Если вы знакомы с творчеством SABU, то наверняка знаете, что свою режиссёрскую карьеру он начинал с динамичных боевиков, насыщенных жестокостью и чёрным юмором. Но фильм «Blessing Bell» («Колокол благословения») совсем не такой. Вместо экшена, динамики и насилия здесь медленный, размеренный японский артхаус, основанный на визуальном повествовании. Вместо абсурдных ситуаций и высмеивания клише — притча о смысле жизни. Не преувеличу, если назову этот фильм одним из лучших, что я когда-либо смотрел и сейчас я расскажу, чем он меня так зацепил.
Главный герой фильма — Игараши Сатору, простой работяга, оказавшийся в тупике после закрытия завода, на котором он работал. Всех сотрудников сокращают, и мужчины стоят у входа, глядя на запертые ворота. Один пожилой рабочий, не выдержав, решает покончить с собой и вонзает нож себе в живот. Молодые коллеги бросаются его останавливать, а главный герой равнодушно наблюдает за происходящим.
Для европейских зрителей эта сцена может показаться странной, но в ней раскрывается главная тема произведения. В Японии распространена практика, при которой люди выбирают место работы в молодом возрасте и трудятся там до пенсии. Пожилым людям трудно найти новую работу, и, лишившись её, они буквально теряют смысл жизни. Главный герой, сам уже немолод, поэтому понимает отчаяние старика, решившего убить себя — для таких людей дальнейшая жизнь полностью теряет смысл. Однако Игараши решает дать себе последний шанс.
По дороге домой он проходит мимо завода, где продолжается работа, и замечает автобус, который привозит сотрудников на смену. Сидя на скамейке, он листает газету в поисках вакансий, но везде требуются специалисты возрастом не старше 35 лет.
Далее мы видим, как главный герой сидит в траве у реки, как вдруг тишину нарушает мужчина в пиджаке, находящийся немного впереди. Он не поворачивается к Игараши, будто говорит сам с собой, и рассказывает, что он якудза. Мужчина говорит, что будучи якудзой видел и ад, и небеса этого мира. Ад оказался настолько ужасным, что он начал бояться того, что ждёт его в настоящем аду. Возможно, этот страх пришёл с возрастом, но мужчина решил совершить хотя бы одно доброе дело за свою жизнь — пожертвовать все свои органы. В этот момент его резко перекашивает, и он падает на землю. Всё это время он сидел с ножом в животе. В последние секунды жизни якудза говорит, что уже оформил все документы и переживает, не помешает ли рана трансплантации, прежде чем окончательно умирает.
Игараши, который все это время молчал слушал, в изумлении немного приподнимается, как вдруг к нему подъезжает полицейский на велосипеде, случайно оказавшийся поблизости. В следующем кадре мы видим героя, сидящего за решеткой в полной темноте, но не в одиночестве. Мужчина, сидящий на полу камеры, нервно царапает пол обручальным кольцом, гадая, сколько ему дадут за убийство. Он спрашивает у главного героя, знает ли он бар “Шанс”, а потом объясняет, что его жена втайне работала там официантом и, как ему кажется, флиртовала с другим парнем, тоже официантом. Заключенный с удовольствием вспоминает, как проткнул этого парня ножом, в деталях рассказывая Игараши о том, как это произошло. Вдруг мужчина срывается на крик и начинает обвинять во всем жену и корить себя за то, что не убил и ее заодно, ведь сейчас она наверняка уже встречается с новым парнем.
К камере подходит полицейский и освобождает невиновного главного героя.
На улице уже стемнело, офисные работники расходятся по домам, а главный герой продолжает бесцельно бродить по городу. Он приходит к тому самому бару “Шанс” и останавливается неподалеку у входа. Вдруг оттуда выходят мужчина с подвыпившей женщиной. Мужчина уже собирается уходить, говоря, что ему утром нужно на работу, а женщина просит его остаться подольше и уже планирует, чем они будут заниматься при следующей встрече. Мужчина спрашивает, не заподозрит ли ничего муж женщины, на что последняя что-то шепчет ему на ухо. После этого он удивленно показывает жест, похожий на руки, скованные наручниками, и сразу становится понятно, кого главному герою довелось встретить.
Герой молча берет горшок с цветком, стоящий у входа в подъезд рядом с ним, после чего направляется к паре у бара. Камера не дает зрителю увидеть, что произошло — слышен лишь резкий крик и грохот разбитого вдребезги горшка.
Удивительно, как может складываться жизнь разных людей и “Колокол благословления” именно об этом. Это история о человеке, который отправился в последнее путешествие, в ходе которого он встречает самых разных людей. Каждый человек имеет свою историю, свою судьбу и делает свой выбор в жизни. Главный герой проходит через все эти истории, одни он видит своими глазами, в других ему удается поучавствовать. Далее по сюжету Игараши будет встречать все больше разных личностей, а я настоятельно советую вам посмотреть фильм самостоятельно, потому что это действительно тот случай, когда прочитать или услышать это одно, а посмотреть и прочувствовать — совсем другое.
