“Токийский гуль” — довольно уникальное явление для японской анимации. Это произведение удивительно плохое и, одновременно с этим, по-настоящему шедевральное, а его вклад в интернет-культуру настолько огромен, что сопоставим с “Тетрадью смерти” о которой слышали даже те, кто не знает, что такое аниме. Но что стоит за этим успехом? В этот раз я хочу поговорить о “Токийском гуле” как о явлении, которое переросло в культурный феномен, а также расскажу чем, по-моему мнению, “Токийский гуль” похож на “Devil May Cry”.
Чтобы лучше разобраться в ситуации начну издалека. Лично я, к сожалению, не застал тот период, когда манга и аниме только вышли, так как на тот момент аниме я не смотрел вообще. Так уж вышло, что познакомился я с ним довольно поздно, особенно сравнивая со сверстниками, и “Токийский гуль” был одним из первых моих аниме. Это было в 2019 году. Возможно, это когнитивная ошибка и я просто не обращал внимание раньше, но как раз в 18-20 году я больше всего слышал об этом произведении, поэтому все же решился его посмотреть.
И оно сработало. Я действительно остался очень впечатлен событиями первого сезона и с энтузиазмом посмотрел и все остальные, однако того же эффекта, что и в первом не повторилось, поэтому я тогда принял позицию, что первый сезон отличный, второй более-менее, а остальные слабые, основываясь только на впечатлениях без конструктивной критики. Когда я узнавал мнение людей об этом произведении, что тогда, что сейчас, большинство отвечали так же. В итоге, если расположить впечатления людей на графике, то у нас получается некая кривая, которая достигает своего пика в первом сезоне, а затем постепенно идет на спад. Что это значит? В голову приходят два очевидных варианта: либо постепенно аниме скатилось, либо первый сезон оказался переоценен. И вот теперь давайте думать, что из этого больше похоже на правду. Хотя, спойлер, я склоняюсь ко второму варианту.
В попытках разобраться в том, что все-таки не так с “Токийским гулем”, я спустя 2 года принял решение прочитать мангу. И она оказалась очень плохой. Сюжетные дыры, абсолютно пустые персонажи и по-детски наивные поступки. И именно так, при ближайшем рассмотрении, выглядит этот сёнен. И да, “Токийский гуль” — это действительно сёнен, ведь рассчитан на более младшую аудиторию. Почему же тогда это не указано? Ну, если не углубляться в детали, то это определяется не автором произведения, а зависит от журнала, в котором издается манга. Подробнее об этом вы можете узнать из статьи или видеоролика от Toku Tonari. Но в “Токийском гуле”, несмотря на то, что это типичный представитель жанра сёнен, довольно много сцен, которые просто-напросто не пропустили бы в другой журнал.
А помимо этого мы имеем 2014 год, для которого подобное аниме действительно является довольно жестоким и заметно выделяется смоей мрачной атмосферой на фоне остальных. Постарайтесь вспомнить, что было популярно в те годы. “Хантер х Хантер”, “Бездомный бог”, “Джо Джо” и даже первый сезон “Атаки Титанов” вряд ли сравнятся с уровнем дискомфорта, который создает гуль. Однако, если оценка жестокости — довольно спорный критерий, особенно в случае с “Атаки титанов”, то кое-какой другой критерий действительно серьезно повлиял на успех “Токийского гуля”, однако об этом чуть позже.
Если вспомнить культовые сёнены, которые были на слуху во все времена, то это, определенно, будут “Наруто”, “Блич”, “Хантер х Хантер”, “Ван-Пис” и другие. Их объединяет то, что это довольно теплые тайтлы, которые стараются быть ближе к зрителю. Мы ассоциируем себя с главными героями, которые стараются стать лучше, преодолевают препятствия и в конце концов приходят к своей цели. И большинство сёненов в то время опиралось на классику, которой и являлись эти тайтлы. И тут, среди дружественных тайтлов выходит “Токийский гуль”. Произведение о типичном добром главном герое, который попадает в абсолютно нетипичный мир. Жестокий и опасный, который будет жаждать его смерти. И ни капли былой близости со зрителем — этот мир будет давить своей мрачной атмосферой и ни за что не даст ему забыть, что ему здесь совсем не место.
Да, сейчас к мрачности в сёненах мы привыкли — “Клинок, рассекающий демонов”, “Магическая битва”, “Человек-бензопила” — вряд ли кого-то можно удивить подобным сеттингом. Но “Токийский гуль” вышел значительно раньше, предвосхитив тренд. Это действительно очень необычный ход для своего времени и разрыв шаблона. К тому же, хоть это на первый взгляд немного контринтуитивно, ассоциировать себя с главным героем стало значительно легче, ведь немало людей действительно вынуждены “сражаться” с обстоятельствами и жить в жестоком мире, гораздо больше похожим на мир “Токийского гуля”, чем на мир “Наруто” или “Хантера”.
