Главное отличие аниме от любой другой анимации в акценте на глазах. На протяжении сотни лет этот акцент эволюционировал и породил несколько визуальных стилей, каждый со своим контекстом. Но откуда появились эти большие анимешные глаза и причем тут научные исследования? Давайте разбираться.
Японская анимация изначально зарождалась как нечто самобытное, но довольно среднее по качеству. Но все меняется благодаря одному человеку. Осаму Тэдзука вдохновился визуальным стилем Дисней того времени и смешал ее с классической японской анимацией, создав свой собственный стиль. Особенностью его стиля стал акцент на эмоциях персонажа, которые передавались с помощью больших глаз.
Помимо Осаму Тэдзуки были и два других художника, которые начали писать картины, где они передают эмоции через глаза. Один из них, можно сказать, даже обогнал все тренды и его визуальный стиль был очень похож на то, каким аниме будет спустя 20-30 лет. Однако их не считают создателями японской анимации, так как их основным занятием был дизайн одежды, а рисование простым хобби, поэтому они обошли сферу анимации стороной, чем сыграли на руку Осаму Тэдзуке.
А Осаму не терял времени и в 1963 году выпустил аниме “Астробой”, рисовка которого вдохновлена “Микки Маусом”. Это аниме стало каноничным и задало тренды для всех будущих аниматоров.
Аниматоры подхватили тренд и начали развивать идею, однако столкнулись с одной проблемой. Спустя около 15 лет начало появляться сильное расхождение в стиле рисовки, которое выражалось в том, что большие глаза стали считаться чем-то детским, а взрослые и серьезные персонажи должны были изображаться с узкими глазами.
Этот конфликт был снова разрешен с помощью Осаму Тэдзуки — он выпустил свою новую работу, которой смог убедить аниматоров, что большие глаза это не признак незрелости персонажа и снова задал тренд в развитии анимации.
В 1978 году появилось одно из самых легендарных аниме той эпохи — “Галактический Экспресс 999” за авторством Лэйдзи Мацумото. Этот человек смог задать новый тренд в развитии анимации и благодаря его творения аниме постепенно перестало быть жанром исключительно для детей. Лэйдзи показал, что с помощью такой анимации можно доносить серьезные, философские рассуждения. К тому же глаза стали неотъемлемой частью характера и образа персонажа.
Следующей эпохой стала эпоха киберпанка и именно в ней такие глаза получили большое развитие. “Яйцо ангела” сломает сознание зрителей в 1985 году. В 1988 году выйдет самое известной и культовое киберпанк аниме “Акира”. Люди не сразу отошли от старого стереотипа о том, что в серьезных аниме все персонажи имеют узкие глаза, однако киберпанк и не только аниме выходили с такой скоростью, что все перемешалось и уже в 90-х большие глаза заняли доминирующее положение, закрепив его в таком серьезном произведении как “Эксперименты Лэйн” (1998).
Новый необычный виток в развитии анимации принес Хаяо Миядзаки, который смешал два стиля рисовки и создал свой собственный стиль. Он рисовал глаза приближенные к реальным размерам, при этом эмоциональность персонажей снизилась и они стали выражать эмоции не глазами, а языком тела.
Все это время мы обсуждали, как с помощью глаз нам показывают эмоции персонажей, но с их помощью мы можем узнать не только это. По глазам можно понять и характер персонажа, в этом они похожи на прически, по которым, иногда, можно даже узнать о том, как персонаж повлияет на сюжет. Для передачи характера через глаза стоит обратить внимание на их цвет.
Хаяо Миядзаки не делал большой акцент на глаза, поэтому в его произведениях они мало что значат, зато в позднем киберпанке на глаза делался очень большой акцент. А теперь вспомните современные аниме. Думаю, что тут все и так понятно.
А теперь давайте разберемся со значениями цветов глаз.
Глаза синего цвета часто можно встретить у главных героев. Персонажи с таким цветом глаз отличается спокойствием, рассудительностью, умением анализировать ситуацию и разрабатывать стратегии. Таким персонажей огромной количество, наверняка и в вашем любимом произведении есть персонаж с синими глазами.
В противовес синим выступают красные глаза. Таким глаза обычно говорят о том, что персонаж является сильным, храбрым и вспыльчивым, а также часто обладает какой-либо особой способностью. Помимо этого красные глаза часто встречаются у монстров или мифических существ, самый известные примеры — вампиры и демоны.
Персонажи с коричневыми глазами — самый частый архетип, который можно встретить. Из-за своей обычности его, как правило, отдают персонажам второго или третьего плана. Однако есть исключение, в виде повседневных аниме. В них такие глаза можно встретить и у главного героя, таким образом авторы стараются подчеркнуть непримечательность персонажа, чтобы обычному зрителю было проще ассоциировать себя с ним.
Довольно редко встречаются зеленые глаза. Как правило персонажи с зелеными глазами имеют свою очень важную роль в сюжете. Помимо этого зеленый цвет связан с природой, поэтому основными качествами персонажа с такими глазами это доброта, забота и любовь.
