Хэй, хэй! Сегодня мы поговорим о такой игре как Okami (именно о Okami HD, но там отличия от оригинала только в графике, как я понял, так что не буду в статье больше заострять на этом внимание). Оками - это видеоигра в жанре Action-Adventure с рисованной графикой, вышедшая в 2006-м году для консоли Playstation 2, разработанная Clover Studio и изданная Capcom (мои любимые). А до ПК, на чём я собственно играл, игра добралась только аж в 2017-м! Приятного прочтения :3
Как только игрок запускает игру, его приветствуют непропускаемым роликом на 15 минут, где игроку уже показывают с чем он будет иметь дело на протяжении всей игры - своеобразная озвучка (про это мы поговорим в отдельном пункте) и не шик-блеск постановка кат-сцен. И некоторая часть игроков уже прямо на ролике отсеиваются, понимая, что это не их игра. С этого момента мы перейдём к разбору игры по пунктам.
Сюжет
Сто лет назад над деревней Камики властвовал восьмиголовый демон Ороти. Мечник Наги, чью возлюбленную должны были принести в жертву демону, решил положить этому конец. На помощь ему пришла белая волчица Сирануи, и вместе они сумели заточить Ороти. Но победа далась большой ценой: Сирануи была отравлена ядом демона и вскоре умерла. Спустя сто лет в деревне всё ещё проводят ежегодный фестиваль в честь Наги и Сирануи, но грядущий праздник омрачен бедой: Ороти вырвался на волю, наложив страшное проклятье на всю страну. Дух дерева Сакуя призвала на помощь богиню солнца Аматэрасу, чьей реинкарнацией и была Сирануи. Однако, после гибели своей физической формы, Аматэрасу потеряла большую часть своей магии, и ей придётся найти утраченные Техники Божественной Кисти, чтобы вновь победить Ороти и очистить земли от проклятья.
Лор игры является интересной смесью фольклора Японии (оттуда различные боги, монстры и общая атмосфера) и собственных интересных идей разработчиков (как вам космическая ракета в бамбуковом лесу, отправляющая одного из персонажей на другую планету, м?). Хоть в центре сюжета стоит ТРАГЕДИЯ, игра для разрядки атмосферы то и дело вставляет комичную ситуацию, комичного персонажа (не лишённого трагедии), а порой и целые комичные сюжетные ветки. Юмор в игре довольно специфичный на самом деле, но любителю японской культуры, как мне, зайдёт (мне зашло). Сюжет вообще очень удачно балансирует над драмой и комедией, так что если вникать в сюжет, а не агрессивно пропускать все диалоги, то игре удастся заставить и улыбнуться, и взгрустнуть. Так что, если дать сюжету шанс погрузить в себя, то он вас не разочарует. В игре, помимо основного сюжета, существуют и дополнительные сюжеты, показываемые в дополнительных квестах, хоть они сами по себе не такие увлекательные, как основные квесты, но всё равно довольно интересные, поэтому советую хотя бы иногда поговорить с прохожим в какой-нибудь локации, авось это запустит вереницу интересных событий (очень высокая вероятность этого). Да и если не запустит, то просто интересно поговорить с персонажем. Диалоги в игре хоть и бывают длинные, но они все хорошо написаны (по крайней мере в русификаторе, на котором я играл, диалоги хорошо были адаптированы). Отдельно стоит выделить персонажей. Мы играем за белую, как снег, волчицу Аматэрасу, которая по характеру буквально волк (гавкает, рычит, лает) и всё это на человеческий переводит наш озабоченный-художник-фей-компаньон Иссун, с которым мы путешествуем всю игру. И именно этот дуэт больше всего развивается в истории как персонажи. Из-за длинной истории, естественно, и существует множество персонажей, которые, благодаря длине сюжета, успевают раскрыться (не прям все успевают, но многие). Особенно мне приглянулись два персонажа похожих по сути, и мне хотелось бы подробнее про них рассказать:
1. Сусано - потомок воина, который совместно с Сирануи убил Ороти 100 лет назад. Сусано по первым ощущением кажется комичным персонажем, как-бы защитник деревни, но лютый алкаш, который в начале сюжета чхал на всех кроме себя любимого. Но в течении сюжета, особенно под конец его арка, мы понимаем какой это глубоко травмированный персонаж и как он сильно растёт над собой. Поэтому он хоть и кажется поначалу рассадником кринжа, то потом получается даже симпатизировать этому чсвшнику, и понимать причины его некоторых поступков.
