0 Корзина покупок
В корзине пусто!

Закрыть

Совсем недавно был анонсирован трейлер нового сериала по вселенной “Аватар: легенда об Аанге” от Netflix. В честь этого события я предлагаю вам снова вспомнить оригинальный сериал и то, за что мы его так полюбили.

В статье присутствуют спойлеры

“Аватар” — это довольно уникальное явление для мировой анимации и мультикации. Сложно отрицать его успех, который был достигнут не благодаря агрессивному маркетингу или затрагиванию острых тем, а исключительно благодаря потрясающей истории, которая умудряется захватывать зрителя и повествовать о важных проблемах, при этом оставаясь мультфильмом для всех возрастов. Аватар хорош во всех аспектах, но особенно впечатляют персонажи — они просто шедевральны. Настолько глубокая проработка героев и их разнообразие не оставляет равнодушным никого, а их конфликты и личные трагедии заставляют нас влюбляться в них и сопереживать им. Именно о героях этой истории мне хочется поговорить, поэтому давайте обсудим каждого из важных действующих лиц и попробуем проанализировать их.

С одной стороны, первый персонаж для разбора напрашивается сам собой — Аанг. Вот только дело в том, что он — один из наименее проработанных героев этого мультсериала. Так уж вышло, что его роль сводится к тому, чтобы через его глаза зритель мог наблюдать за миром и остальными персонажами. Характер главного героя довольно скучен — он просто добрый ребенок. Честный, по-детски наивный и очень добрый. Таким он и остается на протяжении всей истории, почти не меняясь. За все три сезона он ни разу не совершил плохой поступок, даже не подумал ни о чем плохом, поэтому самое интересное начинается, когда мы наконец-то встречаем других героев этой истории.

Гораздо больше на роль главного героя в этой истории подходит другой персонаж — принц страны огня Зуко. Поначалу этот парень предстает перед нами, как типичный злодей — суровый, жестокий и целеустремленный, однако, нам быстро объясняют почему он так себя ведет через флэшбеки, связанные с его детством. Из них мы узнаем о его положении в собственной стране и отношении отца к нему. Благодаря этому мы понимаем, что он охотится за аватаром не ради славы или денег, а в попытке получить прощение отца.
Причем из флэшбеков мы также узнаем, что он никогда не был таким злым, каким он кажется в начале первого сезона, и причина, по которой он оказался в изгнании, не в его проступках, а в невероятной жестокости лорда огня. Вспомните момент дуэли, на которой Зуко получил шрам — его извинение и раскаяние и нежелание сражаться с собственным отцом, вполне правильный поступок с моральной точки зрения, однако его отцу эти самые моральные принципы абсолютно неведомы, в чем зритель только сильнее убедится по ходу истории. К тому же никаких серьезных предпосылок у этой дуэли не было. Она случилась из-за того, что Зуко раскритиковал идею одного из генералов. Стоит признать, что перебивать генерала — довольно невежливо, хотя критика была вполне обоснованной.

В первом сезоне он является основным антагонистом и первое время кажется невероятно сильным противником, однако так ни разу и не оказывается победителем. Даже самый неискушенный зритель может заметить, что Зуко — абсолютно несостоявшийся злодей потому, что он никогда им не являлся. Его постоянные поражения намекают нам на то, что он выбрал для себя неправильный путь, а его настоящее предназначение находится в совершенно противоположном. Важной деталью является то, что большинство информации мы узнаем не из уст самого принца, а из воспоминаний дяди Айро, который следует за племянником и помогает ему разобраться в себе, одновременно с этим объясняя остальным героям, а также зрителю, что Зуко вовсе не такой, каким кажется. 

Искренность и доброта в поведении принца страны огня проявляется в мелочах, ведь даже несмотря на свою суровость и жестокость он обладает чувствами эмпатии, жалости и сострадания. Это проявляется, например, когда маги земли похищают Айро, и Зуко становится перед выбором — догнать аватара, который находится совсем близко, или спасти дядю. В этот момент мы понимаем, что его надменное отношение к Айро — не больше, чем образ. Он просто запутался в себе и не может осознать тот факт, что его отец поступает неправильно и он должен перестать пытаться стать лучше в глазах тирана. Помимо этого мы часто видим сцены, где Зуко пытается спасти не только своих товарищей, но и врагов, что только сильнее убеждает нас в том, что он настоящий герой, который слишком много страдал. 

