Хаяо Миядзаки — режиссёр, который доказал миру, что аниме — важный жанр в истории кино. Его мультфильмы соревнуются за главные кинонаграды наравне с полнометражными и дорогостоящими фильмами (и часто побеждают). Небольшая подборка из восьми нашумевших работ поможет вам окунуться в волшебные миры японского гения.
«Даже в пучине борьбы и ненависти жизнь стоит того, чтобы жить. В ней могут найтись прекрасные встречи и красивые вещи».
— Хаяо Миядзаки
Унесенные призраками
Главная героиня «Унесенных призраками» — десятилетняя Тихиро. Вместе с родителями она переезжает в сельскую местность. По пути в новый дом отец Тихиро ошибается дорогой, и семья оказывается в заброшенном городке. Увидев в безлюдном ресторанчике вкусно пахнущую еду, родители решают поесть, и вдруг оживает древняя магия.
Заброшенный город оказывается населен демонами, духами и волшебными существами, а прожорливые мама с папой превращаются в свиней. Тихиро придется пройти через множество испытаний, чтобы избавить своих родителей от чар и вернуться в мир людей.
Девочки, которые через игру и испытания получают новый опыт и буквально взрослеют духом, — постоянный мотив историй Миядзаки.
Принцесса Мононоке
Именно «Принцесса Мононоке» пробудила интерес международной аудитории к фильмам Хаяо Миядзаки и студии Ghibli: фильм был куплен для широкого американского проката компанией Miramax, переведен Нилом Гейманом и дублирован (исключительный случай для японской анимации на американском рынке). Правда, из-за плохой рекламной кампании театральный прокат прошел плохо, и «Принцесса Мононоке» стала куда популярнее после издания на DVD с японской дорожкой.
А ведь картина могла стать последней в творчестве Миядзаки! Он создал первые наброски к истории о принцессе, живущей в лесу, еще в 1970-е, а в конце 1990-х, планируя уйти из режиссуры, решил обратиться к классическому для себя экосюжету об уничтожении первозданной природы человеческой цивилизацией.
Средневековая Япония становится полем битвы людей и лесных божеств. На стороне леса — Сан, девушка, воспитанная богиней-волчицей. На стороне людей — леди Эбоси, которая развивает Железный город, вырубая для этих целей заповедный лес. Юный принц Аситака изо всех сил пытается примирить враждующие стороны. Но борьба становится все более кровавой, и надежда, кажется, потеряна навсегда.
В итоге «Принцесса Мононоке» стала первой анимационной картиной, завоевавшей награду Японской киноакадемии в номинации «Лучший фильм года». Так что Миядзаки передумал уходить и с тех пор снял еще четыре блистательные работы.
Мой сосед Тоторо
Сестры Сацуки и Мэй переезжают вместе с папой в деревенский дом. Девочки открывают новый для себя мир, населенный, как оказалось, не только людьми. Однажды младшая непоседливая Мэй знакомится с лесными духами — хранителями леса Тоторо, живущими в камфорном дереве. Один из Тоторо, похожий на гигантского полукота и полузайца, постепенно становится другом девочек, сопровождая их в ежедневных похождениях и приключениях.
Производство фильма было рискованным шагом: мало кто верил в зрительский успех картины про приключения двух девочек с монстром в сельской местности. В первое время его спасала только связка с «Могилой светлячков» — антивоенным гимном Такахаты, выпущенным одновременно с историей о Тоторо (комплект из двух фильмов продавался в японские школы для уроков истории и эстетического воспитания).
Постепенно любовь зрителей превзошла все самые оптимистичные ожидания. Образы Тоторо, кота-автобуса, черных чернушек оказались популярными среди зрителей всех возрастов, а профиль заглавного доброго лесного духа оказался на логотипе Ghibli.
Ходячий замок
Действие фильма происходит в параллельном мире Европы конца XIX-го века, где магия идёт рука об руку с техническим прогрессом.
Скромная жизнь шляпницы Софи полностью меняется, когда в окрестностях её города появляется ходячий замок таинственного волшебника Хаула, известного своими «похищениями» девичьих сердец.
Спасенная этим голубоглазым юношей от приставаний двух военных, она влюбляется в него. Однако, волнующая прогулка с ним обходится юной шляпнице ценой её красоты и молодости, отнятые колдовством ревнивой Ведьмы Пустоши. Это событие заставляет Софи покинуть родной дом и в отчаянии отправиться в пустошь, чтобы снять с себя проклятие…
Ведьмина служба доставки
Ведьмина служба доставки — это интересная и необычная история, основной темой которой является взросление и поиск своего места в обществе. “Что я умею?” — этот вопрос задаёт себе главная героиня в самом начале. И, как оказывается, умеет она только летать на метле. Однако и этому, не представляющему ничего необычного (по меркам ведьм), навыку находится достойное применение в службы доставки. Сталкиваясь с различными трудностями и преодолевая их, главная героиня успешно вливается в общество.
Хаяо Миядзаки велик и в образности мышления, и в неукротимой фантазии, и в технической стороне оживления рисунков. Но еще больше он силен в создании проблематики в процессе рассказа самых интересных историй в этом, казалось бы, детском жанре анимации. Истинный художник, властелин умов и пророк вне времени.
Автор: milkyriv.