При просмотре аниме, сериалов и прочих произведений вы наверняка замечали одну закономерность — главных героев, важных персонажей для сюжета или просто каких-то объектов всегда три. Вспомнить такие команды из трех персонажей не составляет никакого труда. Среди них всем известные Наруто, Саске и Сакура, Синдзи, Рей и Аска, Гатс, Гриффит и Каска, Дэнджи, Аки и Пауэр. И перечислять такие троицы можно бесконечно. Этот художественный прием настолько глубоко проник в культуру, что стал своего рода фундаментом, для создания новых произведений. И об этом художественном приеме я сейчас расскажу.
Помимо структуры из трех героев, в различных аниме, зачастую можно заметить еще одну особенность — характеры самих героев очень похожи между собой. В “идеальном” один из трех персонажей очень вспыльчивый, эмоциональный и всегда идет на поводу у своих эмоций, не думая о последствиях. Второй персонажей более хладнокровный спокойный и расчетливый. В некотором роде полная противоположность первого персонажа. А третий персонаж, как правило, спокойный, добрый и, на первый взгляд, совсем не выделяется.
Немного поразмыслив можно вспомнить огромное количество примеров таких трио и тут же возникает вопрос: а почему это художественный прием используется так часто? Зачем он нужен и почему именно аниме любит эксплуатировать его? Давайте разбираться.
Данный художественный прием называется “Правило трех”, однако многие, наверняка не знают об этом, ведь он настолько глубоко проник в культуру, что мы уже даже не обращаем на это внимание и считаем подобное само собой разумеющимся. При этом у этого правила есть обоснование. Все дело в комбинаторике. Объяснить простым языком это можно так: если у нас есть два персонажа, то мы можем создать всего два вида взаимодействия:
Можно заметить, что в этом очень мало разнообразия для зрителя и такой подход быстро наскучивает. При этом, если у нас есть 3 персонажа, то количество взаимодействий увеличивается до шести:
Вы можете задать вопрос: а почему именно три, если мы можем использовать, например, четыре или пять персонажей и так будет даже интереснее? Безусловно, так будет интереснее, однако есть проблема. Дело в том, что количество взаимодействий растет с очень большой скоростью, ведь рассчитывается как n!, где n — количество персонажей. Если эта формула ни о чем вам не говорит, то просто знайте, что для четырех персонажей количество взаимодействий будет равно 24, для пяти — уже 120, а для шести так и вовсе — 720.
В таком огромном количестве взаимодействий зритель может легко запутаться и потерять интерес к произведению. При этом проблемы будут не только у зрителя — автору произведения тоже нужно будет отслеживать все взаимодействия, что невероятно сложно, особенно для начинающих авторов.
Команда из трех героев имеет минимальное количество средств, необходимых для создания динамичного и интересного сюжета, при этом не перегружая его лишними деталями. Да и в нашем мире число три является довольно фундаментальным. Мы живем в трехмерном пространстве, в котором для устойчивого положения объекта нужно три точки опоры. Так и в искусстве.
К тому же в каждой сюжетной линии есть три ключевые точки, которые помогают произведению выглядеть более убедительно и правдоподобно. Например, если главный герой хочет добиться какой-то цели ему сначала нужно пройти какое-то испытание. Если никакого испытания не будет, то и никакого смысла в достижении цели не будет, ведь герой не старался, ради ее достижения. Если герой потерпел неудачу один раз, то это уже более правдоподобный вариант, однако лучшим решением являются 2 неудачи перед успешной попыткой. Все дело в том, что в таком формате у автора будет достаточно возможностей, чтобы показать то, как главный герой старается и делает выводы из прошлых попыток. Для зрителя это становится более убедительным и он сильнее радуется за персонажа, когда у того все получается, ведь награда за его старания становится более оправданной.
Сам троп из трех героев чаще всего можно встретить в аниме и тут возникает закономерный вопрос: почему именно аниме? Конкретного ответа на этот вопрос нет, но скорее всего дело в том, какие темы чаще всего затрагивает аниме. Большое количество аниме повествуют нам о персонажах, которые хотят стать героями, а также про повседневную жизнь каких-либо персонажей. При таких темах данное правило работает как нельзя лучше, ведь может продемонстрировать определенный конфликт мнений между персонажами, который поможет зрителю лучше ассоциировать себя с кем-то, а также помогает найти ответы на вопросы взаимоотношений между людьми.
И это правило действительно является фундаментальным и найти его можно даже за пределами художественных произведений. Самый простой пример — прогулки с друзьями. Наверняка у многих было такое, что гулять вдвоем было скучно, а когда в компании четыре человека или больше, то компания распадалась на маленькие группы, которые общаются между собой. Даже в реальной жизни многие дружат компаниями по три человека, ведь это довольно комфортно и интересно. Если задуматься, то каждый наверняка вспомнит у себя такую компанию и это тот случай, когда идеально подходит фраза “жизнь — это лучший драматург”.
Подводя итог стоит сказать, что все же это правило не является каким-то клише, которое появляется из раза в раз в каждом произведении и его стоит избегать. Наоборот, это правило является фундаментом, на котором можно выстроить интересную историю. Опытные авторы умеют красиво обыгрывать многие шаблонные моменты, например использовать правило таким образом, чтобы расставить все так, будто с третьей попытки герой должен пройти испытание и достичь цели, как и ожидает зритель, но в последний момент оборвать все и удивить зрителя неожиданным поворотом.
Попробуйте в свободное время присмотреться к различных аниме, к своим жизненным ситуациям и вы наверняка найдете в них то самое “Правило Трех”.
Автор: obsoletee