Когда мы получаем необходимую информацию о бэкграунде Зуко, а он прибывает в страну земли, начинается следующий этап в его истории. Теперь герой вынужден лицом к лицу столкнуться с последствиями поступков его народа. На его пути встретится огромное количество незнакомцев, которые будут относится с добротой и заботой к нему, заставляя сомневаться в правильности его внутренней философии. Для принца начинается время перемен, однако эти самые перемены не происходят в один момент и сценаристы это понимают, поэтому показывают нам, что в самом начале путешествия герой не чурается воровать и угрожать тем же людям, которые были добры к нему, а после сам становится на защиту тех, кто его ненавидит. 

Важную роль в его изменениях сыграло и наставничество Айро, который всегда поддерживал его советом и старался показать ему, что решать проблемы можно совершенно иным путем, без насилия и ненависти. Дядя Айро — идеальный наставник, благодаря нравоучениям которого Зуко постепенно двигается к принятию себя и своего положения.

Еще один важный момент в истории Зуко происходит в конце второго сезона, когда в Ба Синг Се вторгается армия народа огня во главе с Азулой. Абсолютно все герои, в том числе и зрители, в этот момент понимают, что после увиденных ужасов войны и с поддержкой своего дяди Зуко наконец-то изменился и сможет дать отпор своей сестре, однако этого просто не происходит. Зуко поступает совсем не так, как от него ожидают, и не потому, что он глупец, который ничего не усвоил, а потому, что причина его внутренней борьбы имеет совсем другую причину. Все моральные принципы, которым он научился во время своего путешествия остались в нем, однако он не перестал быть ребенком, который старается заслужить любовь отца любой ценой, ведь лорд огня все еще крайне авторитетная фигура в его глазах.

Идеальным завершением изменений в характере Зуко становится момент, когда он все-таки возвращается в страну огня и получает уважение, которого так хотел добиться, однако все еще не чувствует себя в своей тарелке. Дело в том, что теперь он поддерживает страну огня в войне и должен делать все, ради победы своего государства. Это вызывает сильнейший конфликт внутри него, ведь совсем недавно он успел собственными глазами увидеть все ужасы войны. Пазл в его голове наконец-то складывается и герой понимает, что его собственный отец — это чудовище, которое желает страданий всех людей. В этот момент персонаж наконец-то находит силы преодолеть свою травму и ментально победить своего отца. Зуко, который так долго был слеп к происходящему наконец-то понял, что происходит на самом деле, и смог найти в себе силы высказать отцу в лицо все, что накопилось у него за эти годы и избавиться от его влияния.

Подытоживает историю то, что Зуко наконец-то понимает, кто был его настоящим отцом, который поддерживал его на протяжении всего пути и не отвернулся, даже когда принц совершил ошибку. Этим человеком был дядя Айро, который тоже не так прост, как кажется на самом деле.

Дядя Айро — это идеальный пример персонажа с архетипом наставника. Будучи героем второго плана он является важной частью истории, без которой она просто развалилась бы, а также является персонажем со своей глубокой историей.

Начать стоит с того, что Айро — один из сильнейших персонажей всего сериала, но при этом он один из самых пассивных героев. Причем он пассивен не только в том смысле, что редко участвует в сражениях, но еще и пассивен в своем поведении. На протяжении всего сериала он никак не развивается как персонаж, что немудрено — он уже состоявшаяся личность со своими ценностями и идеалами. Может показаться, что наблюдать за таким персонажем неинтересно, но на деле это не так, ведь дядя Айро выполняет очень важную функцию — является фигурой отца для Зуко, а также выступает в качестве учителя. 