2. Окики…Окима…Оки кароч он. Не псевдо-защитник деревни (на этот раз уже другой деревни), а настоящий альфа (он ещё и может в волка превращаться). Он очень похож с Сусано, оба защитники деревни, только если Сусано являлся таким себе защитником из-за собственного ЧСВ и лентяйства, то Оки плохой защитник не потому что плохо сражается или врёт жителям своей деревни, а потому что очень гордый. Хотелось бы рассказать про него побольше сюжетных моментов, но это уже спойлеры, поэтому просто скажу, что тема негативного влияния гордости на человека через призму этого персонажа раскрыта хорошо, и мне это очень понравилось.
Подаётся сюжет в основном диалогами с персонажами и изредка катсценами с мыслями от закадрового рассказчика, который малость спойлерит нам будущие события.
Сюжет мне в игре очень понравился, во время титров было ощущение, что посмотрел какое-то длинное, но не растянутое аниме (как же хочется аниме по Оками господи боже мой, с удовольствием бы глянул).
Геймплей
Весь геймплей игры держится на двух столпах: исследование мира и насилие над теми кто мешает это нам делать. И всё это интересно реализуется через одну механику, которая делает игру особенной в этом плане - Техники Божественной Кисти (дальше буду использовать аббревиатуру ТБК). По ходу игры мы будем встречать богов, которые нам будут давать различные техники. И тут вы если ни разу не видели геймплей Оками, такие типа “чо”. Объясняю как всё это происходит. В игре существует множество ТБК, какие-то помогают взаимодействовать с природными стихиями, какие-то создавать бомбы, какие-то менять день и ночь и т.д. Использовать какую-то определённую технику можно только после того, как мы встретим нужного бога. После встречи, происходит короткое обучение новоприобретённой технике и мы можем дальше свободно использовать данную технику. Для того чтобы использовать ТБК, нужно нажать на определённую кнопку и держать её, после этого действие на экране останавливается, и можно начинать рисовать как будто кистью то, что нам показали боги (ничего сверхсложного не будут требовать нарисовать, просто линии или лёгкие геометрические фигуры). Например, после встречи с КАБААААААААНОМ, мы сможем создавать бомбы рисуя на экране кружочек с выходящей из него линией, или создавать ветер рисуя спиральки, если встретили лошадочку. Получать новые техники, помимо основного сюжета, можно посредством выполнения дополнительных квестов. Но техники, получаемые за эти квесты, не обязательны для прохождения основного сюжета, а лишь упрощают жизнь в игре.
В игре есть открытый мир, но из-за технических ограничений того времени, он разбит на несколько участков, связанных между собой различными проходами, так что ни о какой бесшовности и речи не идёт. Большую часть времени мы передвигаемся именно по этому миру, по желанию исследуя и всячески используя ТБК для открытия секреток (в игре просто дофигища сундуков в которых хранится различный лут). Между секциями спустя некоторое время можно перемещаться с помощью телепортов. Иногда нас отправляют на вражескую территорию с целью докопаться до чего-нибудь, а если это что-нибудь будет сопротивляться, дать ему по жопе. Эти территории обычно довольно обширные, и в них происходят важнейшие сюжетные события (и босс в конце). Именно в эти моменты от игрока обязательно требуется думать как использовать полученные ранее ТБК для решения головоломок, чтобы пройти дальше. В игре даже можно кормить любую живность, которую вы встретите! В игре также существует несколько мини-игр. Мною любимая, но стандартная для многих игр, тем более для игр с открытым миром, рыбалка, а также копание, которое уже не такое банальное (в игре есть возможность просто копать нажав определённую кнопку, таким образом раскапывая нужные вещи из-под земли, но я не про это). В этой мини-игре нам нужно сопроводить до самого низа копателя через различные блоки за определённое время. В этой мини-игре есть разные блоки, мешающие нам, какие-то трудно сломать, какие-то не ломаемые, какие-то колются и отнимают время, если на них наступать. Лично я всегда радовался, когда видел эту мини-игру, и было приятно поразмыслить как сопроводить какого-нибудь челика, чтобы он успел откопать нужную вещь в самом низу вовремя.
