0
В корзине пусто!

Закрыть

Место в топах лучших тайтлов на разных аниме ресурсах, заоблачные оценки зрителей и огромная фанбаза, тонны мерчендайза и повсеместные рекомендации к просмотру. И все это про аниме “Мастера меча онлайн”. Но что же это на самом деле? Неужели наши экраны посетил невероятный шедевр? Или же обычная серая посредственность, пытающаяся выехать на непрописанных героях, закинутых в такой же криво прописанный сюжет? Давайте разбираться.

Статья содержит спойлеры


Сегодня мы имеем дело с продуктом аниме студии A-1 Pictures Inc. Режиссером сериала выступил небезызвестный Томохико Ито, прежде принимавший участие в создании таких известных произведений как «Тетрадь смерти», «Девочка, покорившая время» и «Синий экзорцист». Первоисточником сериала послужила одноименная ранобэ за авторством Рэки Кавахара, вышедшая несколькими годами ранее.

Из написанного выше, можно заметить, что вроде бы образовалась благодатная почва для создания добротного аниме: тут тебе и талантливый режиссер, и набравший популярность первоисточник, и армия умелых аниматоров из A-1 Pictures, готовых реализовать самую смелую твою фантазию, но все равно что-то пошло не так.


Сюжет и манера повествования

Начнем с главной составляющей каждого произведения — сюжета. Аниме начинается с громких слов о том, что в недалеком будущем была создана первая многопользовательская игра с полным погружением, известная под названием «Мастера меча онлайн» (в оригинале «Sword Art Online»). В первый же день на сервер игры навалилось 10 тыс. человек, жаждущих поскорее очутится в столь долгожданном мире виртуальной реальности. Но тут происходит нечто странное — один за другим пользователи обнаруживают, что в меню отсутствует кнопка выхода из игры. Внезапно всех игроков переносят на главную площадь стартового города, где аватар создателя игры разъясняет все основные принципы работы, созданного им виртуального мира. Во-первых, игроки не смогут покинуть «SAO», пока кто-то из них не победит финального босса. Во-вторых, смерть персонажа внутри игры будет означать и смерть настоящего человека в реальном мире. В-третьих, если кто-то посторонний попытается снять шлем виртуальной реальности с пользователя в реальном мире, этот пользователь все также умрет. Кажется, это неплохая основа для нагнетания, не правда ли?

Изложенное выше, это краткое описание событий первой серии. Вот только действительно добротное начало сериала тонет под гнетом рваного повествования и неумелого раскрытия конфликтов в последующих эпизодах.

Вторая серия показывает события уже спустя несколько месяцев после начала игры. С помощью закадрового голоса главного героя нам объясняют, что за это время успело погибнуть несколько тысяч игроков. Грустно, наверное. Возможно, это событие было бы еще грустнее, если бы зритель сам мог его увидеть, а не узнать от голоса за кадром? Возможно сценаристу попросту лень прописать адекватный конфликт и создать атмосферу настоящего психологического триллера, поместив героев в действительно сложную ситуацию? Скорее всего. Что есть в игре эти несколько сотен человек, что их нет, зрителю абсолютно все равно. Можете сколько угодно называть говорить, что все равно только черствым и бездушным, но если вы даже не знаете, что это были за персонажи, как вы можете им сопереживать? Вы можете возразить, мол, в той же серии говорится, что это были обычные нубы, которых бросили на произвол судьбы, поэтому должно быть грустно за их смерть. Но, опять же, позже нам показывают Асуну, которая почему-то смогла взять себя в руки, каким-то волшебным образом умудрившись не умереть в первые недели игры, и, впоследствии, стать одной из самых сильных игроков «SAO». И в чем тогда разница? А разница лишь в том, что кого-то избрали для роли любовного интереса главного героя, а кого-то попросту убили за кадром для нагнетания псевдо драматизма.

Теперь стоит поговорить об особенностях повествования аниме. Сам по себе сезон разбит на две крупные арки. В контексте аниме вторая арка выглядит абсолютно неуместной и глупой, а помимо этого ее физически тяжело смотреть. А причина тому абсолютно «гениальная» идея победы над финальным боссом в середине сезона.

Еще пару слов о структуре сериала. Каждая серия первой половины сезона происходит спустя довольно продолжительное время, после окончания предыдущей. Именно такое несбалансированное повествование и не дает как следует насладится особенностями мира виртуальной реальности и отследить развитие персонажей. Хотя о каком развитии вообще может идти речь? Каким главным герой был в начале аниме, таким и остался, с поправкой лишь на то, что он нашел свою любовь, обрел друзей и якобы научился ценить жизни окружающих. Из серии в серию мы наблюдаем за похождениями центрального персонажа, который с помощью своих навыков в игре, становится одним из наиболее высокоуровневых игроков. Каждый новый эпизод можно видеть, как Кирито (именно так зовут аватар главного героя) либо помогает более слабым игрокам, либо сражается с очередным боссом, либо мирно проводит время в компании Асуны. Вот и все события первой половины сериала в одном предложении. Довольно уныло и скучно, не находите?


