0
В корзине пусто!

Закрыть

Хорроры бывают абсолютно разными: одни будут создавать напряженную и пугающую атмосферу, заставляя игрока дрожать от малейшего шороха, а другие будут изо всех сил стараться напугать игрока десятками скримеров, прячущихся на каждом углу. Но сможете ли вы назвать самую жуткую хоррор игру? Вряд ли, так как страхи у всех людей разные и создать что-то, что будет откликаться в сердцах у каждого просто невозможно. К тому же, ужасы работают не только с чувством страха но и со многими другими, например, ностальгией. А как связаны хорроры и ностальгия? Давайте разбираться.


Как вы все прекрасно знаете, не всегда игрока пугают скримеры и обилие ужасных лиц, как в каком-нибудь FNAF. Хорроры, не только игровые, шагнули куда дальше и теперь стараются играть с различными чувствами и ощущениями игрока. Взять тот же небезызвестный Darkwood — при почти полном отсутствии скримеров и страшных резких звуков, как таковых, игра умудряется вызывать у игроков сильную тревожность. Тут все дело в ее атмосфере. Темный лес, болезненное одиночество и нечто, скрывающееся от наших глаз, но пристально наблюдающее за нами. Такая обстановка просто не может не заставить игрока нервничать, а когда ожидание чего-то пугающего тянется так долго, нервы начинают сдавать. 

К тому же, помимо пугающего леса, в этой игре есть и дом, где, за заколоченными досками окнами, игрок может почувствовать себя в безопасности и даже немного расслабиться. Кто-то скажет, что это неправильно, ведь такое решение полностью убивает атмосферу, однако те, кто достаточно хорошо знаком с жанром, заметят, что такие “оазисы” спокойствия просто необходимы, ведь позволяют произведению играть на контрастах.

Вот игрок боится, атмосфера давит на него, но постепенно он начинает привыкать к этой жуткой обстановке и чувствовать себя спокойнее. Тут же он попадает в спокойное место, совсем непохожее на то, что было до, он отдыхает, а затем игра снова выбрасывает его в пугающий мир, без возможности вернуться в безопасное место, заставляя снова нервничать, из-за того, что мозг отвык.

В общем-то, саспенс является основой для многих хорроров, особенно современных. Как-то так незаметно вышло, что из эпохи, когда модно было постоянно пугать игрока скримерами и резкими звуками, мы перешли к более спокойным хоррорам, которые не пугают, а заставляют игрока пугать самого себя. Нуарный стиль, эффект зловещей долины, узкие и давящие пространства — все это атрибуты многих современных хоррор игр. 

Причем эти инструменты иногда позволяют создать хоррор даже там, где он не подразумевался. Самым основным примером подобного стали, популярные год-два назад, лиминальные пространства. Этим термином называют места, которые являются переходом от одного места в другое, и часто их изображают в виде узких коридоров, тоннелей, мостов и подобного. Все это стало популярно благодаря старому игровому движку Source, который стал революционным в свое время, а сейчас стал выглядеть очень неестественно. 

В итоге это привело к созданию крипипасты, которая вышла далеко за пределы своего коммьюнити и породила даже серию игр — “Backrooms”. По сути — это сборник различных пугающих пространств, разделенных на множество этажей. Среди очень популярных можно выделить желтые запутанные коридоры, а еще бассейны и торговые центры.

К слову, последние два пространства получили развитие и тоже смогли обрасти новыми пугающими историями. В этот раз хоррор вырос из теории Shared Dream, которая пытается объяснить то, почему многие люди вне зависимости от местоположения, расы и культуры видят очень похожие по своей сути сны. Среди довольно популярных и, иногда, немного пугающих, как раз выделяют сны про заброшенные торговые центры, которые выглядят очень неестественно, общественные туалеты и все связанные с этим темы, как например сны, где человек оказывается без одежды в публичном месте, а также довольно пугающие кошмары, в которых у вас выпадают или крошатся зубы. 