“Колокол благословления” — это не мейнстримный фильм с глубоким смыслом, на который будут делать разборы, объясняя каждую мелочь. Это притча, которая показывает то, что по мнению режиссера мы должны увидеть. Это “что-то” — настоящая жизнь, такая какая она есть на самом деле. Одновременно приятная и отвратительная, поразительная и скучная, несправедливая и честная. История не пытается ничего разжевывать, даже говорят персонажи очень мало — главный герой так вообще до самых последних минут будет молчать. Все, что мы должны понять, мы поймем своими глазами, просто наблюдая за происходящим.
Вернемся к сюжету. Главный герой продолжает идти по ночному городу. По дороге он встречает группу людей, которые стоят напротив горящего дома и ждут пожарных. В доме осталось двое младенцев — детей хозяйки. Она и Игараши встречаются взглядами, в свете языков пламени видно слезы на щеках девушки и спустя несколько мгновений главный герой срывается с места и вбегает в задымленный дом.
Новый день начинается с встречи Игараши Сатору, имя которого нам озвучивают только сейчас, с главой полицейской части, который приносит ему официальную благодарность и вручает грамоту за мужество и спасение ребенка. Игараши уходит, встречая перед выходом своего знакомого — мужчину, с которым он вчера сидел в камере, — его куда-то уводят полицейские.
Далее герой приходит в тюрьму, где происходит довольно странная сцена: на длинной скамье сидит множество мужчин, а ровно посередине сидит главный герой. Мужчины пристально смотрят то ли друг на друга, то ли на Игараши, повернувшись в пол оборота. Как только Игараши встает со скамьи, чтобы пройти в кабинку для переговоров с заключенными, все мужчины резко вскакивают. Никто его не трогает, а они продолжают пристально смотреть друг на друга, даже когда главный герой уходит.
В кабинке Игараши встречается с тем самым мужчиной, который убил любовника жены. Без единого слова главный герой показывает ему грамоту, которую ему вручили в участке. Заключенный на секунду расстраивается, посчитав, что Игараши просто пришел поиздеваться над ним, но вдруг все понимает — раз главный герой пришел навестить его, значит у его жены все-таки появился новый любовник. В этот раз ему удается не сорваться и он спокойно рассказывает Игараши, что ему дали 10 лет. Перед тем как уйти он говорит всего одну фразу: “кто слишком много о чем-то заботится, может оказаться на моем месте”.
Игараши переходит дорогу по пешеходному переходу, как вдруг его сбивает машина. Водитель выбегает посмотреть, что случилось, осматривает героя, после чего скрывается с места преступления. Игараши попадает в больницу. В палате рядом с ним лежит престарелый дедушка, который говорит герою, что все с ним будет хорошо и он обязательно поправится. Дед задает вопрос, счастлив ли Игараши, и, не дожидаясь ответа, говорит, что он сам был счастлив. “Счастье бывает разным, но нельзя быть счастливым одному” — после этой фразы он начинает смеяться, как вдруг прерывает сам себя и просит героя об услуге: когда тот поправится он съездит к его жене, чтобы проведать ее. Престарелый мужчина дает Игараши бумажку с адресом, после чего говорит, что ему нужно зайти в “одно место” и выходит из палаты, надевая куртку.
Вдруг раздается протяжный писк, а в палату вбегают доктора. Герой будто приходит в себя ото сна — все вокруг приобретает более мрачные тона, а дед, который только что вышел из комнаты, вдруг оказывается лежащим на своей койке. Доктора подбегают к нему и Игараши замечает источник писка — кардиомонитор, который показывает прямую линию.
Записка, которую дед передал герою, оказывается реальной, поэтому как только его выписывают он отправляется по указанному в ней адресу. Игараши несколько раз звонит в дверь, но ему никто не открывает, поэтому он решает зайти в дом без разрешения. В доме он обнаруживает бабушку, лежащую без сознания. Подойдя ближе он обнаруживает, что она умерла с выигрышным лотерейным билетом в руке.
Герой сдает билет, получает целый пакет денег и молча идет по городу, проходя мимо сдающегося дома, офиса, ресторана, небольшого прилавка и прочих мест. Около некоторых он ненадолго останавливается, другие — проходит мимо. В итоге герой приходит на вокзал и прячет в камере хранения золотой пакет, который все это время нес с собой. Игараши уходит, но всего спустя несколько секунд возвращается и все же решает забрать пакет с собой и с ним приходит к причалу и садится, свесив ноги в воду.