Сеттинг

Подавляющая часть событий тайтла разворачивается внутри онлайн игры и если воспринимать эту игру такой, какой ее задумали создатели аниме, то при просмотре начинают возникать некоторые претензии, касающиеся уровня продуманности данной вселенной.

В сериале нам четко представляют и Армию Освобождения, которая, по сути, является крупным объединением игроков, твердо намеренных пройти игру до конца и освободить всех заточенных в ней пользователей, и персонажа рыбака, который не особо стремился найти выход из ловушки, в которой оказался, а также игроков, промышляющих убийством других пользователей, с целью нажиться на их луте и снаряжении.

Так почему же не развить все эти темы? Почему бы не показать и других персонажей, которые смирились с таким положением дел и не хотят возвращаться в реальный мир, ведь многие пользователи погружаются в виртуальную реальность, дабы убежать от реальных проблем? Подобные идеи могли бы существенно повлиять как на убеждения членов Армии Освобождения, так и на поведение главного героя и пошатнуть их веру в целесообразность возвращения в реальный мир. Ведь зачем жертвовать жизнями невинных людей в многочисленных сражениях с боссами на передовых уровнях, если можно просто смириться и наслаждаться жизнью в этом искусственном, но таком прекрасном мире?

Также возникает и другой вопрос: можно ли считать игроков-плеер-киллеров серийными убийцами? Они ведь точно знали, что смерть в игре равна смерти в настоящем мире. Или же вся вина лежит на создателе SAO, это ведь он поместил столько людей в такие сложные условия? Получается, он самый массовый серийный убийца в истории мира этого аниме?

Возникают и другие вопросы, связанные уже с реальным миром, продемонстрированным в произведении. К примеру, как происходила адаптация игроков, которые смогли выбраться из виртуальной ловушки к реальному миру? Возможно, у них присутствовало что-то вроде посттравматического синдрома, ведь они воочию видели столько смертей? Но опять такая любопытная деталь останется за кадром. Тогда другой вопрос: каким образом феномен «SAO» повлиял на игровую индустрию данного мира? Может, из-за этого происшествия резко упали продажи игр, в которых используют шлем виртуальной реальности, ведь люди могли начать опасаться за свою жизнь? Ну, хотя бы на этот вопрос аниме дает ответ — ничего не изменилось. Абсолютно. Конечно, в сериале говорят, что новые модели подобных шлемов стали более безопасными, но опять же, это лишь слова.

Что же касается главного героя, то уже спустя несколько месяцев он вновь погружается в виртуальную реальность. Только теперь это не знакомый с первых серий мир «Мастеров меча», а новая популярная игра под названием «ALfheim Online», которую вкратце можно описать как приторный мир феечек. В этой ситуации, опять же, сказывается несбалансированный сюжет. В начале сериала на пафосно заявляют, что в мире «SAO» игроки не могут сражаться с помощью магии и что здесь в принципе нет никаких заклинаний и тому подобного. И что же мы можем наблюдать спустя несколько серий? Во второй половине сезона персонажи уже спокойно кастуют фаерболы и используют свои магические фейские крылышки для полетов над живописными пейзажами мира «ALO». Поместить одних и тех же героев в разные игры с совершенно разными механиками? По-моему, это просто отличная идея.


Персонажи

Прописанные персонажи всегда являются ядром хорошей истории. Именно благодаря им мы можем погрузиться в новый, доселе неизвестный нам мир, именно им мы будем сопереживать на протяжении сюжета произведения. Так, каких персонажей нам предлагает «SAO»? Начну, пожалуй, с главных героев.

Кадзуто Киригая, он же Кирито, он же Чёрный Мечник, он же главный герой — ключевой персонаж, за действиями которого нам предстоит следить весь сезон. Он обычный японский школьник, о характере которого можно сказать исключительно позитивное: он добрый, самоотверженный, заботливый, храбрый и решительный. Мало того, он еще и довольно привлекательный, о чем красноречиво говорит наличие нескольких влюбленные в него девушек. Из-за этого начиная, приблизительно, с трети сериала, он становится похожим на главного героя какого-то гаремника. Но самое раздражающие в этом персонаже то, что все зрители с самого начала знают, кому из игроков суждено стать «самым сильным» и, в конце концов, победив главного босса, пройти игру до конца. За таким персонажем попросту не интересно следить. Вы, возможно, возразите, заметив, что кому, как не главному герою истории побеждать главного гада? И, конечно, можно было бы согласиться с вашим, вполне естественным замечанием, находись мы в цельной истории, где персонажи развиваются и меняются на протяжении сюжета, улучшают свои навыки, дабы одержать победу над злом, а не уныло шатаются по виртуальному миру на протяжении всей игры. И, по канону таких тайтлов, весь путь прокачки Кирито из серии в серию сжимается до несколько слов о том, как он повысил свой уровень и победил много монстров. Все самое интересное, а именно само развитие персонажа, как в плане навыков, так в плане характера, либо оставили за кадром, либо вообще проигнорировали.

