“Идеальная грусть” (Perfect Blue) — дебютный фильм Сатоси Кона и одна из его самых знаковых работ. Даже сейчас, спустя более 20 лет, тайтл пользуется большим уважением как в мировом коммьюнити кинолюбителей, так и среди обычных зрителей. Как же Кону удалось создать настолько успешное произведение? Об этом мы и поговорим в этой статье.
Как вы можете знать, для создания культового произведения не обязательно изобретать велосипед: иногда достаточно взять очевидные вещи и соединить их не самым очевидным образом. Так и поступил Сатоси Кон.
Айдолы, как понятно из названия, для жителей азиатских стран стали буквально объектами поклонений, что-то вроде ангелов во плоти. Большинство аниме, посвященных этой теме, презентуют их в соответствующем ключе. Единственной более-менее известной работой исключением является “Ребенок Идола” (Oshi no Ko), но и оно вышло только в 2023 году. Зачастую, даже если авторы решают показать повседневность айдола, то все выглядит довольно весело и приятно, как у обычных людей, что является большим заблуждением. Если про многих успешных звезд еще можно сказать, что за ними стоят обычные люди с обычной жизнью, то айдолов это вообще никак не касается и далее вы поймете почему.
В “Истинной грусти” Сатоси принимает нестандартое для своего времени решение, демонстрируя все ужасы такой жизни, начиная от условий контрактов, которые представляют из себя самое настоящее рабство, заканчивая психическими проблемами, к которым приводит образ жизни главной героини, а также постепенную деградацию ее сознания под гнетом окружающей действительности. К тому же, все это переплетается с множеством аудио-визуальных образов, с помощью которых Кон мастерски демонстрирует психологию и чувства персонажей. Причем то, как он показывает события фильма, даже более важно чем то, о чем именно идет речь, за счет мастерсткого понимания автором искусства кинематографа.
Итак, когда мы кратко обсудили ключевые концепции фильма, стоит поговорить и о сюжете, чтобы разобраться в деталях. Заранее предупрежу, что этот фильм стоит смотреть самостоятельно, так как передать многие моменты текстом крайне тяжело, поэтому пересказ будет очень кратким, чтобы освежить в памяти ключевые моменты. Тем, кто не знаком с фильмом, настоятельно рекомендую сначала посмотреть его, а затем возвращаться к этой статье.
Начинается аниме с небольшого фестиваля, в финале которого свое выступление готовит небольшая, но известная в узких кругах айдол группа под названием “CHAM”. Нам показывают фанатов, которые с интересом ожидают начало и обсуждают слухи о том, что лидер группы, девушка по имени Мимо, собирается покинуть ее и стать актрисой.
Спокойно провести выступление не удается: какие-то хулиганы решают сорвать его и поиздеваться над главной героиней. В ситуацию вмешивается странный мужчина, который до этого пристально, даже жутковато, наблюдал за Мимо и который сыграет не последнюю роль в фильме. Справиться с хулиганами ему не удается, однако последние все же уходят.
В начале карьеры актрисы, несмотря на какую-никакую популярность главной героини в прошлом, продюсеры отказываются давать ей серьезные роли, во-первых из-за предвзятого отношения к ней и неуверенности в том, что она с ними справится, а во-вторых как раз из-за того, что она была айдолом. Чтобы все, даже те, кто не знает, кто такие айдолы, понимали о чем идет речь, буду кратко объяснять. Дело в том, что такое название взялось не с потолка — айдолы буквально обязаны быть идолами для своих фанатов. Недостижимыми, белыми и чистыми. У них не должно быть отношений, их график буквально может быть расписан по минутам и у них нет абсолютно никакой свободы. Все, ради того, чтобы создать вокруг себя настоящий культ.
