0
В корзине пусто!

Закрыть

Тема одиночества главного героя это один из ключевых мотивов множества популярных сюжетов аниме и манги. Например, наруто начинает свой путь будучи главным изгоем в родной деревне, причем сами родители воспитывают детей так, чтобы они обходили главного героя стороной. Гатс, с момента рождения, был обречен на борьбу за выживание и, потому, долгое время не имел возможности подпустить кого-то близко. За голову Вэша Урагана назначена огромная награда, из-за чего его постоянно преследуют бандиты и головорезы, подвергающие опасности всех, кто окажется рядом с ним. Продолжать этот список можно бесконечно, думаю, вы и сами с легкостью можете вспомнить и другие сюжеты, в центре которых находится одинокий герой с трагичной судьбой. Настало время разобраться, что из себя представляет троп “Одинокого героя”, почему он такой популярный и чем он так нравится зрителям.

Если посмотреть на этот троп со стороны, то, кажется, что это очень странная тенденция того, что в основе большого количества культовых сюжетов лежит главный герой у которого, в лучшем случае, нет друзей или близких, но чаще он либо изгой, либо сирота. Это довольно трагичная точка входа в повествование, но нам это почему-то нравится. Мы с удовольствием наблюдаем за отчужденным героем на которого, будто, свалилось все плохое, что только существует в этом мире. При этом, встречая подобный тип людей в реальности, мы не испытываем такого же восторга, а, скорее, наоборот — создается впечатление того, что если общество не принимает человека, значит он этого заслуживает. Но как только такой персонаж становится героем книги, фильма или аниме нам уже хочется ассоциировать себя с ним, погружаться в его внутренний мир и наблюдать за его путешествием. 


Во многом троп “Одинокий герой” берет свое начало из японских историй и фольклора, являясь переосмыслением таких легендарных героев японской культуры, как, например, Мусаси Миямото, который прослыл искусным фехтовальщиком и мастером меча. 

Именно этот персонаж стал прототипом для главного героя манги “Бродяга” (”Vagabond”), которая является ярчайшим примером проявления тропа “Одинокого героя”. Помимо него японские авторы любят отсылаться к жившему примерно в то же время полумифическому ронину по имени Дзюбей Ягю Мицуёши, чей героический образ лег в основу одинокого мечника из аниме “Манускрипт ниндзя” (”Juubee Ninpuuchou”), а также стал объектом пародии для одноглазой воительницы из аниме “Гинтама” (“Gintama”). 


Вдобавок к этому его биография легла в основу нескольких фильмов и сериалов, а самого Дзюбея можно встретить в качестве второстепенного или одного из основных героев во многих самурайских сюжетах. Проще говоря, если вы увидите персонажа, владеющего двумя мечами, с прической в виде самурайского хвоста, а также с повязкой на глазу, то знайте, что, скорее всего, это отсылка на Дзюбея Ягю Мицуёши. Конечно, существуют и другие фундаментальные для японцев персонажи, которые часто находят свое отражение в различных произведениях, например, Ода Нобунаги, которого можно встретить во многих самурайских аниме. Однако в образе одинокого героя, который самостоятельно справляется с трудностями и живет по своим собственным правилам, прочнее всего закрепились именно Мусаси Миямото и Дзюбей Ягю Мицуёши. 

Подобного типа герои, которые сами решают, как им жить, каким способом идти к цели и что имеет ценность в их жизни, проще говоря, люди, которые сами куют свою судьбу, у японцев пользуются большим почетом и уважением. По этой причине японские авторы до сих пор отсылаются к легендарным героям прошлых, корректируя их под запросы аудитории. Доходит до того, что существует махо-сёдзё аниме, в котором главная героиня является перерождением Дзюбея Ягю и, если она надевает свою повязку в виде сердечка на глаз, то превращается во всесильную девушку самурая. Предполагаю, что такая популярность этих персонажей обусловлена тем, что герои, которые бросают вызов общепринятым взглядам и живут так, как им заблагорассудится отлично резонируют с потребителем таких сюжетов — обычными японские школьниками, студентами или офисными работниками. Конечно, стереотип о том, что японцы — неисправимые трудоголики уже не так актуален, но дело в том, что большинство культовых произведений использующих архетип “Одинокого героя” были написаны довольно давно, когда образ японии, как страны трудоголиков, был полностью оправдан. 

Однако, и в настоящее время япония остается довольно консервативной страной, в которой важную роль играет институт репутации, а проявления индивидуальности зачастую пресекаются или осуждаются. Достаточно вспомнить, какими в аниме показывают хулиганов. Их часто изображают с татуировками, пирсингом, цветными волосами, яркой и необычной одеждой, а также странными прическами. Для японцев это очень легко считывается и они считают, что если ты выглядишь не так, как все, то скорее всего, с тобой что-то не так. Хороший пример проявления подобного стереотипа показан в аниме “Крутой учитель Онидзука” (“Great Teacher Onizuka”) на примере самого Онидзуки, чей внешний вид, с крашеными волосами и тремя сережками в ухе, как бы говорит о том, что он выглядит как неформал, из-за чего его не хотят брать на работу учителем. Но по ходу сюжета мы узнаем, что из-за того, что Онидзука не такой как все он наоборот гораздо лучше подходит на роль учителя, ведь имеет свой собственный подход к обучению. Именно этим нам так нравится троп “Одинокого героя”, ведь он своим примером показывает нам, что быть не такими как все и следовать своему пути это нормально. В этом и заключается особенность этого архетипа, так как обладание выдающимися способностями только усиливает статус изгоя в обществе и мешает ему интегрироваться в коллектив.


