0
В корзине пусто!

Закрыть

Случалось ли с вами, что люди оказывались совсем не такими, какими вы их себе представляли? Возможно, вы даже наблюдали, как люди менялись до неузнаваемости на ваших глазах. Но что же это было?

“Спокойной ночи, Пунпун”  — это, возможно, самая абстрактная манга, которая только существует. Поначалу кажется, будто она пытается свести тебя с ума. Ее сложно читать, сложно понимать, но это только поначалу. Чем дальше ты читаешь, тем глубже проникаешь в историю и начинаешь замечать мелочи, на которые раньше не обращал внимание. Но о чем же все-таки эта манга?

Статья содержит спойлеры


Манга является повседневностью, но даже так она сможет удивить нас больше, чем любое произведение о сверхъестественном, ведь именно реальная жизнь умеет удивлять и пугать сильнее всего тем, что она реальна. История расскажет нам о 11-летнем школьнике по имени Пунпун Онодэра. Он наблюдает за тем, как меняется его жизнь, взрослеет и меняется сам, а мы лишь наблюдаем за тем, что происходит в его жизни. А необычным, странным, а иногда даже ужасным событиям в его жизни есть место.

Как только мы начинаем читать нам сразу же бросается в глаза дизайн главного героя. Пунпун выглядит как белая птичка.


Неожиданно, не правда ли?

Этим, нарочито детским, дизайном автор не только старается подчеркнуть то, как герой видит себя. Он чувствует, что отличается от остальных и таким образом представляет себя “не таким, как все”. Но это не главное, ведь родители Пунпуна тоже предстают перед нами в таком виде. Скорее всего такой дизайн был выбран, чтобы передать психическое состояние персонажей, ведь в дальнейшем дизайн Пунпуна будет меняться, в зависимости от состояния его психики. Также такая трактовка позволяет нам объяснить, почему его родители выглядят как птички, ведь они тоже очень травмированные люди, которые и передали свои проблемы главному герою.

К психическим проблемам, с которыми столкнулись родители Пунпуна, мы вернемся чуть позже, а пока давайте обратим внимание на то, как наш герой видит мир вокруг себя.

Взрослых Пунпун видит как набор определенных гиперболизированных черт характера. Например, школьного учителя главный герой видит как человека, с резкими перепадами настроения, от веселого и жизнерадостного, до злого и устрашающего.


Также в начале мы видим сцену, где взрослые люди играют в прятки, в то время как Пунпуна отчитывает его одноклассница. При помощи этого образа автор показывает нам, что Пунпун считает взрослых людьми, которые постоянно прячут внутри себя собственное “Я” стараясь угодить обществу. Моментов, подобных этому, в начале манги много и все они стараются показать нам инфантильные взгляды Пунпуна.


Проблемы в поведении главного героя связаны с его воспитанием, а, точнее, с отсутствием воспитания. Его родители почти не обращали на него внимания, ведь большую части времени уделяли себе, а также ссорам друг с другом, а их брак держался только на Пунпуне.


Отец главного героя — Пунъяма, простой и ничем не примечательный мужчина, который, придя после работы, садится на диван, пьет пиво, смотрит футбол и, иногда, говорит с сыном “по душам”. Причем не всегда на темы, которые стоит обсуждать с детьми.


Мать Пунпуна гораздо более жесткая и ответственная женщина, которая постоянно требует от сына выполнения домашних заданий, а также послушания и всего подобного. На таком контрасте с абсолютно беззаботным и безответственным отцом мать кажется Пунпуну тираном, который только и делает, что требует, из-за чего у героя развился комплекс неполноценности из-за которого он пытается быть любимым и боится причинять вред другим людям, считая себя хуже других.


Из-за такой проблемной семьи Пунпун не обладает никакой эмпатией. Он был полностью лишен любви в детстве и даже не понимает, что это такое. Именно материнская любовь, в случае мальчика, имеет ключевое значение и зарождает в ребенке первые представления о любви, чтобы в будущем он мог не только получать, но и давать окружающим.

Далее произойдет еще кое-что, что закрепит проблемы с восприятием любви у Пунпуна, но об этом чуть позже.

Возвращаясь к теме отношений с родителями стоит заметить, что к ним Пунпун относится с полным безразличием. Он ничего не чувствует к матери, о чем говорит сцена с ее смертью, а об отношении к отцу, конечно, можно сказать чуть больше, но все же идеальным описанием стала сцена с прощанием маленького Пунпуна с отцом, после развода. Отец соврал, что уезжает работать в Америку, чтобы не говорить сыну прямо, что родители ненавидят друг друга, но Пунпун все понимал. Он понимал, что родители развелись, что они ненавидят друг друга, ненавидят его. И когда отец прощается и уходит Пунпун не пытается догнать его, не плачет и не просит вернуться, он просто разворачивается и уходит. В этом моменте идеально показано прощание и идеально передано абсолютное безразличие со стороны Пунпуна. Мы видим, как отец пытается сделать как лучше, чтобы оберечь ребенка от суровой реальности, но своим враньем делает только хуже и еще сильнее травмирует психику главного героя.