По этой причине продюсеры относятся к ней очень опасливо, так как, вживаясь в роли в кино, актер вынужден совершать поступки и говорить вещи, которые вряд ли сказал бы в реальности, а это может, как бы глупо это не звучало, очернить образ идола. Причем у этого могут быть и реальные последствия. Нередки реальные случаи, когда фанаты айдолов совершали ужасные поступки из-за любви к своим кумирам, поэтому любой проступок члена группы может быть расценен фанбазой очень негативно. Несмотря на все это, девушка не сдается и продолжает строить карьеру актрисы.
В один момент она даже обзавелась компьютером и начала изучать интернет, но наткнулась на блог про саму себя. Правильнее даже будет не блог про саму себя, а блог, который ведет чужой человек от ее лица. Все бы ничего, однако все то, что было там написано — это буквально реальная жизнь Мимо в подробностях. Не выдумки очередного фаната, а все то, что действительно совершает главная героиня. От прочитанного ей становится не по себе, но одновременно с этим происходит кое-что еще — после ее ухода из айдол группы она резко начинает набирать популярность, а треки попадают в биллборд топ-100 Японии. Мимо могла бы порадоваться за подруг, однако они вовсе перестают с ней контактировать и просто делают вид, что ее не существует, возможно считая, что именно из-за нее группа не могла достичь успеха. В совокупности, из-за всех этих событий, у главной героини начало рушиться восприятие самой себя как личности.
Со временем Мимо начала получать более серьезные роли, одна из которых стала переломной. Стоит понимать, что все это время главная героиня могла вернуться в айдол группу, но не делала этого сознательно. Вот только теперь ей предложили крупную роль, но она содержала сцену с изнасилованием. Если она согласится на это, то ее карьере айдола наступит конец и обратного пути не будет. Тревожность, которая росла в ней с момента ухода, стремительно начала близиться к пику.
Мимо соглашается сыграть роль и с этого момента начинается все самое интересное. Когда Мимо едет в поезде у нее впервые происходит расщепление сознания и вместо своего отражения она видит себя в образе айдола, которая говорит настоящей девушке “я не собираюсь это делать”, имея в виду ту самую злополучную роль.
На съемках все проходит хорошо, но, несмотря на то, что и сама Мимо и все ее коллеги прекрасно понимают, что это просто съемки и ничего страшного не происходит, главной героине все равно очень тревожно, ведь она понимает, что ее образ чистой и невинной поп-исполнительницы умер. Кульминацией становится сцена в ее квартире. Вернувшись домой девушка обнаруживает, что все рыбки в ее аквариуме умерли, метафорично давая нам понять, что приняв это решение ей пришлось распрощаться с частью своего прошлого, и на этой почве у нее происходит нервный срыв.
Мимо начинает еще сильнее сомневаться в правильности своего выбора, однако ее карьера резко начинает идти в гору. Она нравится зрителям и ее хвалят режиссеры, поэтому обещают более интересные роли в будущем. Есть только одно но. Тот самый странный мужчина, которого мы видели на первом концерте Мимо, оказывается ее сталкером, который следил за ней и вел блог от ее лица. Когда он узнает о том, что сделала главная героиня он меняет стиль блога и теперь это не просто посты от лица Мимо, а блог от лица идеальной версии Мимо. Образа, который он сам же и придумал. С этого момента главная героиня, все еще находящаяся в тревожном состоянии, начинает сомневаться в том, где реальность, а где выдумка, и какая из ее версий по-настоящему существует. Просто успокаивать себя она уже не сможет, ведь после того, как идеальная Мимо написала гневный пост о режиссере, который придумал сцену с изнасилованием, этот самый режиссер оказывается жестоко убит.
Чтобы еще сильнее раскрутить девушку в медийном пространстве ей устраивают интимную фотосессию, после которой, как и в прошлый раз, она чувствует себя очень дискомфортно из-за ощущения, что она поступает неправильно и плохо по отношению к себе самой. Да, она понимает, что такие фотосессии проводили много раз и до нее, и будут проводить после. Понимает, что ничего страшного в этом нет, но все равно очеь сомневается в своих поступках. К ней снова приходят видения с той самой идеальной Мимо, которые еще сильнее размывают границу между реальностью и выдумкой и давят на психику. То же самое происходит с ее сталкером, который окончательно сходит с ума, когда видит, что делает его кумир. Образ идеальной Мимо в его голове начинает говорить ему о том, что фальшивку, которая очерняет ее, нужно немедленно убить.
