0
В корзине пусто!

Закрыть

Так уж вышло, что к современным аниме, а уж тем более популярным современным аниме, я отношусь крайне скептически и с большим подозрением. Решение начать смотреть Магическую Битву было, скорее, интуитивным, чем осознанным, но боже мой, я ни о чем не жалею... На данный момент зрителям доступны 1 сезон, состоящий из 24-ёх эпизодов, полнометражка и 2 сезон, который выходит прямо сейчас(на момент написания вышло 17 эпизодов). Все это я посмотрел за шесть дней, что по моим меркам безусловный рекорд.
В этой статье я бы хотел поделиться своими впечатлениями, разобрать моменты, которые делают это произведение выдающимся, и прокомментировать некоторые тезисы, которые вокруг него витают. И да, возможны небольшие спойлеры.


          

О чем это вообще?

В мире, где существуют проклятья и колдуны, подросток Итадори Юджи в определенных обстоятельствах съедает мощнейший артефакт- палец Короля Проклятий, и тем самым становится сосудом для его души. По закону магических сил парня нужно казнить, однако судьба складывается иначе и теперь Итадори должен найти и съесть все двадцать пальцев. По ходу этой истории он поступит в магический колледж, заведет друзей, обучится сражаться, столкнется с невиданными противниками и познает всю мощь Короля Проклятий. 
Лично меня такая завязка не прельщала, да и магией я особо не увлекаюсь, поэтому все эти три года я просто проходил мимо. Но так уж вышло, что лично я сильно завишу от эстетической подачи. Мне могут годами советовать что-то посмотреть, и я буду воротить носом, однако одного красивого эдита может оказаться достаточно, чтобы я тот час же начал просмотр. Примерно так и вышло с Магичкой, я досмотрел первый сезон Наруто, хотелось передохнуть и глянуть что-нибудь покороче, а тут еще и Финал Атаки, после которого осталась такая пустота, что ее срочно нужно было заполнить чем то новым.
Признавать свои ошибки иногда бывает приятно. Это как раз такой случай, потому что Магическая Битва за шесть дней увлекла меня, влюбила в себя и умудрилась стать одним из моих любимых аниме в принципе.


          

Подача сюжета:

В любой истории принципиально важно правильное вовлечение зрителя, причем касается это и манги, и книг, и кино, и аниме. Чтобы рассказать историю не банально, уже требуется высокий уровень нарративного мастерства. По мимо базового повествования "в лоб", многие авторы часто прибегают к повествованию через интригу. Хорошим примером такого подхода является Атака Титанов, где построение истории и интерес зрителя выстраивались по принципу тотального непонимания ситуации. Автор создает "крючок", вопрос, на который зритель себе ответить не может, на фоне чего он втягивается и углубляется в просмотр. Пренебрегая подобным подходом, автор рискует заставить зрителя заскучать, и я думаю у каждого есть примеры аниме\игры\книги, которую он бросил из-за скуки. И напротив, переборщив с подобным, нагрузив зрителя обилием вопросов, на которые ответы будут даваться слишком долго, произведение рискует стать слишком сложным и душным.
Магическая битва пример эталонного повествования через интригу. У нас есть история, которая движется сама по себе, отталкиваясь от завязки. Но то, что могло бы превратиться в средненький процедурал про обучение в магическом колледже, превращается в захватывающую историю, которая развивается отдельно и глобальнее, чем та, что давала толчок. И таких моментов полно. Кто эта группа проклятий, которая каким-то образом наверняка знает день и место, когда запечатает Годжо? Что такого Сукуна увидел в Мегуми? Зачем Королю Проклятий та минута, за которую он поклялся никого не убивать, когда воскрешал Итадори? Приведут ли к чему-то бунтарские наклонности Сатору в отношении верхушки магической иерархии? Почему Чосо увидел Итадори в своих воспоминаниях? Кто же сильнее, Годжо или Сукуна? И таких вопросов, разной степени важности, на протяжении просмотра у вас будет возникать много, но на все вы постепенно будете получать ответы. Именно этот подход увлек настолько, что не описать словами, и впервые за долгое время я смотрел что-то, в первую очередь исключительно из-за интереса. Я отношусь к той категории зрителей, которая может продолжить просмотр, из-за того, что я влюбился в персонжа\жей, но я никогда не влюблюсь в них, если меня изначально не увлекла их история.


