0
В корзине пусто!

Закрыть

У персонажей аниме можно увидеть самые разнообразные прически, но вы когда-нибудь задумывались, какое значение они имеют? А что, если на самом деле именно прически могут определить судьбу персонажа и то, как он повлияет на сюжет? Может показаться, что это просто глупость и такого не может быть, но сегодня мы постараемся во всем разобраться и узнать, действительно ли прически могут влиять на сюжет аниме.

Статья содержит спойлеры к различным аниме


Когда говорят о значении причесок в аниме в первую очередь вспоминают “Проклятье синего каре”. Возможно, вы слышали об этом. И это проклятье моментально спойлерит вам роль героини в сюжете. Например, такими персонажами являются Рем из “Re:zero” или Ичиго из “Darling in the FranXX”. Такие персонажи никогда не становятся любовным интересом главного героя и оказываются отшиты. Зритель может подумать, что это просто совпадение, однако это излюбленный прием авторов.

Чтобы разобраться в истории причесок нам нужно вернуться на тысячу лет назад. На протяжении всей истории японцы были уверены, что в волосах сокрыта духовная сила и случайных причесок не бывает, поэтому каждая прическа обрела свой уникальный сакральный смысл. Даже длина волос имела значение, так длинные волосы у самурая говорили о его мужской силе и, если он отрезал свои волосы, он терял вместе с ними и свой высокий статус. Но все же основную роль играла именно форма волос. В разное время причёски самураев немного отличались, но суть всегда оставалась одной — у них был длинный хвост, который либо собирался сзади, либо был поднят вверх. Именно такие прически отражали статус самураев.

А вот у придворных дам большее значение имела именно длина волос, которая могла доходить до двух метров, поэтому длинные волосы считались королевскими. Многим простолюдинам запрещалось носить длинные волосы, исключение сделали только для девушек, но появился и новый способ отличить простую девушку от девушки высшего сословия. Таким способом стала резинка для волос. Если резинка завязывала волосы примерно посередине, то это показывало, что дама из высшего сословия, а если у шеи или выше, то это простая женщина.

Можно заметить, что в это же время в западных странах статус человека определяла его одежда, в то время как в Японии до одежды не было никакого дела. Даже многие самураи часто ходили в лохмотьях и в этом не было никакой проблемы. Порванное кимоно не было бедой, однако растрепанная и неухоженная прическа была неуважением не только к себе и своей чести, но и к окружающим людям.

Со временем значения причесок расширялись и они стали делить людей не только на богатых и бедных, а также по принадлежности к клану или семье и по возрасту. А после того, как в Японии закончились смутные времена и состояние страны улучшилось в моду стали входить более сложные прически. Например, кандзаси в волосах девушки стало свидетельствовать о ее принадлежности к высшему сословию. К тому же по волосам можно было определить замужем девушка или нет, потому что замужние женщины должны были обрезать волосы с одной из сторон до определенной длины.

Итак, это предисловие нужно было нам для того, чтобы понять, что прически в Японии имеют исторический контекст и не взялись просто так, поэтому и в аниме они имеют свое значение, поэтому теперь давайте разберемся, какое именно.

Ярче всего прически представлены в аниме, в которых множество различных персонажей. которых нужно как-то различать между собой. Прически можно различать по нескольким основным параметрам.

Во-первых, важной является геометрия прически, то есть ее форма. Треугольные, острые прически говорят нам о наглости и своенравности персонажа. Квадратные, симметричные прически говорят нам о деловитости и сдержанности персонажа. А круглые, с мягкими контурами, прически могут относится к нежным и добрым персонажам.

Однако форма прически не является абсолютным инструментом, который всегда точно говорит нам о характере персонажа, ведь в современных реалиях гораздо больше мы сможем понять даже из цвета прически, например, красные прически присущи резким и вспыльчивым персонажам, а синие — идеальным персонажам без изъянов.

Но даже цвет не может сказать нам все о прическе и именно для этого нужно было вступление. Теперь мы можем понять, что по форме прически мы можем узнать о статусе и убеждениях человека. Но, раз мы говорим об аниме, то тут прически делят персонажей на архетипы и каждый отдельный архетип прически имеет свои функции внутри истории.

Начнем с самого известного и понятного архетипа — девушки с двумя хвостиками. Такие персонажи чаще всего ведут себя как дети или являются ими. Они веселые, озорные и наивные. Примеры таких персонажей — Фейрис НянНян из “Steins;Gate”, Маей Хатикудзи из “Monogatari”. Как правило такие персонажи не имеют большого влияния на сюжет — чаще всего они выполняют функцию “младшей сестры” для главного героя, они всегда поддерживают и любят его, а он защищает их.

Сейчас может показаться, что и каре синего цвета уже не может нести абсолютный статус, ведь уже есть архетип, в котором цвет волос не имеет значения. Однако с синим каре все гораздо сложнее. Все дело в восприятии цветов у японцев. Если не вдаваться в подробности, то синий цвет не прижился в культуре, поэтому девушки с синими волосами всегда оказываются вне любовного интереса героев. Они могут попадать на первый план на некоторое время, однако их отход на второй, а иногда даже третий план попросту неизбежен.

