Возможно вы еще помните инцидент при производстве магической битвы на студии MAPPA и то, насколько недооценен труд аниматоров, которые выполняют огромную работу при создании аниме, а мы даже не знаем их имен. К тому же, многие абсолютно не осознают всю важность их работы, сводя все к “хорошая” или “плохая” картинка, забывая о том, что анимация - это, в первую очередь, искусство. Визуал помогает передавать зрителю информацию о сеттинге, событиях или фактах без каких-либо диалогов и является важной частью любого произведения. Чтобы лучше понять, как это работает, мы разберем одно произведение, которое является отличным примером того, насколько могущественно мастерство анимации.
Произведением, которое я хотел бы разобрать, является “Puparia” от Синго Тамагавы. Могу поспорить, что большинство людей даже не слышали об этой короткометражке хотя бы год назад, это при том, что вышла она аж в 2020. В чем же дело? Почему настолько прекрасная по описанию зрителей работа так долго шла к нам? Ответ на этот вопрос довольно очевиден — порог вхождения.
По своей сути, эта работа что-то вроде профессионального юмора, понять который без минимального образования просто невозможно. Для нас, как для неискушенных зрителей, это всего лишь три минуты анимации, в то время как для самих аниматоров, художников и прочих людей в индустрии это большая и глубокая работа, ведь только понимая, как создаются такие произведения, можно оценить объем работы.
Вот и ответ на вопрос — известность “Puparia” принесли объяснения и разборы, ведь без них работа не интересна массовому зрителю. Кроме того, разбирать это аниме в вакууме тоже довольно неправильно, ведь оно имеет довольно тесную связь со своим автором. Благо, угадывать ничего не придется, ведь Синго Тамагава рассказал множество довольно интересных фактов о своем творении в интервью.
Так как же работает визуальное повествование? Для этого рассмотрим, что нам было показано в “Puparia”.
В открывающей сцене мы наблюдаем, как под вступительные титры камера движется вдоль какого-то узора. Мелочь, но именно он является ключом к сути этой работы. Подробнее мы разберем это позже, а сейчас просто познакомимся со всеми основными сценами.
Во второй сцене мы наблюдаем девушку, сидящую на земле рядом со странным существом, которая пристально смотрит прямо в камеру. Объектив приближается к ее лицу, после чего чего она отворачивается и, посмотрев в сторону, уходит.
В следующей сцене мы видим странный коридор, со множеством разветвлений, а также мужчину, подходящего к двери. В тот момент, когда он собирается открыть дверь, он замечает, как по коридору к нему приближается другое странное существо.
В четвертой сцене мы наблюдаем еще одну девушку, которая стоит среди странных деревьев и показывает в какую-то сторону.
В закрывающей сцене короткометражки мы видим странную девушку, с животным, напоминающим что-то среднее между лисой и волком, которая, стоя на стене, смотрит на довольно необычный пейзаж. Она гладит животное, которое, после этого, убегает. Позади нее стоит множество людей, молча и вопросительно наблюдающих за ней. Девушка поворачивается к ним, рассматривает их лица, после чего еще раз смотрит на пейзаж и улыбается людям. После этой сцены начинаются финальные титры.
На первый взгляд, помимо хорошей аниматорской работы в этом произведении ничего особенного нет, но на самом деле это не так. При этом, разгадать тайну “Пупарии” вполне несложно — ключом к разгадке является сам автор, который в одном из своих интервью поделился историей создания своей работы и рассказал множество подробностей из своей жизни.
Разбирать “Пупарию” в вакууме просто невозможно, в отличие от многих других работ, ведь это произведение не может жить без своего создателя, буквально является его частью, поэтому в этот раз от концепции “Смерти автора” придется отказаться. Начнем с биографии Синго Тамагавы и начале его творческого пути, чтобы погрузиться в события, которые и привели в будущем к этому произведению.
По словам Синго Тамагавы, он с детства любил рисовать, смотреть аниме и читать мангу. Интерес к этой культуре увеличивался с возрастом и в старших классах он открыл для себя работы Миядзаки и Хидэаки Анно, которые настолько его впечатлили, что у него впервые появилось желание самому создавать аниме. Как многие знают, между работами этих двух авторов есть довольно большой контраст, который выражается как в визуальном стиле, так и в тематике тайтлов, Синго тоже это заметил и стал задумываться о том, насколько сильно анимация зависит от режиссера. Размышления об этом и натолкнули его на то, чтобы попробовать себя в роли аниматора. К слову, именно к этим двум персонажам Тамагава вернется, когда начнет работать над “Пупарией”.
