Что получится, если смешать поп-культуру, клише из боевиков 80-90-х годов, историю и любовь к оружию и перестрелкам? Скорее всего, один из фильмов Квентина Тарантино. Но если не считать его, результатом станет уникальное аниме под названием «Пираты Черной Лагуны». Причем шутка про Тарантино не совсем шутка — мангака Хироэ Рэй действительно вдохновлялся его работами, создавая свое произведение. Автор оригинальной манги задал идею и настроение, которые впоследствии развил и дополнил режиссер аниме-экранизации Сунао Катабучи, создав по-настоящему взрывную смесь.
Аниме «Пираты Черной Лагуны», часто называемое просто «Черная Лагуна», мастерски жонглирует жанрами, переходя от беззаботных перестрелок с акробатическими прыжками и уклонениями от пуль к подражанию фильмам ужасов про вампиров, а затем — к драме с исторической основой. Описать это аниме проще не получится, при этом оно не кажется пародией. Это цельная и самодостаточная история, в которой главной фишкой является обилие цитат из классики кинематографа. «Черная Лагуна» — это тот случай, когда киноман, вместо того чтобы снять собственный фильм, решил написать историю в формате, далеком от кино, но экранизацией этой работы занялся такой же киноман. Благодаря этому совпадению мы получили, пожалуй, самое кинематографичное аниме. В этой статье мы разберемся, за что так любят «Черную Лагуну» и что скрывает в себе это произведение.
История начинается с удара в лицо. Главного героя, Окадзиму Рокуро, отправляют в командировку на острова Южно-Китайского моря с поручением передать диск с важной информацией. В Японии Рокуро — обычный офисный работник низшего звена, но его привычная серая жизнь резко меняется, когда на него выходит группа наемников, цель которых — перехватить диск. Поскольку заказ не приносит больших денег, наемники похищают и самого Рокуро, чтобы потребовать за него выкуп у его начальства.
Наемники забирают его на торпедный катер, где мы знакомимся с их экипажем: еврейским хакером и специалистом по технике Бенни, вспыльчивой китаянкой американского происхождения Реви, сметающей все на своем пути, и их лидером, ветераном Вьетнама по кличке Дач. Именно он дает главному герою прозвище Рок — упрощенную версию его имени.
Все вместе герои прибывают в вымышленный город Роанапур на побережье Сиамского залива в Таиланде. Это место — прибежище для бандитов всех мастей, и без связей или оружия здесь не выжить. В ожидании дальнейших распоряжений выясняется, что компания, на которую работал Рок, договариваться с преступниками не собирается, ведь данные на диске могут поставить под угрозу не только корпорацию, но и политическую стабильность в Японии. В итоге руководство принимает радикальные меры — нанимает частную военную организацию, чтобы уничтожить диск любой ценой, даже если при этом пострадает сам Рок.
Наемники штурмуют бар, где скрываются герои, но те дают отпор и бегут на своем катере. Однако наемники обладают боевым вертолетом и загоняют героев в тупик. Кажется, что история закончится, не успев начаться, но Року приходит в голову отчаянный план: использовать затонувший корабль как трамплин, чтобы в прыжке запустить торпеду по вертолету. И, как это часто бывает в кино, этот, казалось бы, безумный план срабатывает. Герои одерживают победу и возвращаются в город для встречи с заказчиком.
Из-за провала наемников начальство Рока соглашается на переговоры и прибывает в Роанапур. Они готовы вернуть и диск, и самого Рокуро Окадзиму, но он, вкусив свободу и жизнь, полную приключений, больше не хочет возвращаться к своей серой рутине. Тем более к начальству, которое было готово избавиться от него при первой же возможности. К тому же команда Черной Лагуны предлагает ему стать полноправным членом экипажа — как после этого не присоединиться?
От лица Рока мы и будем наблюдать за сюжетом, ведь он наиболее близок и понятен зрителю. Но его личность не так проста, как может показаться. Подумайте сами: кто бы обменял спокойную офисную работу на жизнь в банде наемников, готовых браться за самую грязную работу — от грабежа и убийств до транспортировки рабов? Мир, в который попал Рок, далеко не такой захватывающий и романтичный, как может показаться на первый взгляд, а скорее настоящий ад, где человеческие пороки переплетаются и правит закон сильнейшего, а слабым уготована смерть.