К Игараши подходит женщина — та самая, ребенка которой он спас во время пожара. Она благодарит его за этот поступок, а герой кивает в ответ. Женщина садится рядом и рассказывает, что часто приходит на этот причал, когда ей тяжело и хочется перевести дух. Она рассказывает главному герою, что всегда переживала о том, что о ней думают окружающие, ведь она постоянно ни с чем не справляется. Она винит себя, потому что понимает, что из нее плохая мать, ведь даже когда случился пожар она не следила за детьми, а так же сидела у причала и думала о самоубийстве. Она признается, что слишком много накручивала себя и превозносила свои проблемы, совсем не задумываясь о том, что не только она сталкивается с таким стрессом и давлением — многим людям приходится еще более тяжело.
Вдруг туфля девушки соскальзывает в воду. Игараши успевает среагировать и, пока она не уплыла слишком далеко, хватает лежащую поблизости палку и старается подцепить туфлю. Спустя некоторое время ему удается вытащить ее из воды, а повернувшись к женщине, чтобы отдать ей обувь, он видит неожиданную картину. Женщина, оставив и вторую свою туфлю убегает с пакетом с деньгами в руках, пока Игараши в недоумении смотрит ей вслед.
Время клонится к ночи, а герой продолжает идти. Проходя по мосту он видит мужчину в белой куртке, который при виде героя кричит “через 10 секунд будет” и показывает пальцем куда-то в темноту. Герой смотрит, куда указывает мужчина, и через 10 секунд тьму освещают огни прозжающего вдалеке поезда. Мужчина в куртке говорит, что на протяжении 30 лет каждый день ездил на этом поезде в конце пятого вагона и смотрел из окна на этот мост, думая о том, что если что-то случится, то он умрет на нем. Теперь его уволили, он развелся с женой, от него сбежала даже дочь, но придя на этот мост он понял, что ему страшно умирать. Ему больно, одиноко и обидно, но не хватает духу даже на то, чтобы прекратить свою жизнь и сбежать от проблем. В одиночку он ни на что не способен. Проезжает еще один поезд, мужчина, сидящий до этого на корточках вдруг встает и смотрит на главного героя. “Хорошо, что сегодня я не один”. С этими словами он спрыгивает с моста, прямо на глазах Игараши.
Игараши сидит в небольшом баре с двумя другими посетителями, размышляя о произошедшем. Вдруг один из клиентов собирается уходить, но хозяйка заведения останавливает его, говоря, что он еще не оплатил счет. Мужчина отказывается платить и между ними завязывается словесная перепалка, которую прерывает другой посетитель — он говорит, что оплатит его счет. С этими словами он протягивает хозяйке весь свой кошелек, в котором, по виду, находится довольно приличная сумма. Женщина конфузится от такого и идет на попятную, говоря, что не нужно ничего платить и просит мужчину поберечь деньги. Он отвечает, что деньги ему не нужны, потому что у него рак. Наступает неловкая пауза. Мужчина продолжает, говоря, что диагноз поставили сегодня. Хозяйка пытается что-то ответить на это, но мужчина прерывает ее словами о том, что уже слишком поздно и залпом допивает весь напиток в своем стакане, после чего просит налить ему еще, чтобы закончить все как можно скорее.
Игараши идет по какому-то пустырю в кромешной темноте, как вдруг падает в огромную яму. По какой-то причине, возможно из-за боли от падения, выбраться сам он не может, звать на помощь некого, и герою остается только со слезами на глазах и в полной тишине смотреть на звезды, которые сегодня особенно яркие. Проснувшись утром ему удается выбраться, но вместо того, чтобы уходить в более безопасное место, он просто садится на землю и начинает смотреть куда-то вдаль. В этот момент, впервые за весь фильм, играет музыка, довольно мягкая и жизнеутверждающая мелодия на гитаре, подобная рассвету после темной ночи.
Очень удачный подбор композиции, ведь именно с этого момента история, которая как клубок раскручивалась на протяжении всего хронометража, начинает закручиваться обратно, символично давая понять, что цель, ради которой стоит жить находится не “где-то там”, а в самом начале пути, гораздо ближе, чем думал главный герой.