            

Персонажи:

Второе, за что мы всегда цепляемся, это персонажи. Невозможно выехать только на интересном нарративе, если зрителю не кому сопереживать, не с кем себя отожествлять, некого любить. Герои в магической битве выверенные и грамотные с абсолютно любой точки зрения. Здесь есть "корм" для фандома- персонажи, которые прописываются и дизайнятся таким образом. что в них не возможно не влюбиться; есть классическое трио, одна из самых базовых, но рабочих персонажных связок; есть харизматичные и не безликие злодеи, которые представляют всю палитру взглядов, от жесткого садизма, до заботы о планете, от мести за братьев, до попытки себя очеловечить. Ну и разумеется, так называемых "крашей" тут полно на любой вкус. Чего Только Годжо, Нанами, Гето и Тодзи стоят. Персонажный набор Магической Битвы достаточно велик, и хотя местами психо-портреты героев можно назвать вторичными, в каждом из них есть что-то, что отделяет их от каши однотипных образов современного аниме. Итадори не столь романтизирован и категоричен, как Наруто, и куда ощутимее ломается по ходу истории, но при этом не такой легкомысленный и приземленный, как Дендзи из пилы, из-за чего вызывает больше сочувствия и в целом выглядит не как классический аниме-дурачок гг, а просто веселый парень, чьи метаморфозы мы будем наблюдать и чутко переживать по мере развития сюжета. Ну и, разумеется, история такого плана не могла бы выжить, не будь у нее живого, интересного и яркого антагониста. Король Проклятий, Рёмэн Сукуна, живущий в теле Итадори, и иногда не появляющийся по несколько серий, крадет экранное время у всех, ибо это один из самых хорошо прописанных злодеев за последние несколько лет. Воплощая всемогущество, но в то же время не давая ни шанса, на то, чтобы понять его мотивы, он появляется редко, но каждая такая серия- это событие, потому что зритель не понимает, чего ждать и поглощается нарастающей тревогой.

          
.
Юмор:

Несмотря на то, что юмор- неотъемлемая часть нашей жизни и любой истории, многих его стилистика или обилие порой отталкивает. Я, например, считаю, что Бензопила слишком пошлая, чиби-вставки в Клинке неуместны, а Вайтити испортил Тора в Марвел, превратив Рагнарек в цирк. Магическая Битва в этом плане выверенная и продуманная. Есть сцены, которые в другом случае бы меня оттолкнули, но юмористическое упрощение рисунка там исключительно в нужных моментах, которые действительно забавят. Ситуативная комедия развивается только в сценах, на сюжет не влияющих, показывающих быт, например. А основная комедия вынесена за ендинг в виде коротких сценок, либо раскрывающих персонажей, либо сделанных исключительно шутки ради. По сути добрая половина юмора в аниме является опциональным: не хотите смотреть сцены после титров- не смотрите. К тому же юмор в целом- фишка скорее только первого сезона, где градус накала и драмы на порядок ниже. Чем глубже и серьезнее становится история, тем ощутимее из нее ускользают смех и улыбки, причем как зрительские, так и у персонажей. Комедийных вставок после титров во втором сезоне, например, нет вообще.

          

Построение мира:
Никакое творение автора не способно существовать при нелогичности или противоречиях собственного контекста. Окружающий мир и правила, по которым он работает в купе с персонажами и историей, не должны выглядеть дыряво и ставить зрителя в ступор. Здесь он мало того, что логичный, так еще и оригинальный. Демоны здесь не демоны, а проклятья, с четкой схемой происхождения, функционалом, классификацией и расстановкой сил. Сама магия и ее наличие не превращается в осовремененную сказку, наподобие Гарри Поттера, а ближе по духу к тому же Наруто, с его техниками и чакрой. Здесь же расскажу об образах, дабы не выносить в отдельный пункт. Все что касается Магического Колледжа происходит в неком подобии аутентичного японского храма в горах, в то время как любые вылазки в город означают кафе, машины, небоскребы и Шибую, в конце концов. Этот контраст проводит в подсознании четкую линию, позволяющую разделять два условных мира и четче ощущать их взаимодействие. Тоже самое касается одежды, которая в аниме представлена либо формой колледжа, либо традиционными для Японии хаори и кимоно, либо простым стритвером, в виде треников и свитшотов, либо классическими строгими костюмами. При этом стилистика одежды всегда говорит за персонажа, вступая с его характером в синергию. Нанами, Гето, Тодзи или Мегуми- отличные тому примеры.