Токийский гуль зацепил нас, а мы начали создавать ожидания к тайтлу. С каждой серией градус напряжения накалялся и все подсознательно понимали, что еще несколько серий и произойдет что-то. И в конце это действительно произошло.
Все, кто уже смотрели, знают о чем я говорю. Тот самый момент, который любой узнает по одному пикселю. Идеальный пример катарсиса — настолько сильного, что мурашки идут по телу, а в голове туман и мысли не могут сложиться воедино. Тут, я надеюсь, вы догадались, почему я решил не разбирать сюжет и персонажей — из-за эмоций мы сами их не замечали. Этот тайтл сыграл на наших чувствах, но помимо эмоциональности у него есть кое-что еще. Дело в том, что у него есть стиль. Та самая неизмеримая и неосязаемая характеристика, которая может как испортить впечатление от тайтла, так и заслонить собой все происходящие события так, чтобы мы просто не смогли ничего за ним заметить, что и произошло в этом случае. Только вдумайтесь, насколько это удивительное явление. Мы привыкли к тому, что авторы иногда прибегают к эмоциональным сценам и подтекстам, чтобы отвлечь внимание зрителя от определенных спорных моментов и сделать произведение менее убедительным в угоду зрелищности и эффектности происходящего. Однако, тут все сработало настолько безупречно, что эмоциональность и стиль всего одной сцены смогли спрятать от зрителя абсолютно все проблемы произведения.
И тут нельзя не вспомнить об игре “Devil May Cry”.
Меня нельзя назвать любителем игр. Фанатом слешеров тем более, а контроллер я держал в руках всего несколько раз в жизни. Но, как оказалось, “Devil May Cry” это та игра, которая просто не может не зацепить. Да, поначалу у меня не получалось вообще ничего, но, несмотря на это, я все равно получал искреннее удовольствие от игры просто из-за того, насколько Данте харизматичный и как он умеет превращать абсолютно все, к чему прикоснется, в стиль. Если вдуматься, то это буквально игра, которая находится на грани — шаг в сторону и весь ее соус превратится в кринж, который будет портить впечатление от прохождения. Но подобного не происходит и игра остается невероятно захватывающей.
Причем этим стилем умело сглаживаются любые углы. Ты плохо играешь? Ничего, Данте со своей харизмой подарит тебе достаточно мотивации продолжить играть. Быстро устаешь от чтения сюжета? Тут диалоги пролетают за секунды, снова благодаря харизме Данте. И так с чем угодно. Харизма Данте и стиль, который льется из экрана перекрывают собой абсолютно все аспекты игры, не давая нам отвлечься. Как мне кажется, именно благодаря этому игра настолько успешная — она может увлечь абсолютно любого игрока любого уровня и выходит далеко за рамки аудитории своего жанра.
А Канеки Кен — тот же Данте. Это персонаж, у которого есть свой соус. И сленговое слово “соус” здесь как нельзя уместно, ведь это не просто стиль, а нечто гораздо большее. Настолько большее, что позволило этому персонажу обмануть миллионы людей по всему миру и продать мангу, которая должна была провалиться, ведь в ней нет ни сюжета, ни проработанных персонажей.
В этом главная особенность и проблема “Токийского гуля” — он сработал один раз, оправдал наши ожидания и заставил нас оценить его выше, чем он есть на самом деле. Повторить такой феноменальный успех второй раз подряд почти невозможно, поэтому все остальные сезоны остались на таком же уровне сюжета, но уже без того самого фирменного стиля. Второй сезон смог кое-как отработать по инерции, однако к последующим сезонам люди немного отрезвели и заметили, что ничего такого, в общем-то, в произведении нет. Запомнился лишь первый сезон и его атмосфера, благодаря тому, что это было что-то уникальное, но за уникальностью не стояло прочного сюжета, который смог бы удержать зрителя дольше.
Плохо ли это? Отчасти немного жаль, что мы не получили полноценное произведение, достойное стать эталоном для последующих подобных аниме, однако даже так можно найти плюсы. Подобные культурные феномены объединяют людей и придают им мотивации. Несмотря на то, что к нашему времени образ гуля сильно исказился и стал восприниматься в ироничном ключе, это все еще интернет мем невероятных масштабов, который остается актуальным уже на протяжении почти десяти лет. И это действительно много. Многие мемы живут меньше месяца, многие популярные аниме теряют актуальность и перестают обсуждаться, но наследие этого произведения все еще в сердцах многих людей.
И несмотря на то, что мне искренне не нравится “Токийский гуль”, я не могу не любить и не уважать это произведение за его вклад в культуру. И даже у меня есть томик “гуля”, как дань уважения этому феномену. А купить мангу и сувениры по этому и многим другим тайтлам вы сможете в аниме и гик-магазине “Суперлама”
Автор: obsoletee