таким, каким ты его изображал"

 

О смерти высказалась даже министр иностраных дел Китая, а также этому был посвящен выпуск новостей на сайте ANN (Anime News Network). Что уж говорить о влиянии Акиры на индустрию, когда даже враждующие мексиканские картели договорились о перемирии в знак уважения, а в дни выхода серий “Dragon Ball: Z” был спад активности банд, так как все смотрели сериал.


В итоге хочется снова повторить вышесказанное и сказать, что Акира Торияма был настоящей легендой и человеком, который сделал очень многое для современной манга- и аниме индустрии. Потеря такого большого человека это действительно трагедия, однако не стоит забывать, насколько огромное количество людей он вдохновил, поэтому именно в руках этих людей и нового поколения находится современное творчество. 

Автор: obsoletee