Чуть глубже, чем кажется:

Сериал в целом раскрывается совершенно иначе во втором сезоне. И речь не только о ставках, которые повышаются, и увелечении уровня смертности среди персонажей, а скорее о глубине поднимаемых тем. В конце концов любое уважающее себя творение должно что-то доносить до своей аудитории, чтобы не прослыть поверхностной пустышкой. Для меня одной из самых искуссно, ненавязчиво, но правдоподбно раскрытых тем, стали взаимоотношения Гето и Годжо. Пока часть аудитории занимается шиперингом, другая разглядела за этой историей крайне реалистичный взгляд на мужскую дружбу. Крайне похожие, но совершенно разные, два лучших друга терпят крах в переломном для них задании, после которого изменятся оба. И ведь конфликта, как такого, нет, но каждый начинает задаваться вопросами, которые фундаментально поляризируют их мировоззрения. Так два некогда лучших товарища оказываются по разные стороны баррикад. Бытует мнение, что морально Гето оказался даже сильнее Годжо, поскольку сумел продолжить свою деятельность и остался верен новообртенным принципам, в то время как Годжо чуть закрылся в себе, стал серьезнее(насколько это вообще возможно, в его случае) и так до конца и не смог отпустить друга, что, поверьте, приведет к последствиям. В фильме и вовсе есть сцена, где герои встречаются, спустя 10 лет, и Сатору, как принято считать, признается(еще одна загадка от автора, ибо мы не слышим, что он говорит) Гето, что тот всегда был его лучшим другом.

          

Анимация, динамика, файты:

Магическая Битва дарит исключительно тот опыт, которого ты ждешь от современного аниме А категории. Насыщенные, разнообразные, масштабные файты, которые не размазывают один бой двух персонажей на десять серий. Великолепно анимированные, особенно во втором сезоне (запомните эту фразу, мы к ней вернемся чуть позже). Баланс и принцип работы сил в аниме устроены таким образом, что каждое сражение (а их тут не мало)- это интересное событие, где персонажи гарантировано продемонстрируют либо что-то новое(вроде Расширения Территории или Черной Молниий), либо эффектную комбинацию того, что мы уже видели. Сам темп и повествования, и сражений, работает на демонстрацию сил или роста действующих лиц. Диалогов непосредственно вовремя файтов мало, а их продолжительность не дает заскучать, так что драк ради драк тут нет. Поэтому тех, кому по мимо истории и ярких личностей необходимы зрелищные зарубы, аниме более чем порадует. 
А еще Магичка- это идельный контраргумент для тех, кто журит японскую анимацию за статичные кадры и низкий темп. Любая боевая сцена выглядит ничуть не хуже, чем стандартный полнометражный анимационный проект. 


          

Структура, последовательность и задачи серий и сезонов:

Как я уже писал выше, сейчас у нас на руках есть 1 сезон из 24-ёх серий, полнометражный фильм и выходящий 2 сезон. Все эти три элемента повязаны в одну историю, поэтому к просмотру обязательны, причем желательно именно в том порядке, который я перечислил. Так будет меньше всего путаницы в хронологии событий. Фильм пусть и не относится к сериалу напрямую, но проливает много света на парочку ключевых персонажей, а его главный герой, Юта Оккоцу должен появиться либо в конце второго сезона, либо чуть дальше по мере развития сюжета. 
Серии в сезонах немного отличаются друг друга, и не спроста. Сама по себе структура каждого эпизода не является чем то новаторским, однако такого грамотного подхода к выстраиванию их элементов я не видел давно. 
Каждая серия первого сезона строится в следующем порядке:
1)Завязка
2)Оппенинг
3)Непосредственно эпизод
4)Ендинг
5)Юмористическая сценка
6)Демонстрация грядущих событий
Для нас ключевыми являются 4 и 5 пункт. В первом сезоне очень стильный, красиво анимированный ендинг, который дарит ощущение веселья и легкости. Я его почти никогда не проматывал. А сразу после идет опциональная разгрузка в виде забавных скетчей. Эти два элемента в связке, в купе с порою забавными кадрами в самом эпизоде, даже при довольно серьезных событиях, дают ощутимо расслабиться, и даже улыбнуться. Это разгружает зрителя, дает понять, что сама история только набирает обороты, и как бы сбавляет напряжение. Это отличный ход, который убивает несколько зайцев одним выстрелом. 
Во втором сезоне уходит забавный милый ендинг и исчезают юмористические вставки в конце. Этот контраст выстроен настолько грамотно, что мы довольно быстро начинаем чувствовать, что что-то поменялось. Так, собственно, и происходит. Второй сезон, это тяжелое, напряженное, драматичное и тревожное зрелище. Его все также интересно смотреть, но любые намеки на легкость пропадают. Нас ждут изломы героев, боль утраты и тяжелые бои. Возможно для кого-то переход может звучать резким, но именно с этой целью мы сначала смотрим на предысторию Гето и Годжо, и лишь потом даем арке в Шибуе разбить наши сердца. Про эту арку выскажусь отдельно.


