0
В корзине пусто!

Закрыть

Знакомы ли вы с франшизой “Цикл историй”? Думаю, что вы как минимум слышали о ней, так как она имеет большую популярность среди “не таких как все” аниме. И он действительно сильно отличается от типичных популярных аниме, к которым мы привыкли: иная подача событий, рваный сюжет, странный фансервис и, конечно, атмосфера. Говорить о его качестве довольно сложно, поэтому я хочу поговорить немного о другом — о необычной идее, которая будет интересна как тем, кто с оригиналом не знаком, так и уже посмотревшим этот тайтл. Итак, “Цикл историй” — это театральная постановка, и вот почему.


Как я и сказал ранее, говорить будем о концепции сериала в целом и о том, как вижу ее лично я. Актуален мой взгляд будет для любой из частей франшизы, так как конкретные моменты я затрагивать не буду. 

Когда разговор заходит о сюжете все становится очень сложно и непонятно. Знакомые с франшизой знают, как там все запутано и даже создают специальные гайды для новичков с подробным описанием того, какая последовательности просмотра наиболее правильная. Однако сюжет все же не главная тема для споров в этом произведении, поэтому и мы не будем уделять ей много внимания. Все-таки полноценного сюжета тут нет, а, несмотря на то, что разные части аниме происходят в одной вселенной, они больше похожи на отдельные истории, которые имеют небольшие отсылки друг на друга. Собственно, как и указано в названии - "Истории *вставьте слово*". Да и я предлагаю вам посмотреть на произведение как на театральную постановку. Если вы когда-нибудь были в театре, то знаете, что там можно взять либретто — краткий текст сюжета произведения. Собственно, этот факт подталкивает нас к основной мысли: мы приходим в театр смотреть не чтобы ознакомиться с сюжетом, а чтобы посмотреть на игру актеров.

В этом и заключается основная идея моего взгляда на это аниме. Актерская игра, убедительность, с которой герои себя преподносят — вот самая важная часть. Мы следим за тем, как актёр исполняет свою роль. Кто из них недостаточно уверенно чувствует себя на сцене? А кто переигрывает? И также мы наблюдаем за персонажами “Цикла историй”. Они все такие разные, но каждому из них хочется верить. Во время просмотра не появляется ощущения, будто герои ведут себя неестественно. Причем даже эпитет “хорошо прописанный” в их случае кажется неуместным из-за того, насколько они непохожи на типичных персонажей аниме. И в этом главное сходство с качественной театральной постановкой.

На персонажах и их поведении интересности не заканчиваются. Вишенкой, украшающей всю картину является визуальная составляющая. Студия Shaft славится своими необычными абстрактными адаптациями и тут аниматоры сильно постарались. В первую очередь хочется обратить внимание на то, что между различными сценами в аниме мы видим надписи вроде "глава/сцена X", что очень похоже на то, как по ходу сюжета театральной истории сменяются декорации. Помимо этого внимание стоит обратить и на различные визуальные образы — цветные кадры, текст, идущий параллельно речи, и ракурсы. 

Ракурсы помогают нам лучше рассмотреть сцену и актеров на ней — так у зрителя не возникнет ощущения, что от него пытаются что-то скрыть и он быстрее проникнется доверием к героям. К тому же с помощью приемов с камерой можно передать настроение кадра и, например, продемонстрировать отношение героев к самому себе или друг к другу, а также визуально сравнить их. Цветные кадры и параллельный текст, которые часто появляются в диалогах, мешают нам сфокусироваться, что, во-первых помогает лучше концентрироваться в определенные моменты, а во-вторых немного отвлекает нас от менее значимого текста. Поскольку в этом аниме упор делается именно на диалоги они довольно длинные и, чтобы дать зрителю понять, в какой момент важно быть внимательным, используются параллельные кадры. Помимо этого они же помогают нам расслабиться, так как строго определяют моменты, когда следует быть сфокусированным, и отделяет их от моментов, когда можно расслабиться и не так сильно вникать в суть диалога. В итоге выходит так, что на первый план выходит подача и актерское мастерство — самая важная часть любого театрального выступления.

Основную мысль о том, почему я считаю это аниме примером жанра "театр", назовем это так, я объяснил, теперь хочу затронуть еще один аспект аниме, а затем отвечу на вопрос "Стоит ли смотреть?" для тех, кто с произведением не знаком.

Аспектом, который я хотел затронуть, является осмысленность диалогов. Вокруг них в моногатари собралось действительно много шума. Как только люди их не хвалили и как только они их не унижали. Одни считают, что тут самые лучшие диалоги, среди всей аниме индустрии, а другие назовут это псевдофилософией и попытками выдать глупые мысли за что-то серьезное. Как мне кажется, из-за того, что вокруг диалогов собралось много шума люди начали сильно завышать планку ожидания, которой аниме просто не может соответствовать. И тут я не хочу захейтить ни аниме, ни ожидания зрителей. Я считаю, что правда где-то посередине.

О самих диалогах скажу так — они действительно не очень глубокие и ждать от них многого не стоит. Одна из причин и, наверное, самая важная — их количество. Некоторые длятся буквально по 10-15 минут, учитывая, что продолжительность одной серии, как правило, всего 20 минут. Есть и  эпизоды, где на протяжении всего хронометража персонажи, например, сидят дома и обсуждают различные события. Как вы понимаете поддерживать глубину на протяжении всего этого времени просто невозможно. Даже если бы можно было сделать абсолютно весь диалог, длительностью 10 минут осмысленным, мы все равно не получили бы от него удовольствия, так как во-первых, сильно устали бы от него, а во-вторых все идеи слились бы в кашу, так как между ними нет никакого контраста, определяющего главный тезис и зависимые. Чтобы сильную мысль можно было назвать сильной ее стоит окружить подводками, которые помогут нам плавно подойти к ней и постепенно раскрыть, чтобы из чего-то простого и банального вдруг появилось нечто прекрасное. 

По итогу ощущение филлерности присутствует, но не является большой проблемой. Те, кто принципиально не любит воду в диалогах могут пролистать их, а остальные послушают и поближе узнают персонажей, их манеру общения и характер. Лично я готов простить этому аниме воду и бессмысленные диалоги. Оправдания выглядят немного натянуто, но учитывая то, насколько их тут много, я отношусь к этому с пониманием. Хотя, все же, сильные тезисы и хорошие мысли тут встречаются и не редко. Иногда банальные, иногда приторные, но встречаются.


Стоит ли смотреть?

Как итог скажу так — аниме, по-моему мнению, довольно уникальное. Возможно, дело в том, что мне не хватает насмотренности, но я не могу привести пример другого аниме, которое преподносит события так же, как это делает моногатари. И то, что это аниме имеют свою фишку — прекрасный повод посмотреть хотя бы пару серий или 1 любую арку. Если понравится — отлично, если нет — ничего страшного, тем более времени вы потеряете не так уж много.

Лично мне понравилось. Самым любимым для меня оно не станет, но удовольствие от просмотра я, несомненно, получил, поэтому попробовать точно советую, а дальше каждый решит для себя сам. А купить сувениры и прочую атрибутику по этому и многим другим аниме вы можете в аниме и гик-магазине “Суперлама”.