Аниме “Врата штейна” является довольно популярным и хорошим по мнению людей. По версии одного из популярнейших русскоязычных сайтов этот тайтл занимает 4 место по рейтингу, среди всех существующих аниме, отставая при этом от аниме, находящегося на 1 месте всего на 0.04 балла. Аниме считается лучшим психологическим аниме, а также хорошим примеров аниме в жанре научная фантастика. Но так ли все хорошо с этим аниме? В этой статье мы разберем минусы этого аниме и узнаем, за что некоторые люди не любят это аниме.
Важно уточнить, что все сказанное касается только аниме-сериала и рассматривается он отдельно от визуальной новеллы, которая является первоисточником.
Статья содержит спойлеры
Первую и очень серьезную проблему аниме мы увидим с первых же серий. Дело в том, что сюжет построен очень непоследовательно, при этом эта непоследовательность выглядит не как авторская задумка, а как хаотичный поток информации. При этом каждый раз когда происходит что-то важное аниме не фокусируется на этом. Зритель начинает интересоваться тем, что произошло, хочет разобраться, а персонажи как будто игнорируют это и начинают отдаляться от события и даже не вспоминают об этом.
Например, смерть Курису Макисэ. Когда Окабэ увидел ее труп он был очень шокирован, такое точно должно было отложиться в его памяти надолго. Однако когда он снова видит Курису живой он удивляется, но после того как понял что она действительно жива забывает обо всем. Логично было бы, если бы он начал пытаться разобраться в том, что случилось и почему Курису вновь ожила, но Окабэ даже не думает об этом. Он принимает все как факт и продолжает заниматься своими делами.
Помимо всего прочего спустя время Окабэ задается вопросом, можно ли менять прошлое с помощью d-мейлов. Тут непонятно почему он вообще задал этот вопрос, если живая Макисэ Курису и есть доказательство того, что письму могут менять прошлое. Но даже если простить этот момент непонятным остается то, почему Курису никак не отреагировала на то, что ее посчитали мертвой. Девушка преподносится сюжетом, как любопытный ученый, который всегда пытается во разобраться в чем-то непонятном для себя. Однако когда ей говорят, что она умерла, затем воскресла это не вызывает у нее никакой реакции. Она видит, что Окабэ может отправлять письма и меня прошлое, а значит он не врал, что мог увидеть как ее убили, но ее это совсем не интересует.
Еще одной проблемой становится отсутствие цели как таковой. Каждое аниме должно к чему-то стремиться, но тут у героев нет цели. Мы просто видим как они что-то делают. Сначала видят как воскресает девушка, потом изобретают машину времени, потом отправляют письма и мы все еще не понимаем зачем. Например, чтобы проверить работоспособность машины времени они могли отправлять безобидные письма, которые никак не смогут изменить мир. Окабэ сам говорил, что машина времени это опасная вещь и нужно отправлять письма аккуратно, однако спустя пару серий он забыл про это и разрешил всем подряд отправлять любые письма, иногда даже не спрашивая, что человек написал в письме.
Очень часто в аниме случайности преобладают над действиями персонажей. Персонажи не сами создают прогресс для сюжета, а сюжет двигает себя сам на случайностях. Они случайно отправляют письма в нужный момент, Курисэ случайно заходит в лабораторию именно во время эксперимента, Окабэ случайно узнает о деятельности SERNа, случайно знакомится с Кирю Моэкой, персонажи случайно рассказывают друг другу о машине времени и так далее. Конечно, аниме может содержать условности, которые помогут в развитии сюжета, но аниме не должно целиком держаться только на условностях.
При этом главные персонажи не раскрываются. Когда речь идет о путешествиях во времени главным вопросом для персонажей становится то, что они хотели бы изменить. Ответ на этот вопрос поможет лучше понять персонажа и хорошо его раскроет, но этого не происходит. Главные герои даже не говорят о том, что не хотят ничего менять, они просто не поднимают эту тему вообще. Единственный человек, который хотя бы как-то раскрывается — Курису. Она говорит о том, что не хочет менять свое прошлое, потому что ее поступки формировали ее саму и это важный момент, ведь показывает ее жизненную позицию. Но все еще актуальным остается вопрос, почему они не выиграли деньги в лотерею, ведь это был бы хороший способ использовать машину времени ради своей пользы и без каких-либо последствий. Окабэ говорит, что не хочет привлекать к себе внимание, однако он мог выиграть не главный приз. Но почему-то он решает отправить письмо не себе и выиграть, а отправить другому человеку, который все перепутал и не выиграл. После этого они хотя бы поняли, что могут получить сколько угодно денег, благодаря лотереям, но при этом никогда не пользуются этим.
Как пример плохого раскрытия главное героя можно отметить, например, Хасида Итару, которого все называют Дару. Про него нельзя сказать ничего конкретного, он преподносится нам как “толстый отаку хакер”. Он просто постоянно пошло шутит или работает за компьютером. Он может починить и взломать все что угодно, но нам не рассказывают где он всему этому научился или как он это делает. Ему просто говорят что-то сделать и потом показывают результат. Особенно странным был момент с машиной времени, которую починил Дару. Для каждого человека очевидно, что строение машины времени кардинально отличается от строения приборов, существующих в настоящем времени. При этом все, что надо Дару для капитального ремонта — ключ на 12.
