0
В корзине пусто!

Закрыть

“Рассказы бывают различных видов, но из них только один по-настоящему труден — юмористический рассказ”

Марк Твен. Об искусстве рассказа (1895)

 

Аниме «Мелочи жизни» («Nichijou», что буквально переводится как «быт» или «повседневность») начало выходить в 2011 году под производством студии Kyoto Animation. Сериал представляет набор сюжетно переплетённых между собой комедийных скетчей из одноимённой манги Кэйити Арави, а также его комикса Стандарт Гельветики.

Nichijou описывает повседневную жизнь нескольких школьниц и их друзей, используя в основном юмор, построенный на неожиданности и пародиях. Иногда в повествовании используются фантастические и крайне гиперболизированные элементы, которые еще больше усиливают комичность ситуации. Эпизоды вроде обычных школьных линеек и обедов рассматриваются через призму абсурда и показывают зрителю новый взгляд на мелкие победы, радости и смущения, которые в обычной жизни чаще всего остаются без внимания или быстро оказываются забытыми В этом мире укус собаки вызывает настолько сильную агонию, что изо рта вырываются лазеры, заказ кофе из запутанного меню превращается в битву за сохранение собственного рассудка, а не простое мелкое неудобство, отрицание любовных чувств осуществляется не со смущением, а с расстрелом одноклассника из ракетницы.


Произведение как бы невзначай затрагивает темы принятия недостатков близких, сущности дружбы и любви, преодоления трудностей, заботы о детях, а также умело переключается между заводными шалостями и нотками драматизма. В совокупности с остальными особенностями создается характерная теплая и слегка меланхоличная атмосфера, которая погружает зрителя в этот уютный городок.

Персонажи и сюжет

Персонажей «Мелочей жизни» можно разделить примерно на три группы. Первая – робот Нано Синономэ и её маленькая Профессор, образ которой скорее всего вдохновлен главной героиней аниме “Пани Пони Дэш!” от студии Shaft. При этом градус безумия в сравнений с шафтовским был немного уменьшен: здесь мы не встретим живущего в автомате и согревающего собой газировку кота-бога, тем не менее, абсурд во многом так же присутствует. Вторая группа –– школьные подружки Маи Минаками, Мио


Наганохара и Юко Айой. Отдельно можно выделить всех остальных героев, и здесь не следует обманываться: каждый из них имеет множеством причуд - директор, который борется с оленем на заднем дворе школы или невозмутимо приводящий в школу дворецкого с козлом молодой псевдоаристократ здесь - простая обыденность, которая, впрочем, удивляет окружающих персонажей не меньше нас.


Говоря о Нано и Профессоре, следует отметить, что у них довольно необычные взаимоотношения. Последняя является гениальной восьмилетней девочкой-учёным, не ходит в школу и живет одна в собственном доме, который стал для неё чем-то вроде лаборатории. Судя по всему, именно там она и создала себе умеющего чувствовать боль и испытывать эмоции андроида Нано, конструкцию которой постоянно пытается «улучшить» — иногда это превращается в самое настоящее издевательство. Нано же –– простая добрая девушка-робот, немного неуклюжая, стремящаяся пойти учиться и завести новых друзей. Однако Профессор по началу относится к этой идее без особого энтузиазма, не отпуская и не давая ей снять расположенный на спине ключик как у заводных игрушек. Нано очень переживает из-за него, ведь это по сути единственная деталь, которая сразу же выдает в ней робота. Профессор отказывается убирать ключ со словами о том, что он миленький, что дает нам понять, что не смотря на свой талант профессор всё ещё остаётся маленьким ребенком, требующим заботы.


Нано является единственной, кто заставляет девочку кушать невкусные овощи вместо сладостей, подогревает любимое молочко, успокаивает в страшную грозу — со всеми сопутствующими тяготами. По сути робот заменяет девочке старшую сестру, а может даже и маму. Позже они заводят себе милого говорящего котика Сакамото, который тоже в некоторой степени присматривает за чудаками. Простенький концепт скрывает в себе довольно философские темы, Нано должна будет принять себя и осознать, что ключик на спине для ее друзей — далеко не самое главное. На протяжении повествования Нано подружится и с остальными девочками, которые будут заходить к ним в гости.

Май Минаками, Мио Наганохара и Юко Айой представляют классический вариант энергичной компашки. Май – рассудительная тихоня, которая во многом дополняет характер и интересы двух других девочек. На деле ей тоже не чужды шалости и довольно специфический юмор. Типаж Юко ближе всего к бакадере, она постоянно попадает в какие-нибудь неприятности и не имеет особых талантов, но довольно добрая. Мио – интересный персонаж, в котором чувствуется авторская симпатия, она весьма яркая, хорошо рисует, но в целом довольно вспыльчивая и зачастую становится даже опасной, не дай бог другим увидеть, что именно она любит рисовать. На деле часто смущается.

