0
В корзине пусто!

Закрыть

Каждое аниме, манга и любое другое произведение, часто имеет некоторые условности и допущения, которые помогают сюжету двигаться, объясняют некоторые детали и помогают лучше погрузиться в сюжет. Они не являются проблемой, при грамотном их использовании, но, иногда, что-то идет не так. 

В этот раз мы разберем очень спорную мангу “Сигнал 100” и на ее примере постараемся понять, как работает сюжет произведения и как условности влияют на впечатления читателя.

Статья содержит спойлеры


Это всего лишь мое мнение и восприятие, но, после прочтения манги, я был в некотором замешательстве. Все дело в том, что, пытаясь вникнуть в сюжет и погрузиться в атмосферу произведения, я постоянно как будто спотыкался о сюжетные условности. Поначалу я не стал уделять этому большого внимания, все-таки это можно было бы счесть за придирку. Тем более незначительные дыры в сюжете можно исправить другими интересными моментами. Но чем дальше шел сюжет, тем быстрее он разваливался. Кажется, что автор даже не старался, но торопиться с выводами мы не будем. Возможно у всего этого найдется объяснение.

Давайте поговорим о сюжете. История рассказывает нам о школе, в частности об одном учителе. Ему достался трудный класс, с которым у него были, мягко говоря, натянутые отношения. В один момент все переросло в ненависть со стороны учителя и он решил “проучить” подростков. Он загипнотизировал их. Но его гипноз был довольно необычным — выполняя одно из ста определенных действий, называемых “сигналами” ученик сразу же совершал самоубийство. Таким образом, ученики оказались затянуты в игру, в которой они должны попытаться понять, какие действия для них смертельно опасны, при этом не совершив их. 

Звучит интригующе, не правда ли? Идея действительно интересная, но вот реализация очень сильно пострадала. Правил целых 100, нужно следить за каждым, а это довольно сложно. Все усугубляется еще и тем, что многие из правил очень легко выполняются случайно. Банально, можно забыть о существовании одного из правил, ведь с таким количеством ограничений любое движение для сюжета очень опасно. Сюжет буквально движется по минному полю, ведь один мельчайших недочет автора будет создавать серьезную сюжетную дыру.

И вот пример одной из таких дыр. Одно из правил, которые нельзя нарушать говорит о том, что нельзя громко смеяться. Кажется, вы уже догадываетесь. Тут нет четкой границы, ведь нельзя точно сказать, когда смех громкий, а когда нет. Автор может использовать условности, чтобы обходить это ограничение, убивая тех, кто должен умереть и оправдывая других. В сюжете есть персонаж, который много раз смеялся, но остался жив, потому что был важен для сюжета. Да и само действие довольно простое и выполнить его случайно не составит труда. И автор забывает об этом. Автор сам ограничил себя, но сделал это так, чтобы любую сюжетную дыру можно было оправдать тем, что это просто условность. Это заставляет насторожиться.

Помимо этого было множество сигналов, которые можно выполнить абсолютно случайно, занимаясь повседневными делами. Конечно, можно возразить, что аниме не про повседневность и в том состоянии, в котором оказались студенты, таким заниматься никто не будет, но опять же — это условность.

И все, что было описано выше спокойно можно принять, ведь это не так уж и критично, но есть еще одна проблема, гораздо более серьезная. Помимо очень большого количества сигналов, в аниме присутствует очень большое количество учеников. Успевать следить за сотней сигналов и за тремя десятками подростков одновременно это очень сложно, поэтому приходится создавать несколько планов. Некоторые персонажи выходят на передний план, остальные остаются сзади. Это помогает зрителю лучше понимать, что происходит, но при этом персонажам на заднем плане начинает уделяться все меньше и меньше времени. И они просто пропадают из сюжета и мы уже не знаем, чем они занимаются, пока мы следим за основными персонажами. А чем в это время занимаются побочные? Вполне возможно, что они могли случайно выполнить один из сигналов, пока мы этого не видели, но все это опускается и снова создается условность. 

Другая проблема заключается в том, что в списке излишне много пунктов, которые добавлены просто так. Например, есть пункт о том, что нельзя делать выбор с помощью жеребьевки. Очень интересный пункт, который можно было бы легко обыграть, но за всю мангу не произойдет ни одной жеребьевки. Это кажется странным, но даже это можно было бы оправдать, если добавить небольшую комедийно-абсурдную составляющую. Автор мог бы специально обыграть весь сюжет так, что в панике ученики не станут делать банальные вещи, вроде того, чтобы пить кофе или сидеть в коридоре, но начнут есть еду с кровью и другие абсурдные и неочевидные вещи. Это по крайней мере было бы забавно и интересно, но автор просто забывает про пункты, которые легко и интересно для читателя можно было бы обыграть.

Помимо этого на протяжении сюжета нам пытаются показать, как учитель своими сигналами “предугадывал” поступки учеников. Например, такие сигналы как “терпеть до последнего и не идти в туалет” или “постучать в дверь три раза”. Но, при этом, он не предугадал некоторые гораздо более очевидные вещи, например то, что ученики будут кричать. Как так вышло, что громкий смех оказался запрещен, а крики нет. Это немного ломает концепцию сигналов, заставляя думать, что они были созданы случайно. Как будто автор просто записывал первое, что придет в голову. Ну хорошо, можно сказать, что сигналы это просто условность и они могут быть любыми. Да, конечно, но есть проблема. Дело в том, что иногда ситуации обыгрывались так, будто учитель предугадывал действия подростков своими сигналами. Такие моменты намекают нам на то, что выбор действий для сигналов был не случайным. При таком рассмотрении получается, что условность снова создает сюжетную дыру, ведь большинство сигналов абсолютно нелогичны и совсем не вписываются в ту концепцию, которую демонстрирует автор через поступки учителя.