Главная героиня полностью теряет понимание реальности. Граница между той Мимо, которая появляется в сериале, настоящей и Мимо-айдолом полностью стирается. Когда она случайно попадает под грузовик она не умирает, ведь это все оказывается сном, но когда она разбивает стакан у себя в руках она чувствует боль от осколков. При этом даже чувствуя боль она не понимает, действительно ли она чувствует боль или это ее очередные видения. Апогеем этого безумия становится то, что читая выдуманный блог о самой себе главная героиня начинает сомневаться в его вымышленности, думая, что она просто забыла про то, что сама все это делала и сама его написала.
Параллельно с этим нам показывают и того самого фотографа, который сидит на диване и смотрит фильм. В дверь к нему стучится доставщик пиццы, а когда фотограв наклоняется за упавшей коробкой, этот доставщик нападает на него и ударяет по лицу отверткой.Тело фотографа падает на пол, а мы видим, что убийцей оказалась Мимо, которая яростно мстит ему за то, что осквернил ее чистый образ.
Мимо просыпается от звонка, все произошедшее оказывается просто кошмарным сном. Вот только звонит ей продюсер, чтобы сказать, что фотографа нашли мертвым в его квартире, а на теле было огромное количество колотых ран. В шкафу у себя дома девушка находит рубашку, испачканную кровью. Ту самую рубашку, в которой она была в своем сне. Из-за полного непонимания того, что происходит, и неуверенности в том, действительно ли она что-то совершила, она не решается пойти в полицию с этой уликой.
В итоге съемки сериала наконец подходят к концу. Вся команда устраивает небольшой праздник, а по его окончанию все разъезжаются по домам. Кроме главной героини. Мимо, поглощенная своими мыслями, бродит по коридорам киностудии, вдруг встречаясь лицом к лицу с тем самым мужчиной сталкером, который собирается ее убить. Девушке чудом удается спастись и убежать, после чего она встречает одну из своих продюсеров, которой рассказывает о произошедшем. Они вместе возвращаются на место происшествия, но никаких признаков того, что здесь что-то произошло, не находят. Продюсер, видя, что главная героиня бредит, отвозит ее домой, где Мимо пытается дозвониться до другого продюсера, чтобы рассказать о случившемся, однако он оказывается убит. Причем в этот раз оказывается мертв и сам сталкер, который совершил нападение.
К слову, это видим мы как зритель, а вот девушка просто слышит гудки, а помимо них она замечает кое-что еще. В аквариуме вдруг появились рыбки, а на стене висит плакат группы “CHAM”, который она сняла уже несколько месяцев назад. Окончательно девушка понимает что произошло, когда выглядывает в окно и видит совершенно другой город. Это не ее квартира.
Тут в комнату заходит еще одна Мимо, одетая как айдол. которой оказывается ее продюсер. Она начинает довольно странный монолог о том, что она настоящая личность, причем не только личность продюсера, но и настоящая личность Мимо. По итогам своего монолога она приходит к выводу, что раз она настоящая личность Мимо, то фальшивую, то есть главную героиню, нужно убить.
Между ними завязывается драка, в ходе которой Мимо пытается сбежать и позвать на помощь. В итоге ей удается перехитрить сумашедшую женщину и они оказываются на проезжей части, по которой навстречу им несется грузовик. В последний момент перед столкновением, при свете фар, женщина представляет как она стоит на сцене в свете софитов, не собираясь никуда бежать, но настоящая Мимо спасает ее от гибели.
В конце фильма нам показывают диалог Мимо и врача, который ставит ей диагноз “Биполярное расстройство личности”, из-за которого она живет не своей личностью, а тем образом, который она воспитала в себе. На выходе из больницы ее узнают медсестры, причем узнают они ее как актрису, а не поп-айдола.
