0
В корзине пусто!

Закрыть

Наверняка вы не раз слышали тезисы об инди-играх в контексте того, насколько они хороши и как способны удивить игрока, подарив ему уникальный игровой опыт, однако хочется задать резонный вопрос — “Почему в инди игры играет так мало людей, раз они такие крутые?”. На то есть свои причины, о которых я расскажу в этой статье на примере довольно интересной игры Lily’s Well.


Вступление

Условно инди-игры можно поделить на две части — с одной стороны работы вроде Hollow Knight и Hotline Miami, а с другой — Omori, Milk (Milk inside the bag of milk inside the bag of milk и Milk outside the bag of milk outside the bag of milk) и Doki Doki (Doki Doki Literature Club). Принцип, по которому я их разделил может быть неясен на первый взгляд, но на деле все проще чем кажется. Разделяю я их по тому, что выходит на первый план в игре — сюжет или геймплей. Понимаю, что приведенные тут игры довольно популярные и многие с ними знакомы, однако оставлять даже малую часть людей без объяснений не хочется, поэтому кратко расскажу в чем суть.

Hollow Knight — платформер, основной геймплей которого в исследовании мира, сражении с монстрами и развитии своего персонажа. История там, безусловно, есть, но она спрятана в лор и находится на втором плане. То же самое касается и Hotline Miami — это крутой и динамичный экшен-шутер с видом сверху, получить удовольствие от которого можно даже не углубляясь в сюжет игры. К тому же, несмотря на  необязательность сюжета он все еще невероятно хорош и является одной из любимых частей игры у ее фанатов. 

С другой стороны Omori — JRPG игра, сделанная на RPG-Maker, в которой мы исследуем мир снов за мальчика Омори, общаемся с его обитателями и расследуем пропажу одного из наших друзей, параллельно узнавая все больше ужасающих подробностей о главном герое. Битвы тут тоже есть, поэтому может показаться, что разница между Omori и играми из первой категории не такая уж и большая, но важным критерием для разделения является то, что тут мы в первую очередь читаем текст и общаемся с персонажами, а боевая система есть скорее номинально. К тому же большая часть сюжета находится на первом плане, а не в лоре. А вот в первом случае игра предлагает нам крутой геймплей, в который помимо развлечения можно еще и углубляться.

С Doki Doki и Milk все еще проще — это визуальные новеллы, которые вовсе не подразумевают никакого геймплея. Все, что мы делаем — читаем текст, переигрываем, чтобы рассмотреть историю со всех сторон и так далее. 

Нетрудно догадаться, что большую аудиторию имеет первый тип инди-игр, по понятным причинам. Например потому, что у них ниже порог вхождения, так как чтобы получать удовольствие достаточно просто зайти в игру и начать играть. Во-втором случае нужно читать, изучать, а также мириться с тем, что во многих играх геймплейная составляющая сделана настолько плохо, странно или отталкивающе (привет, Disillusion), что, как ни рассказывай о всех прелестях игры, в нее никто играть не пойдет. Не потому, что люди какие-то неправильные и не хотят пробовать необычные игры, а потому, что многие инди-студии зацикливаются на том, чтобы сделать необычный сюжет, а на то, что для этого сюжета нужна красивая обертка в виде геймплея, забывают. По сути такие работы это скорее перформанс, чем полноценная видеоигра, из-за чего аудитория резко сокращается, ведь гораздо проще посмотреть ролик на ютубе с разбором сюжета, чем самому терпеть вот это.

Собственно, если с обзором игр первого типа нет никаких проблем. то вот со вторыми настоящая беда. Дело в том, что приходится сталкиваться с серьезной дилеммой, которая заключается в том, что если не рассказать людям о сюжете, то многие не дойдут даже до одной из концовок, не в силах терпеть неудобный и однообразный геймплей. На другой чаше весов находится полный пересказ всего сюжета и всех концовок, что действительно может вызвать заинтересованность и желание попробовать пройти игру самостоятельно, но при этом многие, узнав историю целиком, решат, что проходить теперь бессмысленно. К тому же не всегда даже пересказа достаточно, чтобы убедить неискушенного геймера привыкшего к красивым открытым мирам в 60 фпс окунуться в сырое и неотесанное инди.

Lily’s Well, к моему сожалению, относится к играм второго типа, поэтому всю тяжесть создания цепляющего обзора мне придется пережить самолично. Проблема как раз в том, что с геймплеем тут одновременно и полная беда, и все в порядке, из-за чего даже начать как-то объяснять эту путаницу затруднительно. Для начала я постараюсь ввести вас в курс дела, вкратце описав о чем игра, параллельно делясь своим опытом и объясняя в чем проблема инди второго типа.