           

Инцидент в Шибуе:

Арка, предыстории и событиям которой, посвящено, по сути, все, что выходило до этого. Не финал всей истории, но апогей ее развития на данный момент. Считаю эту арку одной из лучших в истории аниме в принципе, даже не смотря на то, что она еще не завершилась. 
Почему?
Во-первых она отвечает на очень большое количество вопросов, копившихся по ходу повествования. Во-вторых, разумеется, ставит новые. Здесь большинство ниточек и персонажей сойдутся, наконец, в ключевую, изобилующую поворотами и экшеном точку. Практически все, кого мы видели в сериале так или иначе пересекутся и окажутся ввязаны в один большой конфликт, на территории одного из самых известных районов Токио. Лично меня особенно подкупает то, что действия ограничены территориально, а все, что мы наблюдаем, происходит за считанные часы. Именно эта арка делит наше восприятие сериала на до и после, заново раскрыв многих героев, продемонстрировав самые эпичные и жестокие бои, заставив нас со многими попрощаться, показав истинные силы ключевых персонажей и сломав Итадори прямо у нас на глазах...


          

Что с рисунком и анимацией во втором сезоне?

Как это обычно и бывает, не обошлось без спекуляций. Многие заметили, как им кажется, существенное отклонение в качестве рисунка и анимации, причем не в лучшую сторону. Однако эти люди упускают из виду кое что очень важное. Рисунок в статике и диалогах не стал хуже, того же Нанами отрисовали так, как не рисовали ни разу до этого. Но анимация и файты стали выглядеть проще. Почему так? Неужели не хватает сил и бюджетов? Возможно, но есть одно но. Драки анимированы ЛУЧШЕ, чем в первом сезоне. Многие с этим поспорят, но путают качество с детализацией. С возросшей динамикой и скоростью сражений, закономерно падает качество прорисовки. Это не ошибка, это осознанный шаг. Когда на экране такой уровень движения, как на драке Сукуны и Махораги, излишняя детализация привела бы в лучшем случае к полной потере понимания, что происходит на экране, а в худшем- к приступу эпилепсии. Упростить прорисовку во время динамических сцен, когда на экране в разы больше движущихся объектов, чем статичных- это база, а не экономия, лень или отсутствие навыка.

Конец 17-ого эпизода, что это было?

В конце 17-ого эпизода случилось нечто довольно противоречивое. По итогу неких обстоятельств, Итадори становится свидетелем разрушительной силы Сукуны. Будучи максимально сломанным и подавленным, он падает на колени, стирает пальцы в кровь об асфальт и всем своим видом демонстрирует отчаяние. В этой сцене вместо драматичной или грустной мелодии звучит опеннинг "You are my special", довольно задорная и игривая песенка. Многие такого шага не поняли и утверждают, что это сильно убило сцену, которая могла стать самой драматичной за оба сезона. Я же считаю, что это было сделано специально. Контраст визуала и музыкального сопровождения резонирует с контрастными состояниями Юджи до и после. Сюда же добавим тот факт, что Сукуна, вернув Юджи контроль и показав ему плоды своих "действий", банально насмехается на ним. Веселенькая песня из оппенинга нарочито подчеркивает беспомощность и неготовность Юджи к тому, с чем он сталкивается в арке.

Магичка- вторичная попса?