По поводу отца все же стоит сказать, что он правда любил сына и пытался воспитывать в нем “настоящего мужчину”, но дело было в том, что сам Пунъяма является не лучшим примером мужчины. Он часто винил во всех проблемах свою жену, которая устраивала истерики, занижала его достоинство и даже пыталась убить сына, но в упор не замечал того факта, что он просто оправдывал свою слабость и ранил свою жену все сильнее. Складывая все это вместе можно сказать, что отец все же не был причастен к воспитанию сына и, скорее, был просто финансовой опорой семьи. Дарить подарки сыну хоть и правильно, но одними подарками воспитание не ограничивается, а больше ничего отец для Пунпуна не сделал. Но он на протяжении всей манги не примет этот факт. Пунъяма не сдается, показывает, что он пойдет на все, но внутри он уже давно мертв. Отец Пунпуна — это образ отсутствующего отца. Он есть в твоей семье по документам, он приходит домой каждый вечер, он даже разговаривает с тобой, но его нет в семье, он сам по себе.

А вот с матерью все совсем неоднозначно. Дело в том, что она одновременно любила и ненавидела своего ребенка. Его мать была травмированным человеком, который хотел, чтобы ее полюбили. Ей нужно было показать, что такое настоящая любовь и она смогла бы стать хорошей матерью, но ей встретился Пунъяма, который довел все ее проблемы до абсолютных значений. Для психики матери Пунпуна не было пути обратно, она уже не могла даже понять, что такое любовь. Она понимала, что она должна дарить любовь сыну, нам даже показывали, что она искренне пыталась быть хорошей матерью, но ее психические травмы стали причиной, по которой она не могла выразить любовь. Она знала, что есть такое слово, но не знала, что это такое и как ее выражать, ведь отношение ее брата, а затем мужа, пробудило в ней мужененавистничество, которое выражалось в ее желании доминировать над мужчинами и унижать их.


Помимо всего прочего она постоянно ищет легкие пути, что выражается даже в том моменте, когда она пытается наладить контакт с сыном. Вместо того, чтобы понемногу узнавать, как он себя чувствует, как проводит время и так далее, она напрямую говорит Пунпуну рассказать все, что он чувствует. Это так не работает, в подобных вещах не нужно искать легкие пути, нужно проявить терпение и только тогда все получится. Стоит признать, что в отличии от отца Пунпуна мать не так виновата в том, какой она стала, ведь, по большому счету, у нее не было никого, кто мог бы ей помочь, а вот отец сам загнал себя в угол из-за своей слабости, эгоизма и нежелания брать на себя ответственность.

А ребенок как губка впитывает все, что есть в родителях, которые занимаются его воспитанием. Воспитанием Пунпуна занималась его мать и в итоге, Пунпун стал ее точной копией. Это прослеживается даже в том, каких девушек он станет выбирать в будущем — либо слабых и безвольных, которые сделают все, что он пожелает, и ему не придется напрягаться, либо властных и холодных, которые будут доминировать над ним


Отойдя от темы, проблем родителей главного героя, стоит отметить то, как реалистично автор преподносит реальный мир. Персонажи осознают свои ошибки, раскаиваются, но не меняются, ведь от просто самоанализа твое мышление не меняется и со временем ты продолжаешь поступать так же, как и раньше. Автор очень нативно показывает, как после смерти матери главного героя мир никак не меняется, а на похоронах никто не произносит слезливых речей, ведь всем абсолютно безразлично. В этом мире людям плевать друг на друга и никто не выделяется и не строит из себя “настоящего главного героя”. Все люди жалкие и обычные.


 

Есть еще кое-что, что хотелось бы обсудить. Затронем тему Бога в этой манге. Боги — это олицетворение внутренних проблем героев, которые говорят им то, что они хотят услышать. Эти Бога у каждого человека разные, например, дядя видит огромную голову, а Симидзу, одноклассник Пунпуна, видит Бога какашек, но все они схожи в том, что мешают героям учиться принимать ответственность за свои поступки. У Пунпуна тоже есть свой Бог и он олицетворяет ненависть главного героя к самому себе. Можно сказать, что Бог Пунпуна — это его копия, состоящая из гипертрофированных плохих черт нашего героя. Из-за этого Пунпун чувствует вину перед Богом, который постоянно унижает его и дает ему плохие советы. Бог является частью Пунпуна, поэтому он не может просто не слушать его. Этот голос идет изнутри.


Ранее мы уделили немало времени разбору матери Пунпуна, так как именно она сыграла наибольшую роль в становлении его личности и в том, что он находится в таком депрессивном состоянии. А позже, в более старшем возрасте, это откликнется снова в виде трансформаций психики главного героя. А вы не забыли о том, что есть еще проблемы, которые закрепили проблемы с восприятием любви? Пора обсудить их.