Игараши снова проходит все места, в которых успел побывать. Идет мимо моста, видит туфли погибшего мужчины. Вдалеке проезжает поезд, а герой двигается дальше. Проходит мимо пристани, встречает полицейского на велосипеде, которого уже видел раньше, проходит мимо кладбища. Проходит вокзал, пробираясь через поток идущих навстречу людей. Проходит прилавок, который снова грабят, проходит ресторан, в котором за столом сидит та женщина, которая украла у него пакет с деньгами. В сдающийся дом уже заселились люди, машину из автосалона купила молодая пара. Пожилой мужчина из больницы и его жена наконец-то смогли встретиться у себя дома. Когда Игараши переходит дорогу, перед ним резко тормозит машина. Водителем оказывается тот самый человек, который сбил его. Увидев лицо героя мужчина от нервов сдает назад и врезается в стоящую позади полицейскую машину. Мужчины, которые сидели на скамейке в тюрьме, кланяются и вместе приветствуют проходящего мимо якудзу, которого внезапно застреливает другой неизвестный мужчина. Когда Игараши проходит мимо полицейской части, офицеры отдают ему честь. Сгоревший дом опечатали, а рядом с ним весело болтает группа женщин. Около бара “Шанс” в этот раз никого нет, а у реки, где убил себя старый якудза, вырос белый цветок. Автобус забрал работников завода, у которых закончилась смена и повез домой. Приближаясь к месту, с которого началось путешествие героя, он ускорил шаг, а потом и вовсе начал бежать. Пробегая мимо завода, где он раньше работал, он увидел толпу людей, скандирующих “Не смейте закрывать завод!” и “Не смейте увольнять нас!”.
Герой прибегает к переулку, останавливается и переводит дыхание. В переулке играют дети и общаются несколько женщин. Увидев героя, одна из них подходит к нему, после чего они вместе заходят домой. У себя дома Игараши впервые за весь фильм начинает говорить. Болтает с женой о бытовых вещах и рассказывает о том, что с ним произошло за последние несколько дней. Жена Сатору смеется и уже на моменте с лотереей говорит, что “в это никто не поверит”, а герой продолжает настаивать, что не врет и продолжает рассказывать эту удивительную историю.
Фильм плавно заканчивается, давая зрителю минуты спокойствия, чтобы обдумать произошедшее. Ведь действительно, на протяжении всего фильма мы относились ко всему так, будто все происходящее абсолютная норма. Но ответьте себе честно: поверили ли бы во все это сами?
Несмотря на то, что основная идея фильма лежит на поверхности, не стоит думать, что это единственная тема, которую он поднимает. При приближении можно заметить, что история каждого отдельного героя в фильме поднимает те или иные вопросы. Фильм размышляет о том, что такое добро и зло, говорит о морали и понимании по отношении к людям и поднимает вопрос самоубийства.
Например, кто по вашему мнению оказался прав в истории про мужа, убившего любовника жены, и женщины, которая изменяла своему мужу? С одной стороны может показаться, что в этой ситуации мужчина — олицетворение добра и любви, которому просто не повезло, но так ли все однозначно? Если задуматься, то настолько маниакальную любовь, ради которой мужчина был готов на убийство, вряд ли можно назвать здоровой. В таком случае можно понять и его жену, которая хотела от него уйти.
Фильм не даёт ответа на то, что именно является правотой и не ищет правых и неправых. Скорее наоборот, предлагает под новым углом посмотреть на вещи, в которых мы раньше не сомневались.
Можно ли назвать женщину, которая украла пакет у главного героя хорошей? Да, принять этот поступок точно нельзя, но понять его можно. Главный герой не пытается вернуть себе деньги, не пытается остановить женщину. Он понимает ее, оставшуюся одну с двумя маленькими детьми без крыши над головой.
Таким же неоднозначным является и якудза, которого герой встречает в начале фильма. Можно ли назвать человека, который грабил, убивал и совершал прочие ужасные поступки хорошим, после того, как он решил стать донором органов? Вряд ли один хороший поступок может загладить целую жизнь, полную злодеяний, но, несмотря на это, этот мужчина умудряется вызвать у зрителя уважение.
Кроме того фильм очень много говорит о смерти, но не критикует самоубийства, не пытается поучать зрителя, говоря, что это неправильно. Фильм показывает лишь то, что смерть — это не конец пути, а лишь его часть. Мы, как и главный герой, видим все, как оно есть на самом деле и остаемся наедине с вопросом “стоило ли оно того?”. Чем больше разных персонажей Игараши встречает на своем пути, тем точнее для самого себя он может ответить на этот вопрос. Такой вот парадокс: лучше всего рассказывают о жизни те произведения, которые говорят о смерти.
Фильм показывает, как одна случайность провоцирует другую, создавая череду невероятных событий, которой и является жизнь. Показывает, что погоня за эфемерным смыслом — бесполезная трата времени, ведь цель есть у каждого, просто многие не замечают ее даже в упор. Фильм мотивирует зрителя отправиться в свое собственное путешествие, в котором, он как главный герой, наконец сможет разглядеть настоящую красоту жизни и полюбить ее, такой, какая она есть.
В итоге “Blessing Bell” можно назвать одним из самых жизнеутверждающих и глубоких фильмов не только среди работ SABU, а вообще среди всего кинематографа. Среди фильмов, пытающихся говорить о сложных вещах непонятными образами, эта работа выделяется тем, насколько простые и одновременно важные тему он поднимает. “Колокол благословения” — фильм-терапия, который действительно может изменить жизнь зрителя.