В дополнение к вышесказанному можно вспомнить и еще несколько довольных популярных пугающих вещей, которые все из вас знают. Во сне, например, нельзя бегать или кричать, а также смотреть на часы и читать тексты. С попыткой бегать и кричать во снах сталкивалось большинство людей, поэтому все прекрасно знают, что ничего из этого у вас не выйдет, так как тело перестанет слушатся, а вместо криков будет, в лучшем случае, шепот. Часы и текст являются чуть менее распространенными, но все же популярными. Если посмотреть на циферблат часов во сне, то вы просто-напросто проснетесь, а вот с текстом все чуть интереснее, так как посмотреть на него можно, но, зачастую, он будет либо деформироваться, либо будет неразборчивым и бессвязным.

Самыми популярными из снов теории Shared Dreams являются как раз сны про торговые центры. Представьте, как вам снится, что вы, снова вернувшись в детство, гуляете по большому торговому центру, а потом заходите в какой-то магазин с игрушками, компьютерными играми или еще чем-то, что вы очень любили в детстве. Вы рассматриваете полки, выбираете, что хотите купить, но все, на что вы посмотрите, начинает искажаться и деформироваться. Даже во сне вы понимаете, что что-то не так, но все равно ощущаете радость от возможности приобрести что-то любимое, а затем просыпаетесь со странным ощущением дискомфорта.

К слову, в этом сне можно наблюдать еще одно популярное чувство, на котором любят паразитировать хорроры — ностальгию. Особенно в этом преуспели Digital и Analog хорроры. Первый связан со страхом человека перед технологиями, а также, в особенности, старым интернетом 00-х годов. Второй — с использованием аналоговых технологий, которые многие современные дети даже не застали. 

Несмотря на то, что пугают эти два хоррора по-разному, стоит сказать, что они почти не имеют никакого веса в отрыве от ностальгии, ведь большинство как раз использует темы, актуальные раньше. Например, утерянные игры на Flash. На всякий случай уточню, что Flash — это программа для создания веб-приложений, презентаций и анимаций, которая раньше была очень популярна и часто использовалась для создания простых игр и рекламы, а несколько лет назад ее поддержка была прекращена.

Ужасы про потерянные Flash-игры живут на ютубе, в виде фейковых записей геймплея. Одной из популярнейших является серия игр про Lacey. Самая первая из них была игрой в стиле “наряди персонажа”, которые были очень популярны в нулевых и найти их можно было любых сайтах с играми. В этой игре нам нужно одеть Lacey на свидание. Свидание с маньяком, которое заканчивалось смертью девушки. В дальнейших частях мы узнавали все больше ужасающих подробностей о жизни главной героини, а также увидели множество жестоких сцен, которые и запомнились фанатам этой игры.

Справедливости ради стоит сказать, что подобное, к сожалению, не несет в себе никакой ценности, кроме ностальгии, ведь в отрыве от нее серия игр про Lacey выглядит как жестокость ради жестокости, которую сделала группа школьников в шутку. 

С аналоговым хоррором все еще более грустно, так как он взлетел и мгновенно сгорел, из-за того, что стал не способом напугать, а развлечением для детей, которые использовали его элементы для рассказа своих страшных историй. К тому же получилось так, что для младшего поколения, которое не застало аналоговые технологии, такой вид хоррора стал еще более актуальным, ведь человек, который никогда не сталкивался ни с белым шумом, ни с другими артефактами этой эпохи, и не знает того, как все это устроено, действительно будет видеть во всем что-то потустороннее.

Довольно необычным представителем этого жанра, а также VHS эстетики, служит коротенький проект под названием “September 1999”. По своей сути он является чем-то вроде интерактивного фильма, в котором нам дается пять минут на то, что осмотреть несколько необычных и пугающих комнат, прежде чем игра просто закончится. 

Еще одним примером того, как хорроры эксплуатируют ностальгию, является довольно малоизвестная игра “KryptaFM”. К сожалению, сама  игра слишком маленькая и ничего выдающегося в ней нет, поэтому весь интерес скорее сводится именно к тому, как она пугает, и чем она отличается от других страшилок.