Говоря о роли отца стоит упомянуть и то, что Айро не просто пытается найти в Зуко замену своему погибшему сыну — все гораздо глубже. Айро, как человек, который долгое время шел по неправильному пути, и из-за этого в конце концов потерял близкого человека, прекрасно понимает, что происходит с его племянником. Его нравоучения — это попытка переубедить Зуко и дать ему понять, что служение стране огня — опасная и губительная тропа, встав на которую его ждет та же судьба, что и его дядю.

Судьба не только человека, потерявшего близкого, а полного изгоя, которого ненавидит весь мир. В тот момент, когда прошлое Айро открывается зрителю, сложно сдержать эмоции. Такой уж парадокс, что веселый и добрый старичок, которым мы видели его в самом начале, на деле оказался героем с невероятно трагичной судьбой. Персонажем, который потерял все, что у него было, без возможности вернуть все назад, но, несмотря на это, сохранившим в себе силы продолжать жить и даже поддерживать других персонажей, направляя их на путь истинный. Именно он стал ключевым персонажем, оказавшим наибольшее влияние на Зуко, сделав его таким, каким мы знаем его в конце сериала, и именно он сыграл важную роль в становлении еще одного не менее интересного персонажа.

Вы могли даже не заметить этот момент, но буквально за одну сцену нам показали то, как дядюшка Айро повлиял на ценности одной, на первый взгляд абсолютно не связанной с ним героини — Тоф.

Тоф — это удивительная девочка. Сильная, дерзкая и харизматичная, но очень ранимая и даже немного закомплексованная. К тому же она инвалид, что довольно большая редкость даже для кинематографа, не говоря уж о мультфильмах, начала нулевых, когда этот сериал и выходил. Вот только наша героиня не совсем обычный инвалид, все совсем наоборот. Если нам нужно будет как-то ее описать, характеристика “слепота” точно окажется далеко позади множества прочих эпитетов, которых достойна Тоф, так как в первую очередь она сильнейший маг земли и яркая личность.

Вообще, Аватар действительно сделал кое-что революционное для своего времени, показав персонажа с инвалидностью в качестве главного героя и сильнейшего представителя своей стихии. Он поднял проблему, которую раньше очень часто обходили стороной, и задал тренды на многие годы вперед. Отношение общества к инвалидам идеально показывается через родителей Тоф. Она все детство жила в невероятно богатой семье аристократов. Ее мама и папа — пример родителей с гиперопекой, которые, помимо этого, ни во что не ставят свою дочь, намеренно взращивая в ней неполноценную личность. Отношение к ней сложно назвать заботой — ее воспитали так, будто она ни на что не способна, и даже когда раскрылся факт того, что она научилась чувствовать окружающий мир с помощью магии земли родители не смягчились. Они наняли учителя магии земли, однако приказали ему обучить девочку лишь основам, чтобы даже в этом держать ее под контролем.

Как известно, у всех детей с возрастом начинается бунт — Тоф не исключение, поэтому абсолютно все приказы родителей и своих друзей в будущем она выполняла наоборот. Они хотели научить ее лишь основам магии — она начала ходить на подпольные бои, где стала сильнейшей. Они запрещали ей дружить с другими детьми — она сбежала с командой Аанга. Ее просили помогать отряду — она все сделала сама, не принимая никакой помощи от других. Последнее — самое важное, так как на этом строится основной внутренний конфликт Тоф. Ее родители воспитали ее так, будто любая помощь — это услуга, ведь сама девочка ни на что не способна самостоятельно. Из-за этого Тоф крайне резко относилась к любым проявлениям даже действительно искренней заботы и поддержки, так как видела в этом угрозу и напоминание о том, что она ни на что не способный инвалид. Это же она проецировала на других. Даже когда она обучала Аанга заклинаниям земли она не давала ему никаких поблажек и учила его так, как училась сама, совсем забыв о том, что Аанг — другой человек, к которому нужен индивидуальный подход. 