На этот вопрос однозначного ответа нет, по скольку такие вещи всегда сводятся к вкусовщине. Тем не менее, поговорить об этом стоит. Объективно Магичская Битва не является кладезем культурных откровений. Она не дарит никаких новых психологических тропов, не переоткрывает кривую развития главного героя, не заводит разговор о том, о чем зритель никогда не задумывался, Со стороны может показаться, что Магическая Битва очередное хайповое аниме современности, которое уселось по лучше на теме демонов и чудищ, оседлав моду, небрежно цитирует великие произведения, чтобы быстрее вызвать симпатию(трое учеников и учитель с повязкой и светлыми волосами), добавляет моральной серости злодеям и выбирает стандартные репрезентации характеров для второстепенных персонажей. Для того, чтобы разобраться в справедливости таких обвинений, стоит ознакомиться с творческим путем автора. Так, например, мы узнаем, что события, показанные в фильме, были написаны раньше основной манги, и лишь потом стали приквелом и были переименованы в Магическая Битва 0. Узнаем, что мангака изначально очень тонко заигрывает с идеалогией антагонистов, выборочно вызывая эмпатию к некоторым, но через повествования убирая ее к другим, например Сукуне и Махито, которые хоть и имеют свое представление о мире, в сухом остатке просто чистое зло и садисты. Все произведение подается с точки зрения разности взглядов. Принцип, на котором все зыждется: никто не знает истину, ни хорошие, ни плохие, а раз нет правых, значит никто не ошибается. Намеренно очеловечив отдельные проклятья, мангака добавил злу сознание, которое может аргументировать свои действия опираясь на идеалы, что превратило классичесских чудовищ в морально серых персонажей, вроде Таноса или Уолтера Уйта. Узнаем, что Годжо не просто сильнейший дядька, а персонаж, с помощью которого изучается феномен всесилия. Есть ли ему предел? Знает ли он его сам? Какие ответные реакции подобная сила вызовет в мире произведения и когда? Чем за эту силу платит ее носитель и другие? Характеры основных персонажей представляют из себя канон сенэн-манги, и едва ли это можно назвать копированием. Даже сам автор говорил об этом не стесняясь и признавал, что канонизированным инструментом проще пользоваться, чтобы быстрее попасть в нужную тебе аудиторию. Плохо ли, что мангака не протоптал новых дорожек? Возможно. Делает ли использование каноничнных тропов произведение вторичным? Едва ли.
Вдохновлялся автор классикой- Хантером, Евой, Наруто, Ван Писом и Бличом, так или иначе впитав что-то от каждого. Реально ли вообще сделать полностью уникальный продукт в наше время, с такими то источниками вдохновения?  
И даже при таком наборе довольно избитых нюансов, аниме остается оригинальным, много где, даже в первых сериях, пренебрегая той самой каноничностью сенэна, уводя историю, либо развитие персонажей не в самое предсказуемо русло.
Для меня Магическая Битва стала откровением на тему того, что даже самые избитые концепции и идеи имеют право на существование, если их способны подать в достаточно уникальной манере и контексте. Во многом простая, а местами избитая Магическая Битва, как мне кажется, смогла это сделать, став бестселлером, получив шикарное громкое аниме и осовременив жанр, которым сама же вдохновлялась.
А еще Магичка периодечески не стесняется завуалированных высказываний, на темы феминизма, ответственности, морали, человечности и дружбы. Казалось бы- было и раньше такое, но заговорить о таких вещах не в лоб получается мало у кого.


Что с производством?

Наверное все уже в курсе, что студия Mappa частенько оказывается в центре некого производственного скандала. Прекрасная и крупная студия, подарившая нам такие великие тайтлы как Сага о Винланде, Человек Бензопила, Дорохедоро, Атака Титанов (4 сезон), Банановая рыба и т.д., просто не справляется с собственными аппетитами. По сети уже пару лет всплывают истории\мемы о том, что аниматоры и художники работают на износ, их семьи в заложниках и прочее. Аккурат накануне выхода 17-ого эпизода, этот скандал разгорелся вновь. Достоверной информации нет, но поговаривают, что куча трудящихся над Магичкой просто отказалась работать, кто-то уволился, и даже прозвучал тезис, что сроки настолько сжатые, что эпизоды заканчивают за пару часов до релиза. Многие считают, что с учетом всего вышесказанного, новые серии рискуют не выйти в срок, в лучшем случае отстав от графика, а в худшем и вовсе прилично задержавшись. 18-ая серия должна выйти через три дня, а последний эпизод 2 сезона- 28 декабря, на это, собственно, и будем надеяться. 

          

Итоги:
На данный момент Магическая Битва самое важное и актуальное аниме. Продажи манги в чартах на втором месте, уступая лишь Ван Пису и обогнав кучу мастодонтов. Прямо сейчас выход новых эпизодов- одно из самых актуальных и громких событий аниме мира. Атака Титанов, крупнейший тайтл десятилетия подошел к концу, и ему просто необходим приемник. Интересное, бодрое, зрелищное произведение, прекрасный представитель современной анимации, который не скатывается в клише, не эксплуатирует пошлость и банальный юмор и выглядит свежо и актуально. Прекрасный фандом, онгоинг манги, тонны мемов и эдитов, чтобы подстегнуть ваше воображение, пробить на слезу или посмеяться. Колоритные, разношерстные персонажи и классная структура повествования. 
Я ни в коем случае не претендую на истину в первой инстанции, однако уверен, что всего выше сказанного более чем достаточно, чтобы если не влюбиться, то как минимум уделить Магической Битве внимание и дать шанс вас покорить.

А еще больше погрузиться в мир и историю Магички поможет огромный ассортиментов товаров по этой франшизе, представленный на нашем сайте и в оффлайн магазинах. 


Автор: smallgeekblog.