“Представьте руку, что держит яблоко. Как вы думаете, что произойдет, если она отпустит его?”
Хотелось ли вам когда-нибудь узнать скрытый смысл какого-нибудь аниме, сериала, фильма или игры? Думаю да, ведь разбираться в произведениях и искать в них интересные детали, оставленные автором, крайне интересно. К тому же многие действительно хотели бы знать, что создатель пытался сказать своим творением. Вот только что если авторы ничего на самом деле не имели в виду? Что если все скрытые смыслы мы выдумали сами? На первый взгляд это может прозвучать глупо, однако я провел свое небольшое расследование и готов заявить, что мы все неправильно поняли.
Начать стоит с того, что обычно имеется в виду под выражением “скрытый смысл”. Когда речь заходит о нем, первое, что приходит на ум — это подтексты в повествовании. Кажется, все интуитивно понимают, что это такое, однако не всем удается их улавливать. Ни в реальной жизни, ни в художественных произведениях. Чего уж врать — я и сам из тех людей, кто когда-то слышал фразу “мы вам перезвоним” и действительно ждал, когда мне перезвонят.
В поисках ответа на вопрос, что такое подтекст и как его применяют непосредственно авторы, я наткнулся на произведение, которое сильно мне в этом помогло. Книга за авторством Линды Сегер — “Скрытый смысл. Создание подтекста в кино”.
С ее помощью я решил разобраться с тем, где искать скрытые смыслы. С этим все оказалось довольно просто — диалоги. Помимо диалогов для передачи подтекста также часто применяется мимика персонажей, жесты, их отношение к различным событиям и самим себе и так далее. Если вам показалось, что я перечислил почти все, что только может быть в произведении, то знайте, что вам не показалось. Дело в том, что подтексты есть буквально везде и во всех произведениях, так как с их помощью авторы избегают главной ошибки, которую можно сделать при написании сценария — передачи событий в лоб.
Ни в коем случае не стоит прямо доносить информацию. Причем не только потому, что это скучно и выглядит абсолютно не нативно, но еще и потому, что если, например, мораль произведения будет высказана в лоб, то в лучшем случае зритель ее просто не запомнит, а в худшем она вызовет у него отторжение, так как будет ощущаться как пропаганда и навязывание мнения. Важность донесения событий через подтекст в том, чтобы мы сами дошли до определенной мысли, таким образом она гораздо лучше отложится в нашем сознании и будет ощущаться как наша собственная.
Но в какие моменты появляется подтекст? На самом деле если всмотреться в многие произведения, то в, казалось бы, понятных поступках персонажей, можно увидеть скрытые мотивы, которые раскрывают их характер и истинные чувства. Однако, чаще всего, наибольшее количество скрытых смыслов спрятано в конце истории. Если в начале произведения персонажи стараются скрывать свою натуру от зрителя, оставляя лишь блеклые намеки, в виде двусмысленных поступков, то к концу, как правило, подтекст становится более осязаемым и постепенно переходит в обычный текст, а персонаж раскрывается и его мотивация становится ясна. Тут же умелые авторы часто делают одну интересную хитрость — то, что раньше было подтекстом, выводится в обычный текст и начинает подаваться в лоб, а зритель, который думает, что теперь ему все понятно, даже не догадывается, что в этих словах был еще один уровень подтекста и на самом деле в виду имелось абсолютно другое.
Такая необычная подача подтекста есть, например, в аниме “Вавилон”. К сожалению, из-за того, что оно вышло одновременно с многими очень популярными тайтлами, его заметило не очень большое количество людей, хотя аниме очень даже интересное. К тому же выделяет его и то, что оно наполнено скрытыми смыслами и подтекстами, но разгадать их довольно тяжело из-за еще одной важной детали — культурного барьера.
Культура и окружение, в котором мы растем, сильно влияет на восприятие многих вещей. Когда мы смотрим какое-то аниме, то между нами и автором встает огромная стена, разделяющая азиатскую и европейскую культуры. Эти культурные различия могут сильно мешать нам понять, что происходит в сериале, как это было, например, в “Эрго прокси”, которое ощущается как набор бессвязных событий. Дело как минимум в том, что европейцы и азиаты имеют немного разные стили мышления, например, азиаты мыслят функциями, в то время как европейцы мыслят категориями. Из-за этого мы часто обращаем внимание совсем не на то, что на самом деле должно быть на первом плане, поэтому не можем сложить пазл в своей голове и понять, что происходит.
Итак, мы закончили разбираться в теории подтекста и теперь в наших руках мощный инструмент, способный найти скрытый смысл в любом произведении. Думаю, что сейчас самое время попробовать применить его на практике и поискать скрытые смыслы.
Человек-бензопила — аниме о демонах, которые являются воплощением страхов людей, и охотников на этих самых демонов. История крутится вокруг парня по имени Денджи, который заключает контракт с демоном бензопилы и теперь должен исполнить свои желания для его выполнения. Если вы смотрели этот сериал, то знаете насколько его желания низменные, особенно в сравнении с остальными персонажами, которые постоянно напоминают главному герою о том, что он ничтожество и его мечты ничего не стоят. Тут мы видим очевидную критику общества, в котором важно казаться, а не быть. Это история о мире, в котором нет места искренности и добру. Если ты допустишь хоть одну ошибку — можешь прощаться с жизнью, ведь тебя убьют демоны.