В игре мы будем играть за персонажа, который живет в маленькой польской деревне и сидит на форуме KryptaFM, на котором с другими пользователями обсуждает странные события, которые происходят в их селе. Наверное, главным преимуществом этой игры является то, как она передает атмосферу глубинки, заставляя игрока чувствовать то же самое, что многие, скорее всего, ощущали в детстве, когда оказывались одни загородом ночью, поздно возвращались домой, жили в неблагополучном районе и так далее. 

Именно так ощущается эта игра. В маленькой деревне, где даже освещение есть не везде, полагаться приходится только на свой фонарик, а истории о странных событиях, о которых пишут на форуме, только усугубляют положение. Самое интересное в ней то, что как только игрок успевает привыкнуть к происходящему, во всем селе отключается электричество. Все окутывает тьма, единственным спасением от которой может стать только фонарик, но и он, как назло, перестает работать. Теперь в кромешной темноте мы должны дойти до рубильника, чтобы включить электричество.

Несмотря на то, что этот момент является самым страшным в игре, а почва для идеального скримера уже подготовлена, концовка все равно оказывается совсем не такой, как все ожидают. Свет в деревне включился, герой спокойно вернулся домой, а на форуме наконец-то нашли виновника странных событий, которым оказалась обычная бездомная собака. Причем, хорошая концовка ждет не только нас, но и эту собаку, ведь одна из девушек с форума решила забрать ее себе. 

Но и на этом различные подвиды хорроров не заканчиваются. Довольно популярным видом хорроров являются психологические, которые не ставят целью напугать игрока, но рассказывают о различных травмирующих и неприятных событиях, способных вызвать дискомфорт. Примеров таких игр огромное множество: “Omori”, “Slay The Princess”, “Doki Doki”, “Hello Charlotte” и многие другие.

Многие из вас, скорее всего, также знакомы с такими жанрами как Found Footage и Псевдодокументалка. Чаще всего они встречаются в кинематографе, а между собой довольно похожи по своей ей концепции. В первом случае завязка строится на том, что кто-то нашел неизвестную кассету, диск или любой другой носитель информации, а на нем оказалась какая-то пугающая запись, фильм или что-то зловещее. Также иногда эти кассеты представляются зрителю как материалы с найденных записей с видеокамер, часто оставшихся после смерти героев фильма. Второй случай гораздо более распространен и даже выделяется в отдельный жанр кино. В нем герои ведут повествование якобы от первого лица, а сюжет часто повествует о каких-либо паранормальных событиях. В таком контексте они начинают ощущаться более реальными и пугающими, ведь зрителя стараются убедить в том, что все произошедшее реально.

Напоследок, вдогонку к жанру Found Footage, с его неизвестными кассетами, хочу рассказать не совсем про жанр ужасов, но скорее про пугающее явление под название John Doe и Jane Doe. Этими двумя терминами принято обозначать погибших людей, которых не удалось опознать, либо же людей, которых доставили в больницу в тяжелом состоянии, но еще не успели связаться с их родственниками или как-либо по-другому опознать пострадавшего.

Самое пугающее в этом жанре даже не то, что людей не удалось опознать, а то, что в попытке восстановить их внешний вид, часто получаются довольно пугающие, неестественные изображения, которые являются буквально квинтэссенцией эффекта зловещей долины. 


Как вы могли заметить, хоррор — довольно обширный жанр, в котором находят свое место самые разнообразные идеи. Каждое из произведений предлагает свой взгляд на, казалось бы, простое чувство страха и позволяет испытать новые, необычные эмоции.

Главное не забывайте о том, что лучшую атрибутику и сувениры по вашим любимым играм, аниме и фильмам, в том числе культовым хоррорам, вроде FNAF, Silent Hill, Resident Evil, и другим, вы можете купить в аниме и гик магазине “Суперлама”.