Самая главная проблема — что основная и самая интересная часть истории — это события. Представьте, что если бы в первой серии “Наруто” Наруто захотел стать хокаге, а уже во-вторый нам показали, что он уже всего добился. Здесь такая же проблема — гораздо интереснее проследить за проблемами, с которыми столкнется Дару при починке и узнать, каким способом он собирается ее починить, а не просто увидеть готовую машину времени.
Следующим странным персонажем является Кирю Моэка. Она случайно подходит к Окабэ на улице, показывает фотографию IBN-5100 и спрашивает, не знает ли он, что это за компьютер. Окабэ говорит про Дару, а Моэка просит электронную почту Дару, чтобы узнать побольше о компьютере. Окабэ дает ей свою почту, они расходятся и тут начинаются странности. Спустя время Окабэ и остальные члены лаборатории находят IBN-5100, затем, с его помощью, узнают секреты SERNа и об экспериментах на живых людях. Окабэ сам понимает, что информация, которую они узнали очень серьезная и говорить об этом никому не стоит, но при этом он пишет Моэке, которая для него обычный незнакомый человек и рассказывает о том, что они нашли компьютер. Странно, что Окабэ не понимает, что просьба Моэки увидеть компьютер несколько странная. Вряд ли она захочет просто сфотографировать его, ведь фотография уже есть. Можно догадаться, что она хочет его использовать. При этом единственное применение компьютера — расшифровка базы данных SERNа. Скорее всего раз Моэка ищет компьютер, то она уже знает об этом, а значит вполне может даже являться шпионом SERNа. И все это абсолютно никак не смущает Окабэ. Он пишет ей и приглашает ее в свою секретную лабораторию, а видя, что она пыталась украсть компьютер, не выгоняет ее, а делает новым членом лаборатории. После этого она еще и попросила отправить письмо в прошлое, а Окабэ ей разрешил. Снова абсолютно неясно почему Окабэ разрешил незнакомому человеку, который сам попросил отправить письмо разрешать это делать. Вряд ли Моэка захотела отправить письмо просто из любопытства, наверняка она хотела изменить что-то в прошлом. При этом Окабэ проговорился ей о том, где нашел IBN-5100, так что она вполне могла захотеть отправить себе в прошлое его координаты. Самым глупым моментом является то, что никто даже не проверил, что напечатала Моэка и никто не сомневался в ней, даже после того, как все видели насколько она подозрительная личность. История с Моэкой невероятно странная и не поддается никакому логическому объяснению.
Следующей большой проблемой является концепция полей аттракторов. Дело в том, что поле аттракторов — это совокупность бесконечного множества мировых линий, которые приводят к одному и тому же результату. В аниме это реализовано в виде смертей Маюши, которые попросту абсурдны. В аниме все преподносится так, будто само поле пытается убить Маюши, а не события. В итоге получается так, будто это не поле аттрактора, из которого можно выбраться, а судьба. Было бы логично, если бы за девочкой постоянно охотились наемники и каждой линии пытались ее убить, но даже то, как это реализованно в аниме выглядит странно. Каждый раз она умирает в одно и то же время, что просто невозможно. К тому же, если ее не убивают наемники она умирает по-другим еще более абсурдным причинам.
Пик абсурда можно было бы увидеть в сцене, когда Маюши и Окабэ сбежали от наемников и стояли на станции метро. Они стояли рядом, держась за руки, на достаточном расстоянии от путей, но при этом все равно маленькая девочка, которая упала на Маюши смогла столкнуть ее на огромное расстояние прямо под поезд. Проблема в том, что Окабэ мог вернуться в прошлое и снова прийти в метро, но в этот раз поймать маленькую девочку и спасти Маюши. По правилу полей аттракторов Маюши могла бы выжить, однако по логике аниме предполагалось, что после спасения должно произойти что-то еще, что убьет ее. Хотя это неправильно.
Поясним еще раз: аттрактор — это событие, повлиять на которое почти невозможно и которое должно произойти в любом случае. Например, если при строительстве дома строители допустили ошибку в закладке фундамента, то дом будет очень неустойчивым и однажды дом может рухнуть. Предположим, что спустя 40 лет это должно случится, а значит если бы аттрактор работал правильно, то Маюши должна была бы умереть под развалинами дома. Но вернувшись в прошлое, Окабэ может увести ее из этого дома и она бы выжила. Суть в том, что они не смогут влиять на аттрактор — дом, потому что никак не могут повлиять на то, совершат ли ту ошибку строители, но они могут просто уйти от аттрактора. В аниме эта логика реализована неправильно.
Это далеко не полный список проблем аниме “Врата Штейна”, однако его все еще нельзя уверенно назвать плохим. Это вполне интересное и необычное аниме, которое просто является настолько сложным в реализации, что в нем появляется куча ошибок и неточностей. Аниме очень далеко от идеале, но и плохим его точно назвать нельзя. Оно могло быть гораздо лучше, если добавить объяснение некоторым событиям и лучше реализовать идею первоисточника, но пока что мы имеем то, что имеем. Вряд ли именно аниме, в отдельности от истории новеллы заслуживает тот рейтинг, который имеет, но оно все еще является неплохим представителем своего жанра.
А купить различную атрибутику по этому и не только аниме вы можете в магазине Суперлама, где вы найдете огромное количество самых разных и необычных товаров.
Автор: obso1etee