Этот же комплекс стал причиной плохих отношений с Катарой. Катара часто выступает в роли матери для Аанга и Тоф, что с одной стороны является тем, чего так сильно не хватает первому, и что сильно триггерит вторую. Материнская забота ассоциируется у Тоф лишь с унижениями и напоминает ей о том, что она инвалид, не способный ничего делать без чьей-либо помощи. Справиться с такой проблемой нелегко, а еще сложнее сделать первый шаг к решению.

Тут же мы наконец-то возвращаемся к дяде Айро. После того, как Тоф сбежала с командой аватара, она столкнулась с тем, что абсолютно не вписывается в команду и не может жить по тем правилам, которые они для себя установили. Остальные ее друзья хоть и любят ее, но все еще остаются детьми, которые не способны в полной мере предоставить опору для разрешения сложных психологических проблем, поэтому Тоф просто сбегает, чтобы не выполнять то, что от нее просят.

Оставшись одна она внезапно встречает дядю Айро, который предлагает ей посидеть с ним и выпить чай. Он предлагает ей поделиться проблемами и поговорить, в то время как Тоф воспринимает все в штыки, и даже протянутую ей чашку чая отказывается брать, аргументируя это тем, что она и сама может его налить. Айро же, в своей обычной манере, объясняет ей, что налил за нее чай не потому, что она слепая и беспомощная, а потому, что она кажется ему хорошим человеком и он хочет сделать ей приятно. Эти довольно простые слова стали первым шагом на пути к разрешению внутреннего конфликта героини, так это именно то, что она должна была услышать, причем еще и от нужного человека. На примере дяди Айро она убедилась в том, что не все люди, особенно взрослые, видят в ней инвалида — для по-настоящему хороших людей она обычная девочка, как и другие, которая заслуживает равного отношения.

После этой встречи Тоф возвращается к друзьям. Она все еще принципиальна в своих действиях, ей предстоит еще многому научиться, но прочный фундамент для освобождения от собственных комплексов уже заложен. 

Возвращаясь к конфликту между Катарой и Тоф стоит сказать и о том, кто смог помирить их. Этим человеком стал Сокка. Удивительно близкий по духу герой для Тоф, ведь они оба инвалиды, вот только она — физический, а Сокка — в переносном смысле. В команде, где каждый персонаж — это невероятно сильный маг, Сокка кажется лишним, неполноценным. Не мудрено, что два таких персонажа с изъянами смогли найти между собой общий язык и в конце именно этот парень станет тем, кому Тоф сможет полностью доверить свою жизнь.

Сам же юноша тоже довольно интересный персонаж, о нем я поговорю в другой раз, а сейчас стоит вернуться к нашей героине и рассказать о ней кое-что еще.

Анализируя персонажа Тоф сложно не заметить, что ее внутренний конфликт пронизывает абсолютно каждое ее действие. Особенно в мелочах, которые могут быть незаметны на первый взгляд. Например, она самая настоящая принцесса, которая прекрасно знает как себя вести в высшем обществе и прекрасно владеет манерами, но несмотря на это не хочет быть принцессой, коей, по сути, является, и постоянно ведет себя противоположно тому, как ей подобает. Другим же важным моментом, описывающим ее самооценку является сцена в театре, где высмеивается вся команда ребят. Все недовольны тем, как их образы гиперболизируют, кроме Тоф, которая в восторге от того, что ее играет огромный накачанный мужчина, ведь именно такой она хочет, чтобы ее видели окружающие, а не хрупкой и беспомощной принцессой.

Как вы могли заметить, говорить о героях этого мультсериала можно долго, каждый из них обладает невероятной историей, которая трогает до глубины души. Сложно оставаться равнодушным к этому, не побоюсь этого слова, шедевру анимации, опередившему свое время. Аватар перевернул всю киноиндустрию в целом, создав такую историю, которую с легкостью можно поставить в один ряд с шедеврами мирового уровня. Весь мультфильм от начала и до конца — огромная и кропотливая работа, которые принесла прекрасный результат в виде мультфильма, который навсегда останется в сердце тех, кто посмотрел его.

Главное не забывайте, что атрибутику и прочие сувениры по вашим любимым франшизам, в том числе играм и аниме можно найти в гик и аниме-магазине “Суперлама”.