Первой проблемой стала Айко, одноклассница главного героя. Она была таким же больным и травмированным ребенком и тоже жила с установкой, что любовь это не что-то базовое, а ее надо заслужить. Она была искренна в своих чувствах к Пунпуну, однако такой союз больных детей был очень хрупким и быстро сломался, причинив еще больше боли обоим и закрепив неправильное отношение к любви. Еще одним моментом стала кассета, в конце которой было обращение маньяка, убившего всю свою семью. Он говорил об этом так, будто его убийство — это высшая мера любви, но никто не объяснил маленькому Пунпуну, что этот человек говорит неправду. Пунпун был маленьким впечатлительным ребенком, для которого это стало еще одним триггером к неправильному пониманию любви.


Смотря на все, что пришлось пережить Пунпуну, хочется искренне, по-человеческу помочь ему, поддержать, но чем глубже ты погружаешься в историю и чем дальше заходят события, тем сильнее ты понимаешь, что Пунпуну уже не помочь. Все проблемы копились как снежный ком, с каждым годом жизни главного героя их становилось все больше и больше.

И мы можем проследить за всеми метаморфозами, которые происходят с Пунпуном, которые автор выразил визуально. Поэтому, Пунпун предстает перед нами то в виде птички, то в виде геометрической фигуры, то в форме взрослого парня. Также очень хорошо показана последняя метаморфоза Пунпуна, когда его голова становится черной и вместо птички мы видим аморфное нечто.


Но не будем забегать вперед — сперва разберем образ геометрической фигуры. 


Такая трансформация произошла с личностью Пунпуна, когда герой зашел в тупик. Вместо того, чтобы принимать хоть какие-то решения он выбирает просто плыть по течению. Тетраэдр является самой устойчивой фигурой и символизирует то, что Пунпуна ничто не может вывести из его состояния равновесия. Теперь он просто существует и стоит на месте. Его жизнь превращается в рутину, ведь каждый день повторяет предыдущий. Он идет на работу, зарабатывает деньги, возвращается домой, кушает, ложится спать и так по кругу.

Спустя время, когда Пунпун становится старше, он начинает приобретать больше человеческих черт, однако его мышление никак не меняется и мысленно он остается тем же инфантильным ребенком, что выражается в виде его птичьей головы. Он выглядит взрослым, но его поступки говорят о том, что он никак не изменился. Он все еще не готов признать, что он не способен брать ответственность за свою жизнь и убеждает себя в том, что все его проблемы в жизни из-за того, что рядом с ним нет Айко.

С другими женщинами у него также ничего не складывается, ведь он живет с мыслями о том, что он их не достоин. Эти мысли появились у него из-за боязни причинить им боль. А этот страх породили в нем две главные девушки в его жизни — его мама и Айко.

И вдруг, Пунпун снова встречает Айко. 


В этот момент они оба морально опустошены, оба остались детьми, которые все еще нуждаются в любви. И они решают попробовать сбежать снова, как в детстве. Но теперь им нужно избавиться от преграды — матери Айко. Ее мать — оккультистка, которая вымещает злость на своем ребенке, прикрываясь религией. В самом начале манги, на одном из фреймов, были видны синяки на спине и шее Айко и именно они стали очень важным сетапом к ситуации, которая вот-вот произойдет.

В момент избиения Айко снова появляется Бог Пунпуна и говорит ему: “Это именно то, чего ты хотел”. И этими словами автор дает нам понять, что на самом деле, в своей голове, Пунпун мечтал, чтобы Айко страдала, чтобы у него появилась возможность “героически спасти ее от этих страданий”, чтобы она оказалась у него в долгу и не могла просто так его бросить, а он смог бы избавиться от чувства вины, с которым жил последние 10 лет. Темная сторона личности Пунпуна хочет мести, она хочет компенсировать всю ту боль, с которой пришлось жить Пунпуну. 

После этой ситуации темная сторона Пунпуна захватывает над ним контроль. Теперь он понимает, что может делать с Айко все, что захочет, его месть свершилась. Все свое детство Пунпун терпел и находился в пассивной позиции, впитывая негатив и накапливая его внутри себя, но теперь его психика не выдержала и все, что было внутри него, получило над ним контроль.

Трагизм Пунпуна заключается в том, что на протяжении всей жизни он стремился к любви, но не понимал, что это такое. Все те ужасные события, которые произошли с ним в детстве, извратили его взгляды на любовь, сделав из него монстра. В их отношениях с Айко они не просто удовлетворяли свои потребности в любви, но не понимали, что такое настоящие отношения. Они делали то, что доставляло им удовольствие в настоящем моменте и отказывались от вещей, которые могли быть трудными и неприятными, но помогли бы им укрепить отношения в будущем. Они не подталкивали друг друга к действиям и были пассивными.

И в итоге они сломались. Пунпун не выдержал того, что Айко, которая раньше говорила о том, что способна пойти на убийство ради любви, теперь не готова на такой решительный шаг. Чувствуя, как все, во что верил Пунпун, рушится, разрушился и он сам.

Приближаясь к концу стоит сказать, что все же, очень многие моменты были упущены, а в манге гораздо больше интересных событий, о которых стоит поговорить. Это произведение настоящий шедевр, который точно стоит прочитать. Скорее всего не все справятся с прочтением, но точно стоит попытаться. Эта манга заслуживает вашего внимания.