“— Я уже ничего о себе не знаю.
— Как ты думаешь, что позволяет тебе считать человека, которым ты была секунду назад, тем же самым, что и сейчас? Непрерывный поток воспоминаний. Только нужно учитывать, что мы все создаем себе иллюзию того, что у нас есть только одна неизменная личность.
— Доктор, я боюсь, что эта другая может сделать что-то, о чем я не буду знать.
— Не волнуйся. Иллюзии не могут стать реальностью.”
Фильм рассказывает про юную певицу Миму, которая поет в составе музыкальной группы CHAM. Группа не пользуется особо большим успехом, после чего главная героиня решает стать актрисой. В нескончаемых попытках найти саму себя девушка сталкивается с кучей проблем. Роль в кино получить сложно, а, чтобы прославится,ей приходится сниматься в неприятных сценах.
После того, как девушка ушла, старая группа начала набирать популярность. А за самой Мимой теперь начал следить какой-то очень злой психопат-поклонник, который ненавидит героиню за смену имиджа и грозится убить за такое предательство. Словно бы ей всех проблем было мало…
Мима постепенно сходит с ума. Она начинает видеть свой сценический образ, который дразнит ее за неудачи, видит иллюзии, забывает где она. Девушка постепенно перестает видеть границы реальности и вымысла.
Как известно, японская анимация славится разнообразием жанров, но даже для нее психологический триллер «Истинная грусть» – весьма необычная картина. Изначально экранизация романа Ёсикадзу Такэути планировалась как художественный телесериал. Однако компания продюсеров, которые работали над проектом, пострадала во время землетрясения в Кобе в 1995 году. Оставшихся после катаклизма средств хватило только на полнометражный мультфильм.
С графической и анимационной точки зрения «Истинная грусть» – отнюдь не лучшая работа заслуженной студии Madhouse. Чувствуется, что бюджет картины был ограниченным, поэтому в фильме немало типичных для «экономных» японских лент статичных или почти статичных кадров, в которых тщательно прорисованные фоны кое-как маскируют отсутствие движения. Это не значит, что в «Грусти» нечем любоваться, но все же это не тот мультфильм, который можно смотреть без звука, лишь ради наслаждения мастерством аниматоров. Величие «Грусти», которую часто ставят в один ряд с голливудскими психологическими шедеврами, заключается в ее сюжете и сценарии, в изощренной игре с несколькими уровнями реальностей и иллюзий.
Цвета фильма в целом немного тусклые, что подчеркивает психологическое напряжение фильма. Костюмы, одежда и фоны хорошо продуманы, а количество плавных, реалистичных движений достойны всяческого восхищения.
Также Сцены насилия и погони показывают, что у аниматоров есть четкое представление о том, как правильно отобразить вес и гравитацию в пространстве 2D-анимации.
Мима – это провинциальная девушка, которая изображает горожанку. В аниме мы можем наблюдать, как девушка в повседневной жизни говорит на «стандартном» японском, но в разговоре с матерью переходит на родной диалект.
На протяжении тайтла героиня сходит с ума не только в своем телешоу, но и в жизни. Ее реальности наслаиваются друг на друга и вступают в конфликт, потому что Мима-актриса хочет быть раскованной взрослой женщиной, которая играет провокационные роли и снимается для мужских журналов, а Мима-певица тянет девушку в прошлое, когда она изображала наивную девочку и пела «чистые» песни о нежной любви. Первую Миму поддерживают новые коллеги героини, вторую – ее фанаты, и этот раздрай делает психику девушки чрезвычайно уязвимой и склонной к галлюцинациям и провалам памяти.
При всем этом ее внутренний конфликт близок и понятен многим. Особенно девушкам, от которых путаные современные нравы требуют быть весьма разносторонними личностями. И, когда ты так отчаянно пытаешься найтись в этом жестоком мире, очень легко потерять саму себя.
Сатоси Кон — автор данного произведения — всегда утверждал, что его лента – лишь история взросления, облаченная в обертку триллера, но, я думаю, что правы те критики, которые также видят в «Грусти» острую критику нынешнего отношения к молодым женщинам. Ведь все персонажи фильма не упускают случая, чтобы с разных точек зрения пожурить Миму и навязать ей свое представление о жизни. А японцам, как правило, нелегко закрыть глаза на мнения людей и жить, как подсказывает сердце. Впрочем, девушка сама толком не знает, что подсказывает ей сердце. Иначе бы ее не посещали галлюцинации с ее эстрадным альтер эго.
В момент, когда галлюцинация девушки начинает регулярно появляться в кадре, ты прекрасно осознаешь, что, будь это не аниме, а сериал, атмосфера картины сильно бы отличалась.
Поп-инкарнация Мимы одета в пестрый сценический костюм, и она невесомо порхает по крышам, словно бы не подчиняясь закону притяжения. В кино бы было очевидно, что одна актриса реальна, а вторая создана при помощи спецэффектов. В мультфильме же обе героини нарисованы, и ни одна из них не реальнее другой. По крайней мере, визуально.
Это позволяет авторам тайтла по мере приближения к развязке все больше дезориентировать зрителя и смешивать реальности («реальная» реальность, реальность телешоу, реальность галлюцинаций Мимы и т.д.). Это заставляет зрителей не верить своим глазам, даже когда происходящее на экране правдоподобно. Благодаря этой фишке публика может не только понять, что происходит с Мимой, но и глубоко прочувствовать ее смятение, ужас и душевные травмы. На мой взгляд, именно в этом и состоит основная цель психологического триллера. И данное аниме с ней справилось.
Вокруг девушки в определенный момент начинают происходить кровавые преступления. Это дает формальный повод классифицировать «Грусть» как детектив, однако фильм нарисован не для тех, кому нравится вместе с экранными сыщиками изучать улики и оценивать подозреваемых.
Во-первых, никаких сыщиков в картине нет. Во-вторых, вычислить преступника можно задолго до развязки картины, но «Грусть» от этого никак не изменится. Автор нарисовал остросюжетную картину о пересечениях реальностей и иллюзий, а не о том, кто в какой момент держал нож.
Кстати, однозначного ответа на последний вопрос фильм не дает, поэтому фанаты до сих пор спорят, что случилось в «реальной реальности». Однако для японской анимации это не недостаток, а обычное дело. Они сосредоточились на том, что действительно важно. В данном случае важнее всего — душевные переживания Мимы. Второстепенные же детали остаются для того, чтобы зритель мог самостоятельно додумать. Это определенно не то аниме, которое будет разжевывать каждую мелочь.
Также следует отметить, что «Грусть» затрагивает тему киберсталкинга. Фильм заставляет героиню освоить интернет и найти сайт, где неизвестный преступник (или же альтер эго девушки?) ведет дневник от имени Мимы и демонстрирует знание мельчайших подробностей ее жизни.
В заключение хотелось бы сказать, что Perfect Blue — это великолепный фильм для взрослых и серьезных зрителей. Поклонникам триллеров обязательно стоит его посмотреть. Но, как бы нам не хотелось сказать «его должен увидеть каждый поклонник аниме», из-за реалистичных сцен насилия особо впечатлительным его смотреть точно не стоит.
На этом разбор данного тайтла подошел к концу.
Не забывайте, что приобрести атрибутику по самым различным аниме вы можете в магазине Суперлама. Желаю вам хорошего настроения!
Автор: milkyriv.