Рок продолжает стараться быть хорошим и выбирать из двух зол меньшее, однако даже самые добрые намерения часто приводят его к неблагоприятным последствиям. По мере развития сюжета ему становится все труднее балансировать между тем, что он считает правильным, и тем, что допускают его моральные принципы. Не желая полностью смириться с новой реальностью, Рок цепляется за то хорошее, что в нем осталось — например, вместо гавайской рубашки он продолжает носить свою офисную униформу. Но чем больше он пытается следовать пути добряка, поступающего по совести, тем сильнее загоняет себя в тупик.
Чтобы лучше раскрыть характер главного героя, рядом с ним всегда находится его полная противоположность — вспыльчивая Реви. В отличие от Рока, она с детства варилась в котле несправедливости. В её мире важны только деньги — универсальный язык, понятный каждому. Реви приняла жестокую реальность и научилась играть по её правилам. Она готова браться за любую работу, рисковать жизнью и бросаться под пули, лишь бы это приносило прибыль.
Скорее всего, это лишь её защитная реакция, и глубоко внутри Реви всё же сохранилось что-то хорошее, что она старается скрыть всеми силами. Именно к этому доброму началу своим присутствием постоянно взывает Рок, что невыносимо раздражает Реви. До такой степени, что она была готова его застрелить, лишь бы не испытывать угрызений совести, которые она прячет глубоко внутри.
Реви и Рок, как Инь и Ян: темное с частичкой света и светлое с частичкой тьмы, — дополняют и уравновешивают друг друга. И это не надуманный поиск смысла: ключ к их отношениям оставил сам автор. В одной из арок герои опускаются на морское дно, чтобы достать с подводной лодки картину немецкого художника. В этой ситуации они открываются друг другу, что приводит к первой открытой конфронтации их моральных и нравственных ценностей. Намек на глубину их взаимоотношений — знак «Инь-янь», изображённый на их гидрокостюмах. Этот символ принадлежит китайской культуре, и, кстати, Реви, как уже упоминалось, китаянка по происхождению.
После этой арки их полярные взгляды на жизнь начинают постепенно подавлять друг друга, что приводит к взаимопониманию и гармонии между персонажами. Это лишь один из множества образов, которые можно заметить по ходу просмотра. «Черная Лагуна» полна оммажей, отсылок и цитат, причем не только из кинематографа, но и массовой культуры в целом. Некоторые из них легко распознаются, даже без знания первоисточника, а другие понять без контекста практически невозможно. Заимствование элементов западной культуры — это одна из черт японских авторов, но «Черная Лагуна» выделяется в этом аспекте. Здесь практически каждый эпизод наполнен отсылками.
Например, если кто-то не обратил внимание, образ Реви заимствован у другой героини, любящей стрелять с двух рук — Лары Крофт. Дач, скорее всего, был вдохновлён Марселласом Уоллесом из фильма «Криминальное чтиво», поскольку оба — крепкие афроамериканцы с проколотыми ушами и в солнечных очках. К тому же Тарантино — любимый режиссёр Рэя Хирое, автора манги.
Лидер китайской триады по имени Чанг полностью скопирован с гонконгского гангстера Марка из фильма «Светлое будущее» Джона Ву. Более того, некоторые сцены и целые эпизоды в аниме — это оммажи к классическим фильмам. Сюжет про затонувшую подводную лодку нацистов частично повторяет немецкий фильм *Das Boot* (в русском переводе — «Лодка»). Сцена, в которой горничная Роберта заходит в местный бар, достает оружие из чемодана и устраивает крышесносную перестрелку, практически дословно повторяет вступительную сцену из фильма «Отчаянный», где герой Антонио Бандераса достает оружие из гитарного футляра.
Затем Рок называет Роберту роботом-убийцей из будущего, после чего она, в стиле *Терминатор 2*, начинает погоню за героями, повторяя культовую сцену с жидким терминатором и багажником машины. Эта отсылка особенно ярко раскрыта в аниме, так как в манге она занимает всего пару кадров.
Помимо кинематографических отсылок, в сюжете также постоянно упоминаются писатели, такие как Эдгар Аллан По, Ричард Мэтисон, Жан-Поль Сартр и Стивен Кинг. На Кинга есть несколько отсылок в аниме: например, близнецы-убийцы из начала второго сезона явно позаимствованы из фильма и книги «Сияние», а названия 10-й серии («Темная башня») и 12-й («Стрелки») — это прямые отсылки к его произведениям.
