В марте 2020 года состоялся анонс экранизации ранобэ за авторством Асато Асато под названием “Восемьдесят шесть”. Это ее единственное опубликованное произведение, которое выпускается с 2017 года и имеет довольно высокую популярность в Японии. Спустя год начинает выходить аниме адаптация от под руководством студии A-1 Pictures, которая привлекла к работе над тайтлом большую команду профессионалов. Режиссером аниме стал Тосимаса Исии, который ранее приложил руку к таким произведениям как “Город, в котором меня нет”, “Обещанный Неверленд”, “Семь смертных грехов”, “Твоя апрельская ложь” и другим. И остальные члены команды были не менее выдающимися личностями, за плечами которых уже множество хороших работ. Вопрос остается только один, смогли ли они справиться со своей задачей и полностью передать посыл, заложенный в мангу?
При просмотре аниме можно заметить довольно интересный подход к созданию переходов и то, как передавались эмоции через работу с монтажом. Например, в аниме есть момент, где посреди сцены в штабе главнокомандующего появляется момент с упавшей на пол профитролей, которая символизирует смерть одного из бойцов под руководством штаба. Таким способом очень сильно переплетаются события повседневности и военные действия.
Главная героиня и ее отряд находятся по разные стороны стены, поэтому важно передать их эмоции и окружающую среду одновременно. Именно поэтому мы видим повторяющиеся сцены с двух перспектив, чтобы не упустить общую нить повествования от лица каждого из героев. Здесь же можно заметить осознанное нарушение линий повествования. Мы постоянно перемещаемся во времени, когда видим одни и те же события с разных сторон стены.
Для передачи психически нестабильного состояния используется тряска камеры, а также ручка с протекающими чернилами, которая показывает, как вытекает сознание человека, сходящего с ума. А чтобы еще ярче подчеркнуть пиковый момент используется размытие и голландский угол. Такие монтажные элементы помогают нам легче считать психоз и прочувствовать то же самое, что чувствует главная героиня аниме.
В создании персонажей легко прослеживается просто подход “богатый” и “бедный”, что хорошо коррелирует с основной идеей аниме. Вся история крутится вокруг персонажей, а все остальные являются окружением, которое помогает создавать взаимодействия между главными героями. Некоторые второстепенные персонажи выступают в качестве груза и отображения подсознания главного героя, пытаясь отговорить их от действий и не рисковать собой. Другие же выступают в качестве наставников, которые влияют на решения, которые принимают герои. Также выделяется и отряд восемьдесят шестых, который является двигателем сюжета, а помимо этого показывает разные точки зрения на события в аниме от лиц простых людей.
В наше время самым актуальным является вопрос равенства и справедливости. Тема несправедливости не является какой-то новой. Существует огромное количество и старых произведений, которые ссылались на эту тему. Еще в 19 веке французский социолог Эмиль Дюркгейм поставил перед собой задачу разобраться в причинах социального неравенства. Он считал, что неравенство — это необходимость поощрять самых лучших. Всегда были профессии, которые считались более важными и нужными, чем другие, поэтому тот человек, которые выполняет более главную функцию в обществе, имеет больше престижа и материальных благ. Второй причиной неравенства является разный уровень навыков у людей и необходимость вознаграждать их за заслуги. Аниме также берет за основу эту теорию и применяет как данное. Это логично, ведь равенство в обществе — это просто утопия.
С точки зрения теории социального конфликта причина неравенства — это защита привилегий власти. Кто контролирует общество и власть, тот может извлекать выгоду лично для себя. Чтобы закрепить результат применяются различные методы пропаганды, например, известный метод “гнилой селедки”. Суть метода в том, чтобы выдвинуть против человека как можно более скандальное обвинение и привлечь к нему негативное внимание. Цель даже не в том, чтобы доказать это, а в том. чтобы вызвать резонанс и обсуждения, подпортив репутацию человека. Помимо этого есть и другие методы — “40 на 60”, “большая ложь” и другие.
В контексте аниме большая ложь заключается в том, что народу пропагандируется скорая победа над “злобной империей” без капли пролитой крови, ведь “86” это обычные процессоры.
В аниме есть и более очевидные примеры пропаганды, например, образование. В аниме присутствует эпизод про уроки в академии подготовки кураторов, где объясняется, как можно искажать исторические события и использовать их в свою пользу.
И раз аниме совсем мало говорит на тему неравенства и лишь вскользь упоминает тему пропаганды, то какая тема является ключевой в этом аниме? Возможно, аниме рассказывает об эффекте “Ромео и Джульетты” ставя во главу угла романтический интерес между персонажами, которые по каким-либо причинам не могут быть вместе. И да, этому есть место в произведении и этот романтический интерес является частью двигателя сюжета, однако это все еще не главная идея аниме.
Чтобы разобраться нам нужно немного углубиться в биографию Асато Асато. Она родилась в 1985 году и увлекалась написанием романов в 12 лет. По ее словам она долго пыталась написать историю о границе между одними людьми и другими, которых даже не считают за людей. Она пронесла эту идею до 2016 года, вдохновляясь такими играми, как “Final Fantasy Tactics”, “Black Matrix”, фильмом “Черный ястреб” и аниме “Рыцари Сидонии”. Все эти аниме оказали на нее большое влияние, поэтому можно проследить некоторые сходства между ними и ранобе “86”. Например, в “Рыцарях Сидонии” также идет война против другой формы жизни, а людей делят биологической границей. Фильм “Черный ястреб” является антивоенным и показывает истинную картину войны и ее ужас, заключающийся в том, что большинство людей бессмысленно погибает, так и не став героями, как это описывается в романах.
Помимо всего мы упускаем еще несколько важных деталей. В одной из сцен можно заметить отсылку на писателя Эриха Мария Ремарка. Некоторые его романы чем-то похожи на ранобе Асато Асато по своей концепции, а его произведения рассказывают о любви на войне, как, например, “Триумфальная арка” или “Тени в раю”. Но самым известным является его антивоенный роман “На западном фронте без перемен”, который читает главный герой аниме “86”.
Очень символичным является и эндинг аниме, в котором мы видим цветок хиганбану. Этот цветок символизирует смерть, ведь во время цветения он не имеет листьев, а появляются они только после отцветания. Такой необычный способ вегетации вызывает у японцев ассоциации с миром мертвых. Люди избегают и недолюбливают этот цветок, считая его изгоем, что находит свое отражение в аниме, ведь хиганбана растет только в районе, где живут восемьдесят шестые, такие же изгои.
Если учитывать, что это единственное произведение автора, возможно, произведение всей жизни, то оно точно заслуживает своей популярности. Да, оно не уходит в проблемы философии, не пытается чему-то нас учить. Оно просто показывает нам историю двух людей, по разные стороны стены.