В жизни каждого человека бывают моменты, которые хочется просто пропустить. Те моменты, которые хочется промотать и забыть о них, как о страшном сне. Те моменты, когда напряжение достигает таких пределов, что даже психика не может этого выдержать.
Передать эти эмоции очень сложно, поэтому встретить в аниме что-то подобное большая редкость, однако аниме “Евангелион” справилось и с этим. Оно стало в некотором роде культовым, благодаря своему фантастическому психологизму и невероятному мастерству автора. Оно подарило нам множество сцен, которые останутся в памяти надолго и будут объектами споров еще очень долгое время. Одна из таких сцен - сцена в лифте, которая имеет гораздо большее значение, чем многим показалось, когда аниме только вышло.
Чтобы немного лучше понимать, как изначально была обществом принята эта сцена, стоит вернуться немного в прошлое. Как правило, когда аниме только выходит, серии показывают по японскому телевидению раз в неделю. Затем уже происходит перевод серии разными студиями и последующий выход ее в других странах. Когда зрители увидели эту сцену, многие не совсем ее поняли: нам показали, как два главных героя просто стоят в лифте под шум движущегося лифта. Это был буквально один статичный кадр, который длился почти минуту.
Также не секретом было то, что студии Gainax и Tatsunoko, совместно выпускавшие это аниме, были совсем непопулярными, поэтому их бюджет был ограничен. Потратив большую часть средств в начале аниме, им приходилось много экономить, из-за чего к концу аниме во многих сценах можно было заметить плохую рисовку.
Люди знали о проблемах в бюджете, поэтому и восприняли эту сцену как просто филлер, для заполнения экранного времени. По их мнению студии просто экономили деньги таким образом. А люди просто проматывали эту сцену. Однако именно это было именно тем, чего добивался Хидэаки Анно, режиссер этого аниме.
Чтобы понять, что сцена была вставлена не для растягивания хронометража, а намеренно, нужно обратить внимание на одну мелочь: почти все серии в евангелионе длятся 24 минуты, что является обычным хронометражем для аниме. Однако, 22 серия (Don’t be), в которой нам и показывают эту сцену, длится 28:45. Это гораздо больше обычного хронометража, значит сцена была вставлена не просто так.
Сцена должна была показать нам всю величину накала в отношениях двух главных героинь - Аски и Рей. Они и без того очень недолюбливают друг друга, а тут оказываются запертыми в лифте вместе. И наступает молчание. Тишина, прерываемая только звуками поднимающегося лифта. Тишина, настолько сильно давящая, что нервы уже не выдерживают.
Однако у зрителя не получится не смотря аниме понять всего накала этой сцены: тут важен контекст. Отношения Аски и Рей. Нужно максимально осознать всю глубину их разногласия.
Синхронизация Аски с Евой, пилотируемым мехой, стабильно падает, а девушка всё больше и больше разочаровывается в себе и в окружающих людях, не способных её понять. На фоне Рей и Синдзи она чувствует себя самой бесполезной и все чаще на них срывается. Также вскрываются не самые приятные подробности из детства Аски, одно из которых — смерть матери, которая оставляет в ее детском разуме тяжёлую психологическую травму.
Кульминацией становится та самая сцена в лифте. Все накопившиеся чувства и отголосков прошлого выплескиваются в один момент — момент столкновения Рей и Аски в замкнутом пространстве. Мертвенное молчание персонажей и их статичное положение очень ясно передаёт зрителю состояние неудавшегося пилота, его трагедию и эмоциональную подавленность. Наблюдая за недвижимым изображением, зритель сам хочет вернуться к действию и промотать этот неприятный момент.
Молчание прерывает Рей, говоря о том, что Аске необходимо открыть свою душу Еве, чтобы добиться лучшей синхронизации, на что в ответ Аска, которая уже не смогла выдерживать этого молчания буквально срывается на крик, высказывая свое мнение о том, что Ева — всего лишь робот, у которого не может быть души. Она очень импульсивна, вспыльчива, из-за чего вместо того, чтобы принять тот факт, что она не права, просто отрицает это и начинает издеваться на Рей, пытаясь оправдать то, что она хуже остальных.
Аска пережила много плохих моментов и это сильно травмировало ее психику. Теперь ей тяжело довериться людям и даже Рей, которая просто хочет ей помочь для нее враг. Ее агрессия — просто защитная реакция, вызванная ее страхами. Она не может поверить, что те, кто лучше ее, могут чем-то ее помочь. Ей кажется, что над ней просто издеваются, хотя это совсем не так.
----------------------------------------------------------------------------------
В конце, хочется сказать, что эта сцена — далеко не единственное, чем может похвастаться аниме “Евангелион”. Хидэаки Анно - настоящий гений. То произведение, которое он подарил нам, надолго останется в истории, потому что именно оно впервые показало нам многие необычные способы раскрытия персонажей и их отношений и именно оно стало по-настоящему революционным в свое время.
“Евангелион” — легендарное аниме, ради которого стоило стараться. Все чувства, вложенные Хидэаки в свое творение, не остались незамеченными и он заслуженно стал легендой аниме индустрии.
А сегодня, 22 мая, он празднует свой 62 день рождения. С днем рождения, Хидэаки!
Автор: kkklowwn/milkyriv