Важным стоит упомянуть то, что в игре отсутствуют автосохранения, так что нужно сохраняться на определённых точках, либо после победы над боссом (игра предлагает это сделать сама). Так что если вы не особо удачливый, как я, то может возникнуть ситуация, когда отрубили свет, а последний раз сохранились минут 40 назад, поэтому сохраняйтесь почаще, благо точки сохранения разбросаны адекватно и не составляют труда до них дойти в случае чего.
Так как игра старой школы, то в ней очень редко появляются маркеры показывающие куда идти, большую часть времени придётся самим думать над перемещением, что порой может неплохо застопорить процесс.
Второй стол про который я говорил - драки. И сейчас мы его обсудим. Никакого насилия без оружия, и в игре существует три типа оружия:
1. Глефы. Средняя скорость атаки и средний урон, ничего особо интересного.
2. Розарии. Низкий урон, который нивелируется огромной скоростью атаки и большим радиусом поражением, по сути они являются хлыстами.
3. Мечи. То же самое что и глефа, но обладает особой механикой. Мечами можно просто бить, как глефой, и наносить так себе урон, а можно заряжать атаки и наносить колоссальный урон.
Оружие можно помещать в два слота. Если оружие запульнули в основной слот, то Аматэрасу по нажатию кнопки атаки будет напрямую бить этим оружием в ближнем бою, а если в дополнительный - появится возможность наносить дальнобойные атаки.
В игре отсутствуют какие-либо тяжёлые приёмы выполняя которые можно сломать геймпад, от игрока требуется лишь нажимать кнопку атаки и умение адаптироваться к противнику (а тут, кстати, много их типов, и порой к некоторым нужен особый подход), а также уворачиваться. Помимо сражений с обычными крипами можно бросить вызов боссу, для победы над которым следует использовать ТБК (чаще всего нужно будет использовать ту технику, которую выучили последней перед встречей с боссом). Вообще ТБК можно использовать и в битве с обычными крипами, но чаще всего это не имеет смысла и лишь отнимает время.
В игре существуют напитки, которые каким-либо образом усиливают Ами (то удары больнее будут, то враги меньше урона будут наносить). Также в игре есть свитки, которые наносят АОЕ урон вокруг Ами, некий аналог гранаты.
Новые приёмы, либо улучшения возможностей Амэтарасу (например можно купить двойной прыжок), покупаются у сэнсея в специальных додзё.
По карте щедро разбросаны торговцы, у которых можно закупиться различными ништяками: хилками, усилителями, особой золотой пылью, которая раз и навсегда увеличивает мощь оружия, кормом для животных, иногда квестовыми предметами, оружием и т.д.
Также существуют два торговца, которые в качестве валюты принимают Клыки Демона (для их получения нужно либо добивать демонов ТБК, либо использовать специальный приём, купленный у сэнсэя в додзё). Советую стараться получать Клыки Демона, ибо товары у этих торговцев неплохо облегчают игровой процесс.
Также в игре существует прокачка. Ами за помощь НПС, восстановление флоры, и кормёжку фауны Ниппона получает очки “Божественности” (мы же играем за богиню как-никак), которые можно потратить на 4 вещи:
1. Увеличение ХП.
2. Количество чернил (нельзя бесконечно спамить ТБК).
3. Воскрешалки (ни разу за всю игру не умер, но неаккуратным игрокам может и пригодиться).
4. Размер кошелька (под конец игры уже некуда будет девать деньги, так что не помешает хотя бы раз прокачать).
Благодаря механике ТБК, такие процессы как исследование мира и драки обретают изюминку и выделяют эту игру в плане геймплея на фоне остальных.