Спустя пару лет наш герой поступает в художественную школу. С учебой в ней он справляется и после окончания решает наконец-то заняться анимацией. Параллельно с тем, как он начал работать, он решил продолжать учиться. Для этого Тамагава поступает в аспирантуру по тому же направлению, однако из-за большой нагрузки как на учебе, так и на работе, отчисляется и решает уделять больше времени именно аниматорским навыкам.
Спустя пять лет работы аниматором Синго выгорел и почувствовал, что ему нужен перерыв, так как с каждым годом справляться было все сложнее и сложнее. Продолжать уже было невозможно, ведь еще немного и Тамагава просто возненавидел бы свои собственные творения.
Для того, чтобы заново вернуть себе любовь к этому ремеслу, он решает переучиться рисовать с полного нуля. Однако, сперва нужно отдохнуть. В 2015 году он полностью бросает анимацию и следующие полтора года просто читает, гуляет и занимается своими делами. После такого долгого перерыва в голове Тамагавы снова начали появляться идеи, а руки потянулись воплощать их. В первую очередь его волновало то, что он сам чувствовал в то время, когда не рисовал. Ему казалось, что его мышление сильно изменилось и, конечно, он хотел поделиться этим ощущением, поэтому принялся за работу. Именно в этот момент началась работа над произведением, которое впоследствие и станет “Пупарией”.
Слово “Пупария” означает оболочку личинки, которая находится в промежуточном состоянии, вот-вот готовая превратиться, но еще не совсем. Похожее подвешенное состояние, полное неизвестности, чувствовал и автор. Когда он принял решение прекратить заниматься анимацией, ценности, к которым он привык, начали рушиться, а мир вокруг меняться. Ему пришлось отказаться от того, что когда-то было ему очень дорого и шагнуть в неизвестность, без возможности вернуться назад. И да, тот самый узор из титров, который появляется абсолютно во всех сценах — это и есть пупария. Узор на теле существа в первой сцене, в сцене с мужчиной странное существо так и вовсе напоминает куколку, деревья на фоне в третьей сцене покрыты таким же узором, как и тело странной девушки в последней сцене, а также вся новая земля и животное, рядом с девушкой.
В общем-то, передать это ощущение — главная задача произведения. Со слов Тамагавы, главной причиной создать эту работу стало то, что многим, в такой ситуации, очень нужна поддержка или хотя бы осознание того, что они не одиноки и есть люди, которые испытывают те же проблемы. По этой же причине он не хотел работать на кого-то и делать то, что ему сказали, потому что так надо. Он всего лишь старался показать жизнь людей с другого ракурса, так, как их видит он сам.
В таких чувствительных темах довольно важным аспектом является откровенность между собеседниками, поэтому Тамагава, обращаясь через свое произведение к зрителям, решил изобразить все максимально точно, как он сам выразился “For the graphic approach, I wanted for both the characters and backgrounds to be clear, without deceptions”. Он и сам понимал, что то, что он придумал у себя в голове, уже довольно сложно и абстрактно, поэтому, чтобы еще больше не усложнять жизнь зрителям, он и хотел сделать все максимально прямолинейно и понятно. Так, чтобы мы идеально поняли каждую эмоцию каждого персонажа, смогли разобрать каждую мелочь и прочувствовать атмосферу, которая пропитывает работу. Стоит сказать, что у него получилось, все и правда выглядит невероятно четко и чисто. К тому же, рисовка персонажей не очень походит на то, как их обычно изображают в аниме, а скорее напоминают героев, сошедших со страниц манги — настолько искусно Тамагава смог их изобразить.