Итак, обзор я поделю на две части: в первой я постараюсь ответить на вопрос “почему вам стоит поиграть в Lily’s Well?” без спойлеров, а во второй раскрою основную загадку игры, чтобы те, кто все еще сомневается, стоит ли играть, смогли сделать окончательный выбор, а остальным не пришлось терпеть геймплей, который им неинтересен, ради того, чтобы узнать финал. Прежде чем перейти к части со множеством спойлеров я сделаю отдельное предупреждение, а сейчас к самой игре.


Почему вам стоит поиграть в Lily’s Well

Итак, первое, что мы увидим в игре, зайдя в нее, короткое вступление в стиле визуальных новелл, которое поведает нам о 9-летней девочке по имени Лили, которая живет в доме в лесу со своим папой и очень его любит. Сегодня вечером папа работает в ночную смену, поэтому девочке предстоит ночевать одной. Лили ужинает вместе с отцом, после чего тот укладывает ее спать, наставляя, как и всегда, что никому открывать дверь нельзя и из своей комнаты девочка выходить не должна, что бы ни случилось. 

Лили засыпает, папа уходит на работу, но посреди ночи главная героиня просыпается из-за странных звуков, доносящихся из колодца рядом с домом — кто-то кричит от боли и просит о помощи, а веревки, которая обычно висит у колодца, нигде нет. Лили — хорошая девочка, а хорошие девочки должны помогать людям, попавшим в беду, поэтому нарушив просьбу отца героиня решает смастерить веревку из подручных средств, чтобы спуститься в колодец и помочь человеку попавшему в беду.

Сама игра представляет из себя классический проект на RPG-Maker, но вместо привычного исследования мира мы вынуждены решать самую настоящую загадку. Исследование мира и чтение описания предметов тут, конечно, присутствует, но основная цель игры заключается в том, чтобы найти способ собрать достаточно длинную веревку, способную достать до дна колодца. А он очень глубок…

Кроме того, не все материалы, которые можно найти, являются достаточно прочными, чтобы выдержать Лили. Она хоть и маленькая 9-летняя девочка, но даже ей нужно быть осторожнее с подбором материалов. Стоит ли объяснять, что если вы решите использовать туалетную бумагу в качестве веревки, то она не выдержит. В общем-то в этом и заключается главный плюс геймплея — интересная загадка, разгадать которую можно только методом проб и ошибок, раз за разом спускаясь в колодец и проверяя самые разные материалы на прочность. 

Я очень люблю детективные истории, загадки и головоломки, поэтому от идеи Lily’s Well я остался очень доволен. Конечно, такой жанр по сути является одноразовым, так как пройдя игру полностью вы сможете повторить прохождения в 100 раз быстрее. На минуточку, первое прохождение заняло у меня около 4-х часов, а повторное, для записи геймплея, — меньше получаса. К проблемам головоломок примешивается и то, что вы в любой момент можете просто загуглить как решается та или иная ситуация, что заметно ухудшит погружение в игру, а атмосфера тут очень важна. Кроме того, забегая немного вперед, упомяну и то, что даже на экране смерти иногда появляются шуточные подсказки о том, что если вы застряли на каком-то моменте, то просто загуглите, как его пройти. Я думаю, что даже автор прекрасно понимает тот факт, что погружение погружением, но лучше пусть игрок посмотрит в интернете как решается та или иная головоломка, чем просто дропнет игру, так и не дойдя до истинной концовки.

Наверное, атмосфера и уровень погружения в сюжет — два самых лучших параметра игры. Нарративно абсолютно каждая мелочь тут работает идеально. Сперва может показаться, что это не так, но мелкие детали лора, а также сюжетный поворот в финале игры дадут ответы на все вопросы. По этой же причине идеально работает хоррор-составляющая игры. Тут нет почти ни одного скримера, но все равно проект ощущается невероятно жутким и пугающим, ведь играя в него сложно вспомнить, что на самом деле вы не 9-летняя девочка, оставшаяся в одиночестве посреди леса. Настолько это произведение поглощает игрока.