Приблизительно такую же характеристику можно присвоить и Асуне, с поправкой лишь на то, что она дочь президента крупной японской корпорации. Все та же привлекательная внешность, тот же идеальный характер и, кроме того, она еще и вкусно готовить умеет.

Второстепенных персонажей постигла более страшная судьба — их представили абсолютно безликими. Нет, не безликими в прямом смысле слова, ведь в плане привлекательного дизайна здесь все отлично. Просто милые лица им сделать потрудились, а наполнить эти красивые обертки внятным характером, видимо, забыли. К примеру, здесь буквально присутствует персонаж девушки с драконом, которая в сюжете появляется на полторы серии, но уже пафосно красуется на постере наряду с главными героями. Кто она, какая ее роль в сюжете, зачем было ее вводить в повествование — ответа мы не получим. И таковы все второстепенные персонажи — они попросту бесхарактерные и пустые элементы окружения.

Отдельного внимания заслуживает злодейский злодей, великий манипулятор и изобретатель, который и является создателем «SAO», и имя ему Акихико Каяба. Зачем же он создал такой огромный виртуальный мир? Да просто потому что ему так захотелось. В своем последнем монологе он прямым текстом говорит, что и сам уже забыл, зачем ему все это надо. Главный злодей не имеет никакой мотивации. Он просто хотел построить исполинскую крепость в небе. Наверное, это очередная гениальная метафора, которую поймут только избранные фанаты. Ну, построил бы он свой летающий замок, вот только зачем тогда становиться убийцей? Вопрос остался без ответа.


Романтика

Многие нахваливают данный тайтл за хорошую романтическую линию, называя пару Кирито/Асуна одной из лучших канонических пар в аниме. Видимо многие считают, что они неплохо смотрятся вместе. Что-ж, это уже чистой воды субъективизм. В этом же пункте мы поговорим именно о развитии отношений между героями, а не на их лицах и внешних параметрах парочки.

Первое, на что хочется обратить внимание это внезапно вспыхнувшая любовь между главными героями. Асуна появляется в сюжете во втором эпизоде, представая перед зрителем совершенно не смыслящей в игре, но талантливой персоной. Затем она пропадает на несколько серий, чтобы потом явится перед Кирито уже прокаченной, да и к тому же членом сильнейшей гильдии «SAO». Несколько совместных сцен, неловкие пикантные моменты, без которых видимо никак нельзя обойтись и вуаля — герои уже по уши влюблены друг в друга. Стоит ли говорить о том, что это очень плохая и сумбурная романтическая линия.

Вторая значимая деталь, это запретная любовь Сугухи к своему старшему брату. Действительно, почему бы и нет. Уверен, эта подробность мира аниме была безумно необходима повествованию, ведь создавать драму из воздуха это любимое занятие сценаристов данного тайтла. Куда же в современном тайтле без темы запретных отношений брата и сестры?


Техническая составляющая

С чем-чем, а с этим пунктом у «Мастеров» все просто отлично. Прорисованные задние планы, иллюстрирующие невероятно красивые пейзажи, хорошо проработанные города с детализированной псевдо средневековой архитектурой и уютные маленькие деревеньки, которые радуют глаз. Не подвела и анимация, в особенности во время динамических сцен сражения. Единственное, к чему здесь можно придраться, так это 3D боссы, с которыми сражаются герои — они немного выбиваются из общей стилистики данного тайтла. Причина использование 3D технологии предельно проста — банальное упрощение работы с такими крупными объектами как огромные монстры, ведь 3D анимация в наше время гораздо дешевле и проще в реализации, чем 2D, поэтому это не так уж и важно, ведь, в итоге, графическая составляющая на высоте.

По поводу музыкального сопровождения сказать особо нечего. Опенинги и эндинги довольно неплохие, но ничем примечательны и не выделяются. Скорее всего, это уже субъективное мнение, ведь, музыкальные вкусы у всех разные. Музыкальные темы, которые сопровождают действие в самом сериале, довольно неплохие и подчеркивают атмосферу, однако в них все так же нет ничего выдающегося.


Итог

В итоге, мы имеем довольно средне аниме, которое не удосужилось полностью раскрыть те темы, которые само и затрагивает. Заурядную пустышку, наполненную такими же пустыми персонажами в любопытном, но не проработанном сеттинге. Второсортный сериал, который не может похвастаться ничем кроме хорошей визуальной составляющей и неплохой музыки. Но не стоит забывать, что любое аниме заслуживает быть вашим самым любимым, потому что вкусы у всех людей разные. 

А найти сувениры и мерч по этому и многим другим тайтлам для себя и в подарок вашим друзьям и близким вы сможете в аниме магазине “Суперлама”.