Хотя, в большинстве случаев, главной странностью, без сомнений, можно назвать то, что одинокие герои, на самом деле, совсем не одиноки. Например, за Вэшем Ураганом следуют две девушки из страхового агентства. 


 

Главная героиня аниме “Клеймор” (“Claymor”) берет в напарники простого человека.

А Афросамурай путешествует вместе с несмолкающим Нидзя Ниндзя.

 

Более того, бродяга Кэнсин из одноименного аниме так и вовсе почти сразу заводит семью.

 

И даже Гатс, который является воплощением самого одинокого героя оказывается окружен целой армией верных спутников.

Поэтому, зачастую, на деле одинокий герой не так уж и одинок. Одиноким мы его встречаем только в начале повествования, после чего он начинает обрастать новыми знакомствами, и на то есть целый ряд причин. Чаще всего нам легче узнать героя по тому, как он взаимодействует с другими персонажами. Как пример, мы впервые знакомимся с Кэнширо из аниме “Кулак северной звезды” (“Hokuto no Ken”), когда его сажают в тюрьму за то, что он пил воду из чужого колодца и он просто принимает это и не пытается бежать из-под заключения. Но, как только он узнает, что в поселение пришли рейдеры и стали издеваться над девочкой, которая, угощала главного героя едой, оказывается, что все это время Кэнширо с легкостью мог покинуть камеру разорвав стальные прутья голыми руками, но до этого момента ему это было попросту ненужно. А стоило герою узнать, что где-то рядом творится зло, у него больше не было морального права оставаться в стороне. Таким образом, за половину эпизода, нам без лишних слов раскрывают многие черты характера главного героя, делая его не просто очень сильным героем-болванчиком, а настоящим живым человеком.

Похожий способ раскрытия одинокого героя можно увидеть в аниме “Берсерк” (“Berserk”). Гатс, приезжая в поселение, видит как группу детей в повозке везут в замок, явно с плохими намерениями, но он не торопится спасать их и игнорирует эту повозку, ведь у него есть другая цель. Даже в таверне он нападает на бандитов, издевающихся над девочкой, не потому, что хотел защитить ее, а потому, что ему нужно было передать послание о том, что черный мечник пришел в город, главарю этих бандитов.

Два эти эпизода структурно очень похожи, так как задают примерно похожие ситуации для знакомства с героем, о котором мы еще ничего не знаем, но, оказавшись в похожих условиях, оба, одинаковых на первый взгляд, героя поступают совершенно по-разному. Мы видим, что Кэнширо, хоть и следует по пути мести, все еще сохранил человечность и сострадание, в то время как Гатс принял жестокость окружающего мира и смирился с ней. Так что такие, казалось бы, не очень важные детали, сподвигают нас ближе рассматривать главных героев под разными углами, чтобы составить полную картину отношения к нему. Согласитесь, раскрыть персонажа, без помощи других, было бы гораздо сложнее. Да и это бессмысленно, ведь интереснее всего наблюдать за персонажем, когда он выходит из зоны комфорта, а именно другие персонажи как правило сподвигают героя на это, заставляя делать выборы, которые будут влиять на его дальнейшее развитие, за которым мы так любим наблюдать. Эти выборы являются ключевым инструментом в развитии любого персонажа, поэтому без них попросту не обойтись. И такую функцию выполняют постоянные спутники главных героев.


Зачастую главный герой, в меру своего характера, не очень разговорчив, поэтому именно спутники заполняют пустое звуковое пространство. Еще более интересно то, что они могут давать оценку действиям главного героя, таким образом являясь, в некотором смысле, голосом разума главного героя или его совестью. Часто, они озвучивают именно те мысли, которые в своей голове главный герой пытается подавить и это немного нарушает негласный закон, что главный герой всегда поступает единственно правильным способом, заставляя его задуматься о правильности своих решений.

Вкратце стоит упомянуть и то, что зачастую спутниками главных героев выступают дети. Такой троп также является довольно старым и берет свое начало из манги “Дороро” (“Dororo”). В ней странствующий мечник по имени Хяккимару спасает сироту по имени Дороро, из-за чего тот становится его спутником. И этот троп, где вместе с героем путешествует и его маленькая версия долгое время также был актуален. Такие герои призваны показать, что даже самые сильные персонажи сюжета все еще могут быть уязвимы. Настоящий герой — это не тот, кто может постоять за себя, а тот, кто может защитить других.


Как мы можем понять, одинокий главный герой на деле довольно редко бывает по-настоящему один, поэтому можно сказать, что когда речь идет об одиночестве, мы имеем в виду не физическое, а духовное состояние персонажа. Ведь сколько бы вокруг него ни было спутников, сколько бы людей его ни любили, никто из них никогда не сможет понять, через что ему пришлось пройти. Многие герои не подпускают людей близко к себе, ведь боятся, что так они ослабнут и не смогут прийти к своей цели, и, однажды, их темное прошлое напомнит о себе. Каждый одинокий герой стоит перед выбором: идти до самого конца или бросить все и начать новую жизнь. И это очень сложный и неоднозначный выбор, который является одной из главных интриг до самого конца повествования.

Подводя итог стоит сказать, что тема одиночества в аниме и манге является одной из ключевых и встречается повсеместно. Разбираться в проявлениях одиночества, паттернах можно очень долго, что говорит о том, что подобные темы до сих пор актуальны и нравятся людям. 

Автор: obsoletee