Другой важной особенностью игры я хотел бы выделить то, что она не пытается быть излишне серьезной и напускать пафос на пустом месте. В этой игре одновременно сосуществуют и пугающие кадры того, как некий неизвестный обрубает веревку Лили, из-за чего девочка падает на дно колодца и разбивается насмерть, так и абсолютно мемная концовка, в которой мы, нарушив предупреждение о том, что играть на проезжей части опасно, попадаем в “ДТП с летальным исходом”. За это, кстати, даже дают ачивку в стиме. В эту же копилку приколов попадают и та самая подсказка “просто загугли”, а также вот эта концовка, достичь которую можно выкинув в мусорку абсолютно все материалы, которые мы могли бы использовать как веревки.

Как вы уже могли заметить, говорить о Lily’s Well я могу очень долго, потому что игра действительно этого заслуживает, но пора переходить к более конкретным вещам и подводить итог первой части обзора. Прежде чем делать выводы обозначу еще одну важную для сюжета особенность: исследуя окрестности дома, а также сам дом, мы обнаружим, что почти каждая вещь ассоциируется у Лили с отцом и служит напоминанием того, как она его любит. Кроме того, она не позволяет себе никак перечить отцу и старается выполнять все его просьбы. Поначалу все это не кажется странным, ведь любовь дочери к отцу и отца к дочери абсолютно нормальна, но будьте готовы к тому, что это одно из чеховских ружей, которые развешаны в этой игре на каждом углу. К слову, я ни разу не упомянул маму Лили. Догадываетесь почему?

Итак, как я уже говорил ранее, суть игры в том, чтобы добраться до дна колодца, однако экспериментируя с разными материалами мы, так или иначе, будем пробовать опуститься в колодец, но не всегда достаточно глубоко. Все это будет приводить к гибели главной героини, а нас каждый раз будут встречать экраны смерти, на каждом из которых будет часть ключа к истинной концовке. Поразмышлять о том, что означает этот ключ, вы можете даже не заходя в игру. Я думаю будет приятно осознать, что вы угадали какой предмет в итоге станет ключевым в прохождении.

Вот мы и добрались до самого главного минуса и большой проблемы игры — геймплей. Возможно, некоторые проницательные уже догадались, в чем проблема, а она в том, что геймплей очень цикличен даже в рамках одного прохождения. Если бы меня попросили описать именно геймплей как можно короче, то это выглядело бы как “собери материалы для веревки — протестируй их — начни сначала — сделай все тоже самое, но на одно действие больше”. Самое лучшее сравнение в таком случае — машинное обучение. Мы как игрок знаем какие материалы у нас есть, то есть наши входные данные, и знаем, что должно получится в итоге, и за множество итераций стараемся подстроить формулу так, чтобы из исходных данных получить нужный ответ. Все это звучит удручающе и нудно даже в виде текста, а на деле это будет раздражать еще сильнее, особенно при первом прохождении. Даже несмотря на то, что нарративно это абсолютно логичное геймплейное решение, которое объяснено главным твистом игры, оно все равно ощущается очень тяжело, особенно учитывая, что поначалу мы просто не знаем всей информации.

С другой стороны, как бы то ни было, игра стоит вашего времени и может скрасить один-два ваших вечера. Кроме того, она абсолютно бесплатна в стиме, поэтому дать ей шанс однозначно стоит — вы ничего не потеряете. Особенно советую Lily’s Well любителям головоломок и загадок, но помните, что это игра не про запредельную сложность, поэтому оценивайте ее объективно. Надеюсь, что я убедил вас в том, что вам нужно в нее поиграть, а захотите ли вы узнать насколько глубок колодец Лили — решать только вам самим. 


Спойлерная часть

С этого момента мы переходим к серьезным спойлерам, которые полностью изменят картину происходящего. Всем, кто хочет попробовать игру самостоятельно, настоятельно рекомендую не читать, чтобы прочувствовать все на своем опыте.

Итак, раз за разом умирая и получая цифры главная героиня все-таки добирается до дна колодца и обнаруживает кое-что ужасающее: ничего кроме гниющих трупов тут нет, как и источника криков. Но даже это не самое страшное, ведь кто-то сверху тут же перерезает веревку, оставляя нас наедине с одной лишь металлической дверью. Лили ничего не остается кроме как войти, а за дверью она обнаруживает неизвестную лабораторию…

Исследуя разные этажи этого мрачного места можно заметить многие детали, которые мы уже видели во время предыдущих неудачных спусков, что заставляет нас как игрока напрячься. Самое же страшное ждет нас на верхнем этаже, ведь как только мы поднимаемся туда, то буквально на выходе из лифта встречаем двух охранников, которые забирают Лили с собой и отводят к своему начальнику, которым оказывается отец девочки. Отец не удивлен тому, что Лили попала сюда, ведь он все это время прекрасно знал, что происходит. Все, что мы видели на протяжении игры — всего лишь эксперимент по созданию идеальной дочери. 