Так как игра старой школы, то понимать куда
Графика и арт-дизайн
Не знаю как выглядела бы игра при использовании другого графического стиля, но могу с уверенностью сказать, что сэл-шэйдинг (при нём графика выглядит словно рисованной, для меня это как 2Д в 3Д) в этой игре выглядит просто идеально для создания сказочного внешнего вида игры. Поэтому мы плавно перетекаем в арт-дизайн. Хоть графика и кажется устаревшей в 2023-м, но благодаря арт-дизайну, который весь пронизан любовью к древнеяпонской культуре, создаётся великолепное ощущение нахождения в древней японской легенде. И именно это гармоничное использование визуальных эффектов и дизайнов создают перед глазами волшебный мир, в котором хочется остаться подольше.
Но это не отменяет того факта, что такой стиль может быть не по вкусу большинству людей, но если вы фанат древнеяпонской культуры, то вам точно понравится находиться в этой игре.
Звук и музыка
Игре хоть уже и стукнет в апреле 17 лет, но звучит игра просто великолепно и только поддерживает волшебную атмосферу, созданную сценаристами и дизайнерами. Каждый предмет звучит так, как тебе кажется он звучал бы на самом деле (будь это открывание сундука, или возгласы демонов). Но есть один момент - озвучка персонажей. Суть вообще в чём: либо ради экономии, либо специальная творческая задумка, но персонажи говорят… Не стандартно. Они не произносят целиком какие-то слова, а имитируют звуки, благодаря которым можно понять настроение и голос персонажа, но не то, какие слова он произносит. А для того чтобы понять, что персонаж там говорит, нужно читать диалоговые окна внизу экрана во время разговора. И я видел критику на этот счёт, которую я отлично понимаю. Но лично меня этот момент устроил, тоже добавляет какую-то изюминку, но чётко произносимые слова, а не их имитация, были бы лучше на мой взгляд.
Музыка! Сначала нас погружают в древнеяпонскую эпичную легенду посредством рассказа завязки сюжета, во время первого ролика мы видим графический стиль игры, и понимаем по каким правилам он построен (то есть знакомимся с графикой), и как вишенка на торте с названием “Погружение в Оками” (мы конечно слышим музыку ещё в меню, но не суть важно), нас встречает музыка, которая просто… Идеальна в контексте игры. Композиторы игры провели просто колоссальную работу для того, чтобы игрока окончательно погрузить в атмосферу игры. Композиторы явно вдохновлялись фольклорной японской музыкой и бережно написали новую по её мотивам, аккуратно перенеся её на игру так, что каждая песня звучит просто идеально (музыка ещё и грамотно расставлена по сюжету!). Музыка идеально передаёт атмосферу каждого момента игры, от глубокой тоски и мрачности где это необходимо, до духовного подъёма и позитива, а также я бы отдельно отметил лютую композицию во время диалога с торговцами, она крутая!
Хоть в игре и существует спорный момент с озвучкой, но в остальном звуковая информация игры великолепна.
Итог
Перед тем как играть в игру, я решил посмотреть какие оценки игры от игроков и прессы, и я просто афигел. Сплошь одни 9 и 10, а некоторые даже называли Оками игрой года, а то и вообще лучшей игрой за всё время. И поэтому у меня планка ожиданий явно завысилась. И пройдя игру, я понял откуда такое восторженное мнение об игре. Это именно та игра, про которую можно сказать “Искусство”, как про картины в популярных музеях Европы, или как про классику мирового кино. Хоть игра на первый взгляд и кажется устаревшей, если не брать во внимание уникальную механику с ТБК, но, если дать игре шанс и свыкнуться с порой плохо сохранившимися геймдизайнерскими решениями, то она погрузит игрока в чудесную и увлекательную легенду об Амэтарасу. Игра великолепно даёт ощутить себя участником чего-то великого, да и ещё по древнеяпонским мотивам. Общая длина прохождения (как я раньше говорил, 30-40 часов) ещё больше создаёт ощущение эпичности истории. Так что если ты фанат японской культуры, то игра обязательна к ознакомлению, а если нет, то стоит хотя бы попробовать этот, не побоюсь этого слова, шедевр игровой индустрии.
Автор: Mora