Тут стоит сказать и о антагонисте — демоне-огнестрела, который сеет ужас по всему миру. Люди живут со страхом быть убитыми в любую секунду, если этот демон снова вернется в мир людей. И этой метафорой автор передает настроения людей в Японии, которые очень боятся наступления очередной мировой войны. Причем страх взялся не из ниоткуда — во второй мировой войне Япония была проигравшей страной и в течение многих лет была под оккупацией США, из-за чего между этими странами есть сильное напряжение, которое и передает автор.
Другим аниме, на котором мы попробуем применить наш инструмент будет классика — “Евангелион”. Тут даже стараться не придется: куда ни ткни — попадешь на скрытый смысл. Основными темами произведения являются религия и философия. Абстрактная подача с элементами психодела помогает автору, Хидэаки Анно, донести свои идеи до зрителей. Цель религии, проблемы принятия себя, страх войны, вопросы о смысле жизни и все скрывается за простыми битвами огромных роботов. И даже то, что я перечислил это еще не все. Из диалогов Синдзи с отцом можно понять, что у них очень натянутые отношения, что отсылает нас к проблеме отцов и детей. Помимо этого можно увидеть и процесс взросления Синдзи, для которого евангелион выступает чем-то вроде матери, что можно увидеть в одной из сцен с двумя холмами и тропой, которую мы видим от лица главного героя так, будто он находится в утробе матери. А чего стоят сцена в больнице или лифте.
Неплохо, не правда ли? У нас получилось разобрать два произведения и узнать, что авторы имели в виду. Теперь вы и сами можете попробовать посмотреть на привычные аниме с точки зрения подтекста и увидеть то, что на что раньше не обращали внимание.
Вот только есть одно большое но. Все, что я описал выше, когда рассказывал вам о скрытом смысле, который вложил автор — полная чушь, которая не имеет никакого отношения к авторскому замыслу.
Хидэаки Анно, после создания “Евангелиона”, давал интервью, в котором признался, что не вкладывал никакого глубокого смысла в свою работу. Все, что он пытался передать — свои чувства во время глубокой депрессии. Насчет религии он даже высказался отдельно, сказав, что добавил ее просто потому, что религия это атмосферно и стильно. Все теории людей, которые пытались понять в чем философский подтекст “Евангелиона” рухнули, так как оказалось, что создатель имел в виду совсем другое.
А спустя время, когда справился с депрессией и женился, так вообще открестился от старого “Евангелиона” и снял три фильма-рекапа, которые закончились совсем по-другому.
Как вы понимаете это касается и “Человека-бензопилы”. Тацуки Фудзимото — большой фанат боевиков, и единственное, что он хотел вложить в бензопилу, с его слов из интервью, — драйв, веселье и динамику. Он признался, что всего лишь хотел создать экшен, который сможет захватить дух и повеселить. Все отсылки на популярные фильмы, картины и так далее он сделал просто чтобы отдать дань уважения любимым произведениям и добавить своей манге необычных деталей.
И эта ситуация, когда автору приписывают то, что он не говорил действительно серьезная и масштабная. Тот же Фудзимото даже отреагировал на то, сколько теорий и скрытых смыслов нашли люди и выпустил сатирический ваншот “Просто послушай”.
В этом ваншоте парень решает написать песню с признанием в любви девушке, которая ему нравится, однако в какой-то момент эта песня становится сверхпопулярной, люди находят в ней огромное количество скрытых смыслов, слушают ее задом наперед, замедляют и что только ни придумывают. По итогу все заканчивается тем, что парень признается всем, что это просто песня про любовь и ничего скрытого в ней нет. Толпы людей остаются разочарованы, а та самая девушка задает ему всего один вопрос:
“Обе твои песни… Они ведь о том, как ты рисовал меня на уроках ИЗО в средних классах?”
Этот момент идеально описывает сложившуюся ситуацию, в которой ноунеймы из интернета заявляют, что лучше автора знают, что он имел в виду. Это никак не может быть правдой, ведь знать о том, что хотели сказать создатели произведений могут лишь близкие им люди, которые хорошо их понимают, и то не всегда. Однако самое худшее — это когда эти же ноунеймы начинают давить на авторов и заставлять изменять что-то в их работах. Нет ничего такого, если автор сам подхватит какую-то идею, которую придумали фанаты, но когда это происходит насильно и под угрозой отмены — это страшно.
После всего, что я описал, нерешенным остается один вопрос: стоит ли вообще искать скрытые смыслы, если мы никогда не догадаемся, что имел в виду автор? И ответ, конечно, — да. Не нужно пытаться понять, что пытался донести создатель произведения — лучше попытаться придумать свою трактовку происходящего, которая понравится вам. Произведения для того и существуют, чтобы собирать вокруг себя мысли и идеи разных людей, поэтому не стоит стесняться делиться ими — ради этого и существует творчество. И кто знает, может быть именно ваша собственная идея так понравится людям, что дойдет и до автора, который захочет воплотить ее в своем произведении.
Я считаю эту статью довольно важной работой, так как многие стесняются делиться своими мыслями и пытаются осознанно или нет прятать их за словами “автор имел в виду”. Мне кажется, что отказ от подобного поможет людям, особенно творческим, чуть больше раскрепоститься и найти новые источники вдохновения внутри себя.
Не забывайте, что найти сувениры и атрибутику по вашим любимым аниме, фильмам и сериалам можно в гик-магазине “Суперлама”
Автор: obsoletee