В заключающей сцене Мимо садится в машину, смотрится в зеркало и заключает, что Мимо в отражении это она и никто другой. На этом фильм заканчивается.
Перед тем как рассказывать про сюжет я упомянул, что рассказывать о том, как этот фильм демонстрирует психологию персонажей в текстовом формате очень тяжело, но о некоторых приемах рассказать все-таки можно. Например, тут присутствуют все четыре всадника сюрреализма — жестокость, символичность, эротика и фрагментарность сюжета. Однако все это есть и во многих других как фильмах, так и аниме. Изюминку именно этому произведению добавляет, например, то, что в фильме про маньяка с раздвоением личности снимают фильм про маньяка с раздвоением личности. Кон мастерски строит структуру фильма так, чтобы все ощущалось как полнейший сюр. Пиком этого становится то, что несмотря на то, что нам, как зрителю, доступна та точка зрения, при которой мы видим вообще все, что происходит в фильме, но при этом мы все равно не можем понять в какой реальности происходит сцена до тех пор, пока она не закончится.
Мастерство Сатоси тут в том, что писать такие сюжеты на деле гораздо сложнее, чем может показаться. Придумать сюжет, где события прыгают от одной линии к другой, несложно, сложнее сделать так, чтобы не заставить зрителя скучать и ничего не понимать. В “Perfect Blue” Кон буквально водит зрителей за нос, заставляя их думать, что они все понимают, а потом внезапно переворачивает картину происходящего вверх дном, оставляя всех замешательстве. Например, хороший пример подмены сюжетных линий был в моменте, когда главная героиня читала блог о себе самой и не могла понять, что из этого она реально совершала, а что выдумано. Затем происходит склейка и мы видим, как мужчина с женщиной размышляют о том, что убийца может быть одержим образом, который он сам же и придумал. На этом моменте зритель может подумать “Вот и разгадка”, но тут появляется рябь и оказывается, что этот разговор мужчины и женщины это просто одна из серий сериала, который идет по телевизору.
Кроме того, стоит понимать, что сценарий содержит в себе не только текст с историей, ведь для полной передачи идеи фильма, зачастую, недостаточно просто снять все сцены и слепить в одно целое. Огромную роль в повествовании играет монтаж, а в частности — переходы между сценами. Тут мы будем говорить как раз про них. Видов переходов бывает огромное множество: склейка, скрытый монтаж, fade, cutaway, jump cut, wipe, cross cut, но сейчас обсуждать все не имеет смысла. В “Perfect Blue” важнейшими являются smash cut, монтаж маской и match cut, поэтому давайте поговорим о каждом из них по отдельности.
Shash cut — это внезапная склейка в какой-то резкий и неожиданный момент. Как правило она играет на контрасте: из какого-то страшного события нас переносят в спокойную ситуацию. Например, в той ситуации с грузовиком, когда главную героиню чуть не сбивают, резкая склейка переносит нас в кровать, давая понять, что все происходящее было просто сном.
Следующий важный тип перехода — монтаж маской. Его вы тоже наверняка видели и довольно часто. Как правило переход происходит за счет заслонения сцены при помощи какого-то объекта на первом плане, например проезжающего мимо поезда, пролетающей птицы или при заслонении движущейся камеры стоящим перед ней человеком.
И самый главный, самый сложный и самый часто встречающийся в этом фильме — это match cut. Match cut — это склейка между двумя различными сценами, в которых объекты или композиция визуально похожи или совпадают друг с другом. Фильм буквально начинается с того, как главная героиня едет в поезде и подтанцовывает музыке в наушниках, после чего совершает движение рукой, после которого нас переносят на выступление айдолов, где она продолжает то же движение рукой. Эта же сцена выступления заканчивается тем, что героиня поправляет волосы движением головы, продолжением которой становится сцена в магазине. Подобного в фильме крайне много и, в основном, благодаря этому приему создается ощущение потери реальности, ведь за всеми этими переходами становится сложно разобрать, что вообще происходит.
