Смотря разные фильмы Хаяо Миядзаки, можно заметить, что некоторые кадры могут быть очень похожи. Кто-то скажет, что самоповтор — следствие потерянного креатива. Другие заявляют, что настоящие авторы всю жизнь снимают один и тот же фильм, разбитый на кусочки. Постепенно мы разберем все темы, которые затрагивал Миядзаки в своих фильмах и поймем, почему он допускает такие повторы и что происходит в его голове.
Сначала мы отправляемся в 80-е, где фильмы вовсю говорят о романтике. Причем о самой разнообразной — от комедийной до драматической. И уже тогда Миядзаки сильно опередил свое время со своим видением истинной красоты любви.
В мире фильмов, где принц спасает принцессу, Миядзаки показывает на фильм, где принц и принцесса спасают друг друга по очереди. И даже слово “спасают” тут не очень уместно, ведь они помогают друг другу. И этим Миядзаки разрушает устоявшийся шаблон фильмов от Дисней. Он дает зрителям смотреть не на принца, который хочет спасти принцессу, которые потом влюбляются друг в друга, а на друзей, которые желают спасти окружающих и друг друга.
После первого фильма “Навсикая из Долины Ветров”, в котором Миядзаки заложил эту концепцию, выходит следующий фильм — “Небесный замок Лапута”, в котором Хаяо делает еще более необычный ход. С самого начала фильма все намекает на близость и возможные романтические отношения главных героев, пока, в один из моментов, все снова не переворачивается.
Главная героиня спасает главного героя, а затем главный герой спасает героиню и мы снова можем наблюдать, как герои стремятся помочь друг другу. И даже в сценах, где напрашивается поцелуй, нам дают понять, что герои просто дружат и помогают друг другу и никакой любовной линии между ними нет.
Вы уже начинаете понимать закономерность сюжета в фильмах Миядзаки, поэтому закрепим это еще одним примером — “Ведьмина служба доставки”. Тут тоже есть намек на возможные романтические отношения, но на деле Миядзаки дает нам понять, что их не будет.
И тут, внезапно, выходит фильм “Порко Россо”. Наверное, самый взрослый фильм Хаяо Миядзаки, да и он вовсе не похож на фильмы Хаяо Миядзаки. Тут и тема экономического кризиса тех лет, любовная линия и, в конце концов, аж любовный треугольник. Это рушит все представления об авторе, да и сам Миядзаки это понимает и до сих пор пытается откреститься от этого фильма.
Поэтому мы тоже пропустим этот странный фильм, но отметим, что он стал переходом к новой идее в творчестве Миядзаки, которая раскрывается в фильме “Шепот сердца”.
Тут действительно есть романтическая линия и Миядзаки дает нам понять то, как он видит настоящую любовь. Для него это выражается в том, что партнеры взаимно вдохновляют друг друга и, стараясь стать лучше, делают лучше друг друга. А потом и вовсе сближаются.
А затем все возвращается к корням — “Навсикае из Долины Ветров”. Снова дружба, снова взаимопомощь. Именно это мы видим в фильме “Принцесса Мононоке”, где главный герой влюбляется в главную героиню, которая не может ответить взаимностью из-за своего мировоззрения и ненависти ко всем людям, поэтому их отношения остаются просто дружбой.
А также эта идея прослеживается и в “Унесенных призраками”, где отношения между главными героями варьируются от обычной дружбы до наставничества и даже тропа “принц в беде”.
Вот мы и разобрали первую стадию творчества Хаяо Миядзаки. Следующий этап его творчества мы разберем в другой статье, но сейчас я хочу задать вам вопрос: “А что, если Хаяо Миядзаки два?”. Понимаю, звучит странно, но подумайте о том, что если “Порко Россо” — это не случайность, а проявление другой личности Миядзаки, которую он скрывает и которая имеет другие взгляды на то, какими должны быть произведения.
Автор: obsoletee