И все это сделано одним человеком. Но почему одним? Почему Тамагава не попросил кого-то помочь? Как бы контринтуитивно это не звучало, но эта работа была нужна всем и никому одновременно. С одной стороны, она действительно помогла бы многим людям, которые столкнулись с такой бедой, но даже сам Тамагава понимал, что заниматься этим проектом никто не станет, поэтому даже не пытался приставать к кому-то с просьбой помочь. С самого начала он понимал, что все это он делает только на своем энтузиазме и чтобы донести свои эмоции. Такое произведение могло быть создано только в одиночку.
При этом объем работы был просто гигантский, иногда пришлось тратить целые сутки подряд на рисование и сканирование готовых эскизов. По этой причине, Тамагава очень долгое время работал на пределе своих возможностей, но все равно продолжал, понимая, что у него есть конкретная цель, которой он обязан достичь. Его мотивировало то, что в процессе рисования он будто вернулся в детство, где все честно и наивно. Никто не заботился о выгоде и просто жил полноценной жизнью. Подобные ощущения только сильнее подкрепили его идею о том, что в своем произведении он должен быть максимально честным, ведь в невинной чистоте и кроется настоящая красота.
Читая описание процесса создания, вы, возможно, задались вопросом о том, откуда у Тамагавы были деньги. Вы, скорее всего, все еще помните о том, что на протяжении полутора года Тамагава нигде не работал, поэтому, то, как он смог еще три года создавать “Пупарию” остается загадкой. Ответ на этот вопрос он тоже дал в своем интервью и рассказал о том, что занимался своим проектом в Sunrise Studio. Там он познакомился с одним из продюсеров и рассказал ему о том, что работает над своим личным проектом. Продюсер был очень впечатлен, поэтому они с Тамагавой договорились о том, что последний будет помогать в работе на студии и получать за это зарплату. В общем-то, на эти деньги автор и жил все это время, параллельно получая пользуясь студийным оборудованием.
Все, что я описал выше, — это то, что вы, наверняка, знали и раньше, так как на это заканчивается большинство обзоров. Да, идея произведения действительно в том, чтобы передать эмоции, описанные выше, вот только есть большое “но”. Только ли в этом заключается его успех? Действительно ли Синго Тамагава добивался только того, чтобы поделиться своими эмоциями? По неизвестной причине, многие упускают кое-что довольно важное. Чтобы разобраться, нам нужно вернуться в прошлое, когда Тамагава все еще работал аниматором. Вспомните, что произошло с ним, а затем вспомните, с чего начиналась эта статья.
Так уж вышло, что некоторые пропустили слова Тамагавы о том, что он выгорел. У этого была одна конкретная причина, которую он прямо назвал. Дело в обществе потребления, которое воспринимает анимацию как что-то само собой разумеющееся. Всего лишь красивый фантик, на который не обращают никакого внимания. Как бы ты ни старался — всем плевать на твою работу, а продюсеры студий ни за что не войдут в положение и будут заставлять тебя работать на износ. Тамагава столкнулся с тем же, что случилось с аниматорами Маппы совсем недавно. Он живое доказательство того, что проблема была всегда и дело даже не в студиях, которые не считаются с мнением своих работников, а в людях, которые бездумно потребляют контент и не могут по достоинству оценить работу аниматоров.
Каждый будет говорить “это не про меня, я обращаю внимание на визуальную составляющую аниме”, но как тогда выходит, что большинство тех, кто якобы разбирается в культуре, знают множество режиссеров, но не знают ни одного аниматора? Какой бы очевидной эта проблема ни казалась, она существует и “Puparia” — это не только аниме о чувствах, но и попытка привлечь внимание к проблеме аниматорского труда и изменить отношение к анимации хотя бы в Японии.
Как и любое художественное искусство, анимация не должна использовать только те методы, которые наиболее эффективны и могут самым легким способом приносить наибольшее количество денег. Анимация — это в первую очередь инструмент, благодаря которому можно показать нечто новое и необычное, поделиться чувствами и удивить зрителя. Остается только спросить зрителя, хочет ли он этого, ведь проще продолжать потреблять конвейерный контент, чем поощрять по-настоящему творческие работы.
В итоге каждый сам должен сделать свой выбор, как относиться к анимации, ведь никто кроме вас самих не может убедить вас в том, что вы должны смотреть. Главное не забывайте, что атрибутику по различным аниме, сериалам и фильмах вы сможете найти в аниме и гик магазине “Суперлама”.
Автор: obsoletee