И главная героиня всего лишь неудачный образец, промежуточный этап на пути к созданию послушного ребенка. С этими словами отец достает пистолет и без колебаний выстреливает в голову собственной дочери. Для нас наступает смертельная концовка, а игра просто перезапускается. С полученной только что информацией становится жутко осознавать, что только мы как игрок понимаем, что никакой Лили никогда не было, а то, что мы видим сейчас перед собой — всего лишь очередная кукла, созданная безумным культистом.

Если после всего произошедшего мы попытаемся снова вернуться в лабораторию и найти отца, то… Найти-то мы его сможем — он будет стоять на входе на верхний этаж, но как только мы выйдем из лифта он тут же снова застрелит свою дочь, опять сказав, что она снова ослушалась его и так ничему и не научилась. Лили как ни в чем ни бывало проснется, а нам останется только думать, что же делать дальше.

Надеюсь, что вы не забыли о том, что после каждой концовки мы получали по одной цифре. Если записать все цифры, то получится телефонный номер. А дома у Лили как раз стоит телефон. Папа говорил, что нельзя звонить на номера незнакомцев, но Лили все же попробует. 

После долгих гудков в трубке слышен голос девушки, услышав который к главной героине вдруг приходит осознание. Человек по ту сторону телефона — настоящая Лили. Она тоже по голосу сразу понимает, кто ей звонит, после чего старается успокоить маленькую девочку, которая с каждой секундой их диалога начинает вспоминать все больше ужасов, которые ей пришлось пережить за это время. Все смерти в колодце, то, как ее застрелил собственный отец. Настоящая Лили, которая сбежала из дома из-за собственного отца, сразу поняла, что происходит и обещает приехать и спасти маленькую главную героиню.

Спустя какое-то время раздается звонок в дверь, а за ней та самая Настоящая Лили. В этот момент к главной героине наконец-то полностью возвращается память. Рассказав о том, что все это время происходило и чем занимался ее отец, взрослая девушка не выдерживает и решает отомстить. Девочки обливают абсолютно весь дом, колодец и его окрестности бензином и поджигают, чтобы навсегда покончить с этим культом и избавиться от груза прошлого.

Этот хэппи-энд и есть истинная концовка, к которой мы стремились все это время. То, что я расписал, лишь краткий ее пересказ, так как много важных деталей скрыто в лоре и некоторых секретных концовках. Я настоятельно рекомендую вам найти их самим — запрятаны они не очень глубоко, но таят в себе довольно важные детали истории. Игра, хоть и не является чем-то выдающимся и запоминающимся, но оттого не перестает быть хорошо проработанным и крепким произведением. На удивление, тут довольно тяжело найти какие-то сюжетные дыры или недосказанности. 

Хорошим и простым примером того, как игра мастерски обыгрывает даже нестандартные решения игрока, является как раз телефон. После первого же прохождения мы уже будем знать номер телефона Настоящей Лили, так что нам мешает буквально сразу же позвонить ей, вообще не спускаясь в колодец? Ничего, мы можем ей позвонить, однако из-за недостатка пройденных итераций Лили не узнает голос Настоящей Лили и испугается ее, а еще вспомнит о том, что нарушила просьбу папы не звонить на незнакомые номера и просто будет молчать. После этого собеседница просто повесит трубку и перестанет отвечать, если мы решим перезвонить.


Вывод

Вывод по Lily’s Well сделать сложно, так как несмотря на все плюсы игры она не является чем-то революционным. Это просто очень хорошее произведение, в котором вы можете с удовольствием провести время. Однако ее очень сложно назвать игрой, которая запомнится вам и войдет в топ любимых. Этот тот случай, когда если вы не попробуете проект, то не потеряете совсем ничего. В этом я буду честен и по отношению к игре останусь объективным. При всех достоинствах и интересности сюжета Lily’s Well она все равно суждена быть инди-проектом второго типа, попробовать который однозначно стоит и однозначно не стоит одновременно.


На этом обзор подходит к концу. Не забывайте о том, что атрибутику и сувениры по вашим любимым играм, аниме, сериалам и фильмам в сможете найти в аниме и гик-магазине Суперлама.

Автор: obsoletee