Работа с персонажами выполнена на высоком уровне, пускай их и вряд ли можно назвать слишком уж выдающимися в сравнении с другими слайсами. Использованные архетипы и фантастические элементы вроде андроидов и говорящих котов довольно распространены, но в целом реализованы интересно и не вызывают негативных впечатлений в аспекте применения клише. На протяжении просмотра персонажи в значительной степени раскрываются зрителю даже несмотря на неполноту экранизированного материала. Как уже отмечалось выше, проработка героев в жанре повседневность является сложной задачей, с который мангака и режиссёр успешно справились.

Что касается сюжета, если определять его как совокупность действий и событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения, то в Мелочах жизни под ним можно подразумевать как повседневные комедийные скетчи сами по себе, так и некоторые сквозные сюжетные линии. К таковым можно отнести социализацию Нано, любовную историю Татибаны, фантастическую историю про кубики – подобные истории продолжаются на протяжении нескольких серий в формате арок и в основном имеют некоторое логическое завершение.


Качество экранизации

Оригинальная манга начала выходить в журнале Shonen Ace в 2006 году и насчитывает более двухсот глав, её производство продолжается до сих пор. В плане повествования она уже довольно сильно обогнала аниме, сюжет которого покрывает примерно сотню глав, поэтому будет важным сравнить саму мангу с экранизацией.

Формат 26 серий является удачным, потому что не оставляет ощущения незавершенности. Он позволил покрыть значительную часть вышедшего на тот момент материала и по сути пересобрать в целостное произведение все скетчи, которые манга излагает в немного хаотичном виде. Например, одной из открывающих сцен аниме является пародирующий ромкомы момент, когда Нано бежит по улице, не может остановиться и сталкивается с выходящим из-за угла школьником. В аниме на ней надета повседневная одежда, а не школьная форма, как в манге — ведь данная тема начинает раскрываться только ближе к середине сериала. Это позволяет избежать дальнейших флешбеков и делает сюжет более последовательным.

При этом аниме добавляет некоторые милые моменты, которые отнюдь не являются филлерами и наоборот дополняют сюжет – такие есть, например, в самом начале. С другой стороны – не все скетчи манги являются экранизированными, но и это тоже скорее пошло лишь на пользу. Так, одна из первых сцен, где нам показывают Мисато Татибану, в оригинале сразу же начинается с того, что сидя в классе она прицеливается в своего друга Сасахару из оружия, и после небольшого диалога стреляет в него. В аниме же данный фрагмент был заменён расширенной сценой на линейке — учительница спрашивает о том, кто начал водить в школу козлов, после чего Татибана достаёт револьвер и простреливает Сасахаре голову. Таким образом, данная сцена получается гораздо более неожиданной и смешной, в манге она скорее была просто абсурдной. Изменён и сам порядок многих других скетчей в сторону постепенного раскрытия персонажей. 


Характерный визуальный стиль манги успешно реализован и в экранизации, рисовка некоторых скетчей выполнена практически один в один. Можно говорить о том, что изначальная авторская атмосфера и дизайн персонажей соответствующим образом сохранены, даже во многом улучшены. Слегка откорректирована одежда некоторых персонажей, как в описанном выше случае с Нано, добавлено множество деталей. Не смотря на свой жанр, сериал наполнен большим количеством экшн сцен, поэтому добавление анимации в значительной степени пошло на пользу. Комедия становится ещё смешнее и за счёт добавления звука, работа актёров озвучивания делает персонажей более милыми, а удачно подобранный саундтрек позволяет сделать некоторые сцены более абсурдными.

Можно отметить еще две небольших детали, которые дополняют произведение именно в аниме формате. Во-первых, в повествование были включены многие скетчи из Helvetica Standard, соответственно мы имеем еще больше сцен, чем было в оригинале. Сюрреалистичная заставка Helvetica и ее абсурдные истории запоминаются и удачно заполняют переходы между основными скетчами. Также добавлено множество красивых и абстрактных перебивок с пейзажами природы, домашним интерьером и городскими улочками – иногда в них присутствует немного анимации, некоторые оказываются связанными между собой или с сюжетом. Это позволяет играться с настроением зрителя, переключая его в нужном русле в зависимости от того, насколько спокойный либо наполненный энергией скетч идет дальше.


Разбор философии

Ня-ня-нян.

Заключая можно сказать, что “Мелочи жизни” — это шикарный сёнен с качественной графикой, который рекомендуется к просмотру всем любителям жанра. Это не просто аниме о мелочах жизни, это произведение, через призму абсурдного юмора преображающее повседневность в интересный сюрреалистичный мир, который, тем не менее, остается близким и понятным, а ещё чуточку поднимет вам настроение и уж точно не даст заскучать.

На этом обзор аниме закончен, не откладывайте просмотр на потом и прямо сейчас насладитесь этим аниме. А мерч и сувениры по этому и многим другим тайтлам вы сможете найти в аниме-магазине "Суперлама".
 

 

Автор: obso1etee