Отсутствие любовной линии объединяет девушек с синим каре с другим архетипом — растрепанных коротких волос. Для девушек с короткой стрижкой характерно некоторое “пацанство”. Такие персонажи довольно развязные, свободолюбивые и имеют боевой настрой, однако за всем этим они скрывают мягкую и заботливую натуру. Яркие примеры таких персонажей это Каллен из “Code Geass” и Микаса из “Attack on Titan”. А как же влияние на сюжет? Чаще всего такие персонажи пытаются сблизиться с главным героем, но в итоге всегда проигрывают и им так и не удается завоевать его. Они стараются поделиться с ним своей точкой зрения и повлиять на решения главного героя, а также на сюжет, но им никак не удается это сделать.

А теперь стоит кое-что вспомнить, прежде чем мы перейдем к следующему архетипу. Каллен, Юи Юигахама из “Oregairu”, Рем, Ичиго, Маюри из “Steins;Gate” — что объединяет всех этих девушек? У них у всех короткие волосы, их всех отшили, но есть кое-что еще. Вы никогда не обращали внимание на девушек, которых выбирает главный герой? Да, их всех объединяют длинные волосы.

Мы уже немного познакомились с историей длинных волос ранее, поэтому вы уже наверняка догадались, в чем тут дело. Дело в том, что девушки с длинными волосами чаще всего являются гордыми и статными дамами, которые ни за что не упадут в грязь лицом. А даже если и падают, то и это они делают невероятно грациозно. Что с влиянием на сюжет? Они имеют огромное влияние на сюжет и главного героя. Как правило, почти ни одно решение не происходит без участия таких героинь. Найти примеры девушек с таким архетипом довольно легко — Хитаги Сэндзёгахара из “Monogatari”, Май Сакураджима из “Seishun Buta Yarou wa Bunny Girl Senpai no Yume wo Minai”, Курису Макисэ из “Steins;Gate” и, конечно, Эмилия из “Re:zero”.

И мы уже довольно долго обсуждаем только женские прически, но что там у мужчин? А у них все и проще и сложнее одновременно.

Чаще всего в аниме встречается архетип героя-нытика, который имеет собственный визуальный образ. Такие герои всегда носят короткие прически. Найти героя нытика с длинными волосами просто невозможно, потому что длинные волосы у парней это отдельный архетип.

Парни с длинными волосами довольно редко выступают в роли главных героев, а сами являются довольно статными, серьезными и мужественными. В сюжете они часто появляются всего на время, а затем исчезают, либо являются антагонистами и противостоят главному герою-нытику.

А теперь, повторим вопрос из самого начала статьи: могут ли прически влиять на сюжет аниме? Ответ — нет.

Прически никак не влияют на сюжет, ведь дизайны персонажей создаются после того, как автор придумает сюжет. Только после создания сюжета произведения создаются визуальные образы, которые могут давать намеки и подсказки к развитию сюжета. Поэтому, не волосы влияют на сюжет, а характер персонажа и ход сценария влияют на волосы. Поэтому теперь, давайте снова пройдемся по всем архетипам.

Архетип девочки с двумя хвостиками. Никакого любовного интереса и детский характер? Майн из “Akame ga kill” ходит с двумя хвостиками и выглядит ребенком, однако по характеру является взрослой девушкой, а в итоге достигает и любовного интереса главного героя.

А что с синим каре? Да, синего цвета нет в японской цветовой системе, но разве только из-за этого персонажа ограничивают в любовных линиях? Или может из-за коротких волос? Киришима Тоука из “Tokyo Ghoul” — девушка с синим каре, которая не только является противоположностью своего архетипа, но получила главное место в сюжете и стала женой главного героя.

А теперь длинные волосы. Акамэ из “Akame ga kill” не получила большого внимания к себе и не оказала большого влияния на сюжет, даже несмотря на свою длину волос и в итоге надолго отошла на второй план.

Снова возвращаясь к историческому контексту стоит сказать, что с приходом индустриализации от старых обычаев о важности причесок стали отказываться. Самураям отрезали их хвосты, императоры носили только короткие стрижки. Весь духовный подтекст быстро исчез, поэтому в современном мире в Японии прически не имеют никакого значения. Каждый может носить то, что ему нравится. Короткие прически в современных аниме — это не отражение характера главного героя-нытика, а просто возможность сделать так, чтобы обычному парню было проще себя ассоциировать с героем аниме. Парней, которые носят не очень длинные стрижки довольно много, поэтому и ассоциировать себя с такими героями могут многие. 

Поэтому короткая прическа парней просто не поддается архетипизации. Каждый автор может наделить ее любым смыслом.

Теперь кажется, будто прически все же не имеют никакого смысла, а архетипов не существует. Архетипы существуют, они действительно формируются под влиянием культуры, но все же не стоит забывать, что автор вправе создать то произведение, которое он хочет. Да, конечно, когда мы говорим, например, о взрослой девушке, мы представляем ее с длинными распущенными волосами, а не с двумя хвостиками, но что мешает автору разрушить стереотипы в своем произведении? Ничего. В стереотипах нет ничего плохого — это просто то, что нам легче воспринимать, потому что мы привыкли к этому. И в разрушении стереотипов тоже нет ничего плохого, потому что это несет что-то новое в культуру и помогает нам с другого ракурса посмотреть на привычные вещи.

А что же все-таки правда? Прически влияют на сюжет? И да и нет. Нет точного ответа на этот вопрос, правда где-то посередине. Не стоит гнаться за архетипами и возводить их в абсолют, иногда бывает просто весело рассмотреть разные истории и найти в них сходства.

Автор: obsoletee