Персонажи постоянно упоминают элементы реальной культуры, что создает впечатление, что Роанапур — не вымышленный город на краю света, а вполне физическое место, куда может попасть любой отчаявшийся искатель приключений. Это достигается за счет погружения персонажей в наш реальный мир. Да, в аниме жанра повседневность герои могут зайти в Макдональдс или сидеть за компьютером, но в «Черной Лагуне» такие элементы оказываются не просто деталями, а важной частью повествования.
А вот в *Черной Лагуне* персонажи ездят на аутентичных для того времени моделях автомобилей, а также на торпедных катерах, линкорах, вертолетах и мотоциклах. У каждого героя есть индивидуальный арсенал как заводского, так и кастомного оружия. У них есть свои любимые фильмы, марки сигарет и пива, что подчеркивает их уникальность. Например, Датч курит *Natural American Spirit* и пьет голландское пиво *Heineken*, что созвучно с его прозвищем, ведь "Датч" в переводе с английского — "голландец."
Бенни, напротив, предпочитает *Budweiser*, а лидер русской мафии, известная под позывным Балалайка, курит сигареты *Parliament*. Если в аниме бренды иногда меняются из-за авторских прав, то в манге они отображаются в своей аутентичной форме.
Эти мелочи делают мир *Черной Лагуны* более живым и реальным, так как зритель может узнать в нем части своей повседневной жизни. Погружение становится более глубоким благодаря этим узнаваемым деталям, ведь зритель сталкивается с такими же элементами в своем окружении. На руку этому играет и химия между персонажами. Роанапур — город компактный, и потому его обитатели знают друг друга. Здесь сосуществуют русская мафия, китайская триада и другие преступные группировки.
Однако для зрителя, наблюдающего за происходящим глазами недавно прибывшего Рока, весь этот мир — новый и незнакомый. Мы вместе с ним погружаемся в атмосферу города, не зная местных правил, авторитетов или обычаев.
Неумелые авторы, для того, чтобы полностью задать сеттинг, часто прибегают к некрасивому приему, когда какой-то персонаж пересказывает другому все важные данные, для того, чтобы зрители поняли контекст. Практически всегда такой способ ощущается постановочно, бездушно и неправдоподобно, что лишь мешает погружению зрителя. Реальность же такова, что обо всех важных нюансах мы узнаем постепенно, по ходу того, как сталкиваемся с ними лицом к лицу. Так, серия за серией общее представление о происходящем в городе всё растет, тем не менее не давая нам окончательной и точной картины происходящего до самого конца.
Автор “Черной Лагуны” мангака Рэй Хироэ выкупил, за что именно людям так сильно нравятся фильмы Тарантино: хорошо поставленные и живые диалоги, множественное заимствование и цитирование нишевых боевиков, упоминание реально существующих музыкальных групп, брендов, блюд, а также спонтанное и непредсказуемое насилие, и повторил эту формулу на страницах манги в своей собственной истории, наполнив уже её своими любимыми фильмами, рок-группами, писателями, познанием в видах вооружения и прочими деталями. Пока авторы, желающие запрыгнуть на поезд повесточки, пытаются изобрести формулу идеальной, сильной и независимой женщины, “Черная лагуна”, написанная 20 лет назад, по канону боевиков 80-ых, полна действительно сильных, способных, целеустремленных и хорошо прописанных женских персонажей, которые своим характером и выходками не то, что не уступают мужским героям, они их запросто уделывают, перетягивая всё внимание на себя. Одна лишь помешанная на войне Балалайка чего стоит.
Черная лагуна — это дань уважения минувшей, но весьма колоритной эпохе. Если вы не успели застать времена популярности боевиков, то Черная лагуна вполне сможет заменить большую часть из них так, как отчасти является их собирательным образом. А если же застали эти давние времена, то получите еще больше удовольствия, ведь она вызовет у вас приятное чувство ностальгии. А на этом всё, главное не забывайте, что оставить кусочек любимой эпохи с собой навсегда вы можете благодаря аниме и гик-магазину “Суперлама”, в котором вы найдете сувениры и атрибутики по любимым фильмам, играм и аниме.
Автор: obsoletee