Противоположностью зеленых добряков стали персонажи с фиолетовыми глазами. Нельзя назвать всех персонажей с такими глазами злодеями, но зачастую они имеют загадочную ауру вокруг себя и являются очень важными для сюжета. Загадочность — главная черта персонажей с таким цветом глаз.
Мы уже обсудили, что зеленые и фиолетовые глаза встречаются нечасто, но самым редким цветов глаз без сомнения ялвяется золотой или желтый. Такими глазами обладают персонажи, наделенные божественной силой, а также часто с таким цветом глаз можно увидеть кошек.
У нас осталось всего два цвета — черный и белый. Черный цвет используется довольно часто, давая нам понять, что персонаж не содержит никакого архетипа и используется просто для фона. Однако, если глаз персонажа полностью черный, то это говорит нам о проявлении нечеловеческой сущности персонажа.
Белые глаза часто отражают ситуацию, когда персонаж без сознания или в шоковом состоянии. Иногда они также используются чтобы показать, что персонаж слепой.
Ранее мы много говорили о том, что в 70-х появилось разграничение на два типа глаз — большие глаза с большим зрачками и узкие глаза со средними зрачками. После появился Хаяо Миядзаки, который создал еще один тип глаз — средние глаза со средними зрачками. Однако в начале 2000-х появился и четвертый тип глаз, связанный с культурными особенностями.
Так большие глаза с большими зрачками говорили нам о том, что такой персонаж очень открытый и немного по-детски наивный. Если у персонажа узкие глаза, то он скорее всего взрослый и ответственный. И тут появился новый тип персонажей — подросток или взрослый с полностью закрытыми глазами. Популярными примерами таких персонажей являются Гин Итимару из “Блича” и немного переосмысленный Сатору Годзе из “Магической битвы”.
Как многие уже могли догадаться, такие персонажи особенные и скрывают свою истинную силу за закрытыми глазами. Такие персонажи могут открыть свои глаза всего несколько раз за все аниме, в самые важные и опасные моменты. Кто-то прячет свою силу, потому что ему и так хватает своих сил, а кто-то истинный злодей, который старается спрятать свое нутро.
Итак, мы узнали, как развивались глаза в Японии, но как дела у студии Disney? Посмотрев многие их мультфильмы можно заметить, что на западе никак не развивалась тема глаз персонажей и они оставались одинаковыми от мультфильма к мультфильму на протяжении всех последних лет. Но почему так произошло? Этому есть научное объяснение.
Японские психологи провели исследование, в ходе которого старались выяснить, как глаза персонажа влияют на его восприятие у людей. В ходе исследования были сделаны выводы о том, что люди считают персонажей с узкими глазами более зрелыми и серьезными, в то время как персонажи с большими глазами вызывают ассоциации с детьми и кажутся младше. При этом персонажи с большими глазами вызывают у японцев больше эмоций и кажутся более привлекательными. К тому же исследование затронуло и зрачок персонажа — чем темнее зрачок и чем меньше на нем бликов, тем меньше эмоций он вызывает у людей, и наоборот.
Однако это исследование все еще не может дать полного представления о том, почему японцы в своей анимации развили именно глаза. К такому мнению пришли и другие ученые, которые провели еще одно исследование между японскими и американскими студентами. Их попросили оценить несколько эмодзи по шкале от одного до девяти, где единица — это очень грустный эмодзи, а девять — очень веселый.
В результате исследования был сделан вывод о том, что японцы более чувствительны к эмоциям, которые передаются через глаза, а американцы привыкли передать эмоции ртом.
Однако и это исследование не дает полной картины того, почему японцы наблюдают за эмоциями по глазам.
Однажды в Японии был проведен еще один эксперимент, в ходе которого испытуемый сидел один в комнате и смотрел фильм, а ученые время от времени заходили и фиксировали его эмоции. Однако, когда ученые заходили, японцы сидели спокойно и даже в смешные моменты не улыбались и не плакали над грустными сценами. Однако, когда ученые уходили, они наблюдали через скрытые камеры и видели, что в одиночестве японцы могли даже смеяться в полный голос и плакать во время просмотра.
Это исследование подводит нас к другому, которое выяснило, что мы довольно хорошо можем контролировать лицевую группу мышц, однако мышцы вокруг глаз даются нам тяжелее всего. Если мы говорим об искренних эмоциях, то они всегда включают в себя область рта и мышцы вокруг глаз. Но если мы сдерживаем свои эмоции, то рот всегда остается неподвижным, а глаза могут выдавать наши эмоции, например, радость, удивление, раздражение или даже гнев. Поэтому в социуме японцы часто обращают внимание именно на глаза, потому что именно по глазам можно определить настоящие эмоции человека.
И тут мы приходим к немного грустному выводу. Дело в том, что большие аниме глаза в Японии стали такими не просто из-за того, что это мило и красиво. В японском обществе принято подавлять индивидуальность и скрывать свои эмоции, чтобы не навязывать их другим. И через аниме люди стараются выражать свои настоящие эмоции. Глаза — это не просто украденная фишка, а пример, показывающий как социология может влиять на развитие такой, казалось бы, далекой сферы как анимация.