Ранее мы уже немного говорили о творчестве Хаяо Миядзаки и остановились на том, что в его творчестве четко прослеживается идея о дружбе и взаимопомощи, которая убирает возможные романтические сценарии из сюжета. Но внезапно наступает переломный момент, который полностью меняет устоявшуюся идею фильмов. И этим переломным моментом становится фильм “Ходячий замок”. Что же случилось с творчеством Миядзаки? Давайте разбираться.
Поначалу фильм “Ходячий замок” выглядит как обычный фильм Миядзаки, но именно в нем впервые появляется признание в любви. Никогда раньше главные герои открыто не признавались друг другу в любви. Да, в “Порко Россо” был поцелуй, но именно слов о любви, так открыто как в “Ходячем замке”, не было. Кто-то может вспомнить “Шепот сердца”, однако это совместная работа Миядзаки и еще одного сценариста, поэтому признание могло быть добавлено вторым сценаристом, который и был главным.
В “Ходячем замке” любовь является мотивацией к проявлению заботы и последующим действиям героев. Можно сказать, что любой другой фильм Миядзаки можно развить до той же концовки, что и в “Ходячем замке”, однако именно в нем герои впервые переросли дружеские чувства и познали взрослую любовь. И теперь даже поцелуй это не кульминация отношений между героями, а всего лишь всплеск чувств героев друг к другу и просто романтичное касание губ, похожее на то, как раньше герои протягивали друг другу руку помощи.
В “Ходячем замке” мы также видим двойное принятие внешности, за которой стоит душа. Тут и главная героиня старуха, и главный герой огромная птица. И тут снова, как и в других фильмах Миядзаки мы видим, как герои помогают друг друга, например молодой парень помогает старухе готовить или то, как он злится из-за плохой краски для волос. Все это не дает нам забыть, что мы все еще смотрит фильм Миядзаки.
А затем выходит “Рыбка Поньо на утесе” — своеобразное переосмысление русалочки. И тут снова мы видимо классического Миядзаки, так как главные герои — дети, которые еще не понимают, что такое дружба и чем она отличается от любви. Именно поэтому на протяжении всего сериала их отношения скорее преподносятся как отношения брата и сестры. Единственным моментом, из-за которого возникают различные трактовки, — слова морской владычицы: “Но, чтобы превратить ее, нужен мальчик, который будет знать, кто она на самом деле”. И здесь же мы видим поцелуй, как принятие настоящей формы девочки.
Итак, с Миядзаки действительно что-то случилось, в чем мы можем окончательно убедиться после выхода фильма “Ветер крепчает”. Миядзаки снова опережает время и показывает настоящую взрослую любовь. В период расцвета гаремов и подростковой романтики он ломает клише со смущением: когда в обычном разговоре случайно раскрылось то, что главный герой влюблен в главную героиню, он не стал смущаться или отнекиваться, а сразу напрямую попросил благословения отца девушки на их брак. А следующая сцена добивает и без того ошарашенного отца, ведь на его глазах происходит помолвка.
Миядзаки старается передать взрослое чувство любви, которое, наверняка, основано на его собственном опыте. И оно становится хорошим примером для эмоционально зрелых людей. Каждый из нас имеет свои цели, занят своей работой, и особенно творческие люди часто не могут уделять столько внимание, сколько требуется для отношений, однако Миядзаки показывает нам, что эти требования у всех людей индивидуальны и просто нужно найти подходящего вам человека. Миядзаки показывает нам три правила идеальных по отношений. Во-первых любовь должна вырасти из дружбы, которая основана на моральных ценностях. Во-вторых партнеры должны помогать друг другу становиться личностями. И в-третьих важно стремиться к равенству.
Однако второй пункт для всех работает по-разному. Например, в этом фильме девушка болеет главного героя болеет туберкулезом. До болезни она во-многом помогала мужу и заботилась о нем, но после того, как болезнь развилась стала гораздо слабее. Ей не хотелось, чтобы муж видел ее такой, не хотела обременять его, боялась разрушить образ у него в голове и боялась, что он перестанет ее любить, поэтому ушла, чтобы оставить у него в голове положительный образ.
Однако это было неправильно, скорее всего ее муж все равно любил бы ее и до последнего дня старался помочь ей справиться с болезнью. Он показал ранее, как сильно ее любит и как много она для него значит, поэтому можно предположить, что он бросил бы все ради нее.
Сам Хаяо Миядзаки говорил, что никогда раньше не показывал такую любовь, поэтому долго не мог понять как ее правильнее передать в анимации. И это правда, ведь такой любви у него раньше действительно не было. Такое развитие отношений от того, что было в “Навсикае из долины ветров”, до “Ветер крепчает” показывает нам на развитие Миядзаки как автора. К тому же его представление о любви можно считать переосмыслением брака, который для некоторых является просто галочкой, вроде хорошей работы и признаком успешности, а не проявлением романтических чувств. Брак — это союз двух друзей, которые разделяют переживания друг друга и помогают стать лучше.
Миядзаки говорил об этом так: “Я перестал верить в неписанное правило о том, что если мальчик и девочка появляются в одном фильме или книге, между ними должна возникнуть романтическая связь. Вместо этого, я хочу показать немного другие отношения, где каждый вдохновляет другого жить — и, если у меня получается, то, похоже, я приближаюсь к тому, чтобы показать настоящую любовь”. Также Хаяо Миядзаки добавляет к этому, что ему не нравится троп “девушка в беде”. Он считает, что девушке нужен не спаситель, партнер, который примет ее сторону, и это та причина, по которой Миядзаки не любит фильмы Дисней.
Как мы могли увидеть, творчество Миядзаки заметно отличается от того, что мы привыкли видеть в романтических мультфильмах. Именно за его необычный взгляд на такие, как многим казалось, обычные вещи, сделал его таким известным. Произведения Миядзаки интересно смотреть до сих пор, и взрослым, и детям.
Автор: obsoletee