Как вы понимаете, Сатоси Кон не был бы признанным мастером, если бы все это было сделано просто так. Выбор именно этих трех переходов как основных был сделан неспроста, так как они, особенно второй и третий, позволяют создать эффект непрерывности событий, чтобы зритель смог прочувствовать, как главная героиня перестает понимать суть происходящего. Тут же очень сильно наблюдается и эффект Кулешова, с помощью которого Кон заставляет зрителей делать неправильные выводы о происходящем и еще больше запутывает их.
Smash cut, конечно, немного рушит непрерывность, но он используется очень аккуратно и грамотно, выдергивая зрителя из происходящего и заставляя еще больше сомневаться в своих догадках о сюжете. К тому же этот прием создает эмоциональные качели и при просмотре добавляет больше саспенса происходящему. Все эти приемы Сатоси Кон применяет с ювелирной точностью, чтобы зритель путался, но не терял суть происходящего полностью, чтобы смотреть было тяжело, но интересно.
В этом фильме Кон раскрывает себя как талантливого рассказчика. Он не пытается донести какой-то излишне глубокий смысл и чему-то научить зрителя. Он просто показывает, насколько хорошо он понимает искусство кинематографа и как изящно умеет пользоваться его инструментами. При этом, как я и говорил в самом начале, фильм все еще не просто пустота в красивой обертке, ведь он критикует айдол-культуру и к тому же этой идеей еще и опережает свое время. В 1998 году Сатоси Кон осторожно и ненавязчиво поднял проблему вымышленных образов, а в настоящее время эта проблема стоит невероятно остро, ведь образ в интернете теперь есть у каждого, не только у медийных людей. Причем, зачастую, этот образ чаще всего хоть немного, но идеализирован и в реальности мы совсем не такие, какими хотим казаться.
Теперь задумайтесь о том, что один из множества этих образов кто-то может захотеть примерить на себя, прямо как в “Perfect Blue” Об этом жутко даже думать, но все это гораздо более реально, чем может показаться.
Что же по итогу? Невероятный успех фильма принес Сатоси Кону средства на то, чтобы заниматься тем, что он захочет. Многие известные режиссеры делают отсылки на “Perfect Blue” в своих фильмах, а Даррен Аронофски даже выкупает права на экранизацию. Никакой экранизации по итогу не выходит, но зато сам Даррен теперь легально может один в один копировать сцены Сатоси Кона в своих фильмах. Сатоси Кона любят и его новые работы ждут с нетерпением, но о них мы поговорим в следующей статье.
Напоследок хочу рассказать один интересный факт о фильме. 21 августа 2008 года в Нью-Йорке Сатоси Кон дал интервью Джастину Севакису для сайта Anime News Network. В ходе диалога режиссер рассказал множество интересных фактов касательно производства своих работ, а также поделился подробностями из начала карьеры. В одном из вопросов интервьюер упомянул, что изначально Perfect Blue задумывалась как OVA, а во время работы была переформатирована в полнометражный фильм, из чего следовал вопрос о том, как сотрудники отнеслись к этому. Ответ Сатоси Кона оказался довольно забавным. Оказалось, что сотрудники даже не знали ни о том, какой проект создают, ни о чем он будет. Сатоси Кон часто просил их сделать какую-то сцену без какого-либо контекста, говорил фразы вроде “Эта сцена должна быть такой, потому что так надо”, “Мне нужна вот такая сцена для одного фильма”. После того, как произведение было закончено, состоялся закрытый показ для сотрудников студии, после которого многие из них оказались в полном шоке от того, что они все это время анимировали.
На этом обзор подходит к концу. Надеюсь, что вам было интересно почитать об этой работе Сатоси Кона и, если раньше вы относились к ней с опаской, вы пересмотрели свое мнение. Главное не забывайте, что мерч и прочую атрибутику по фильмам, аниме и играм можно купить в аниме и гик магазине “Суперлама”
Автор: obsoletee