Сейчас стоит вернуться в самое начало повествования, чтобы обсудить еще одну деталь. В самом начале учитель сообщает героям о том, что они находятся под гипнозом. В этот момент один из персонажей проходит через весь класс, чтобы ударить его — это видно по фреймам, где сначала этот ученик стоит за спиной хулигана, а затем стоит перед учителем. Это значит, что он должен был пройти через класс и обойти хулигана, чтобы подойти к учителю. И этот ученик умер из-за того, что ударил учителя, а не из-за того, что прошел по классу, о чем сам учитель и говорит. После этого одна из учениц берет в руки телефон и звонит кому-то, рассказывая обо всем, что случилось. Она тоже умирает, но теперь из-за того, что рассказала постороннему человеку о том, что с ними произошло. Учитель также подтверждает это. В чем же проблема? Проблема в том, что после этого ученики начинают паниковать и пытаться понять, что может их убить. Они начинают думать о том “а что будет, если мы будем ходить?” или “а что будет, если пользоваться телефоном?”, несмотря на то, что перед ними так уже делали другие персонажи и с ними ничего не случилось. Эти затупы тоже можно списать на условность, панику, но все же — это очень странно и глупо.

Довольно странным можно назвать и другой момент. Один из сигналов говорит, что человек умрет, если он описается. С этим сигналом связана очень очень странная ситуация. Один из учеников говорит очень правильную мысль о том, что среди сигналов точно нет каких-то естественных нужд, потому что иначе все подростки умерли бы в первый час. Это логично, ведь учитель хотел отомстить и заставить их мучаться, а не просто убить всех за один раз. И, несмотря на это, одна из героинь терпит до последнего, потому что думает, что “ходить в туалет запрещено” и очень глупо умирает.

Странным можно назвать и другой момент, когда учитель говорит о том, что в школе прозвучит особый сигнал, который убьет всех, кто не выполнил задание в особой игре. Тут, кажется, все в порядке, но в один момент ученики понимают, что если они осознают, что время задания вышло, то сигнал на них не подействует. Но при этом нам показывают другого ученика, который во время этого события просто гулял по школе и вообще ничего не знал о том, что сигнала можно избежать. Он выжил и тут встает вопрос “как?”. Получается, чтобы выжить нужно было просто не участвовать в этом событии? Опять странная условность.

Да и сам гипноз работает очень странно, ведь, оказывается, он не действует на человека, который не осознает, что выполнил сигнал. Человек, который потерял сознание и выполнил сигнал не умрет, ведь он не понимает, что что-то сделал. И это снова вроде бы звучит правильно и логично, но создает огромную дыру в сюжете. Есть парень, который не попал под гипноз, но он боится рассказывать полиции о том, что случилось, ведь тогда из-за него может пострадать главная героиня. Но, если вы выяснили, что гипноз не работает на людей, если они не понимают, что выполнили сигнал, то почему он просто не соврал главной героине? Он мог сказать, что уйдет поискать улики, а сам мог рассказать все полиции. Девочка не умерла бы, ведь она не знает, что парень рассказал все. Но герои просто не догадываются сделать так.

Да и персонажи прописаны не то чтобы хорошо. Они выполняют те функции, которые нужны автору. Появляются в тот момент когда они нужны и исчезают, если их дело сделано. Автор не берет во внимание характеры или хотя бы шаблоны поведения героев, никак не учитывает предыдущие поступки персонажей. В итоге получается, что персонажи переобуваются на лету и меняются из плохих в хороших и обратно по щелчку пальцев без каких-либо на то причин. Главная героиня в начале манги говорит о том, что ей плевать на всех, потому что все ее одноклассники это мусор, но спустя время вдруг оказывается, что она не будет никого убивать и хочет всех спасти, потому что они все друзья. Тот парень, который не попал под гипноз так же, как и главная героиня меняет характер по несколько раз за главу, то показывая себя как самого милого и доброго мальчика на свете, то меняясь до яндере психопата. Единственный персонаж, который оставался собой является школьный хулиган, который как был плохим, так им и остался.

И что мы имеем в итоге? Манга с хорошей и интересной задумкой, которая спотыкается о свою собственную сложность. Не стоит говорить о том, что манга однозначно плохая, тут дело в другом. Скорее всего, автор просто не имел достаточно опыта, чтобы справиться с таким огромным и сложным сюжетом. Он придумал очень интересную идею, но не смог грамотно ее реализовать, поэтому манга вышла такой, какой мы ее видим сейчас. В попытке спасти положение автор начинал возводить в абсолют жанр ужасов в своем произведении, но снова споткнулся о собственный опыт, недостаточный для создания произведения такого масштаба. В итоге, вместо ужасов, который могут нас напугать или удивить мы получаем просто тонны крови и абсурдные смерти, которые не то, что не пугают, они оставляют читателя в замешательстве. Это просто непонятно как воспринимать и как к этому относиться. Произведение не работает так, как должно и мы подробно разобрались почему.


Не забывайте, что любые произведения достойны существования и даже эту мангу не стоит однозначно хейтить, ведь она дарит интересную идею, которая может вдохновить кого-то на создание чего-то удивительного. Читайте и смотрите то, что вам нравится, и не забывайте, что в магазине “Суперлама” вы можете найти сувениры по любым интересующим вас тайтлам, чтобы порадовать себя и своих близких.

Автор: obsoletee