0
В корзине пусто!

Закрыть

В этот раз мы рассмотрим довольно необычное аниме. Его особенность в том, что его восприятие зависит от многих параметров. Например, ваш возраст, взгляды на жизнь, настроение — все это может повлиять на ваше впечатление от этого аниме. Из-за этого мнение насчет этого аниме у всех абсолютно разное, но это помогает лучше понять себя и взглянуть на себя со стороны. Не стоит проходить мимо аниме “Добро пожаловать в NHK” и вот почему.

Статья содержит спойлеры


Прелесть этого произведения, безусловно, в персонажах, но затронуть и другие аспекты необходимо. Сюжет довольно простой, как для повседневности, зато аккуратно построен: темп выдержан, структура чёткая, легко смотреть и следить за происходящим. Музыкальное сопровождение приятное, но редкое. Рисовка довольно средняя для своего времени и ничем не выделяется. В перечисленных аспектах, как вы могли заметить, нет ничего выдающегося, однако самая интересная часть аниме только впереди.

Важной особенностью аниме “Добро пожаловать в NHK” является то, что это очень честное аниме и тут нет ни одного психически здорового и довольного жизнью персонажа. У них нет цели вызвать симпатию. Можно сказать, что они живут на экране — пафосно, но почти правда. Как бы мы ни пытались мы не сможем залезть к ним в голову, ведь их душевные расстройства переданы так четко, что обычный зритель, который с таким не сталкивался, вряд ли поймет такого человека. Каждый персонаж в “Добро пожаловать в NHK” — бездонный колодец душевных травм, рефлексий и противоречий. И начнем с самого простого.

Каору Ямазаки — self-made man, он умеет упорно работать и знает, чего хочет. У него адекватная самооценка, он не стесняется себя, своих увлечений, и не боится говорить прямо. Немалую роль в формировании его личности сыграла школьная травля, первая любовь и первое разочарование. Ямазаки — крепкий оптимист, который переживет еще одно разбитое сердце, но никогда не перестанет пытаться. Он просто запьёт своё горе, а на следующий день обратит гнев и фрустрацию в продуктивное русло. Подобные знакомые есть у многих, это хорошие друзья, которые пышут энергией, которые помогут и будут тянуть тебя за собой. Только нужно помнить, что у таких людей высокие стандарты, и они будут требовать соответствия. И в одной из серий мы видим самую выразительную демонстрацию характера Ямазаки. Несмотря на его раздражительность и напускное безразличие к чужим проблемам, он потратил много времени и сил, чтобы вывести соседа из ММО-шного запоя. Да, он преподал ему жёсткий урок, в очередной раз. Наверняка вы и сами знаете, как люди бывают порой чувствительны, как легко их можно сломать. Но Ямазаки сделал так, как считал правильным, а не так, как будет проще. Каждому нужен такой друг. Иногда всё-таки стоит подтолкнуть падающего, дабы он прочувствовал боль падения на своей шкуре и сделал из этого правильные выводы.

Кашива Хитоми. Чтобы понять, почему она находится в такой глубокой депрессии и хочет покончить с собой, нужно попытаться залезть к ней в голову. Никаких травмирующих событий в её жизни нам не показали. Школа, университет, работа. Слегка непонятно, на что она жалуется — все так живут. Однако, в этом и есть проблема — если все так живут, зачем она вообще живет? И этот вопрос не отпускает ее на протяжении всей ее жизни. Ей хочется, чтоб было по-другому, чтобы стало лучше. Но она сама не знает, как это — лучше. Она не имеет представления о том, что такого должно в её жизни измениться, чтобы она перестала смотреть на мир с вялым отвращением. Именно Хитоми скормила Сато идею о заговоре, о том, что они не виноваты. Возможно, отчасти, она и права, но, в то время как Сато хочет измениться, Хитоми хочет полностью сбросить с себя ответственность за свою жизнь. И Сато ей не друг, а экран для рефлексии. Ей приятно его оправдывать, приятно скармливать ему свои теории, ей нравится его пассивность и то, что он никогда с ней не спорит. В итоге, конечно, нам станет понятно, что ей просто нужна опора. А с Сато они тянут друг друга вниз.

Как известно, автор оригинальной новеллы писал главного героя с себя. Внутреннее состояние Сато ощущается естественным и местами знакомым. Он — социальный изгой, неприспособленный для жизни в обществе. Он отчислен, у него нет работы, нет друзей, нет интересов. «Заговор» — это инфантильное перекладывание ответственности, которую он боится принять. Заметьте, что умом он всё понимает: что ему 22 года, а он безработный лоботряс; что родители рано или поздно опустят руки. Но, как и со многими психическими расстройствами, один только факт того, что ты понимаешь проблему, ничего тебе не даст. Сато находится в порочном круге самобичевания, депрессии и побега от реальности. И автор не пытается оправдать Сато, или же наоборот, заставить его презирать. Последнее решение автор оставляет за зрителем. И причины для выбора того или иного отношения у зрителя есть.

В первых сериях Сато совершенно не способен адекватно мыслить. Он оправдывается перед девушкой, которую знает три минуты, врёт, что он разработчик, обещает показать игру. Потом втягивает в это соседа. Потом они вместе фантазируют о том, как станут гигантами эроге-индустрии. 

В чём же причина затворничества Сато? Как и в случае с Хитоми, из того, что нам показали о его детстве, о матери, о школьной жизни, ничто не указывает на травму, на какое-либо резкое эмоциональное переживание. Просто однажды, сидя на лекции в универе, он вдруг понял, что ему страшно. Он смотрит на однокурсников и не понимает, кто они. И кто он. И как жить. И почему всё кажется ложью. Он вспоминает слова Хитоми. «Ты не виноват. Я не виновата. Виноваты они. Те, кто плетут заговор против нас». И ведь правда: с миром явно непорядок. Не может быть, что люди сами хотят лгать, предавать и унижать? Нет. Не может. Это заговор. И, так как они сильнее, остается только спрятаться.

Если говорить вообще о явлении хикикомори, автор не то чтобы объясняет причины, зато он довольно ярко описывает ощущения. Хикикомори — это люди, которые чувствуют себя лишними. Не приспособленными к жизни. Они хотят спрятаться подальше от глаз других, ибо одна мысль о разговоре доставляет им дискомфорт. Всё это красочно продемонстрировали первые серии, когда Сато выходит на улицу и видит страшные чёрные силуэты вместо людей. Обычный человек видит в людях потенциальных знакомых или просто массовку. Хикикомори видит в людях угрозу. Одно неосторожное слово, один двусмысленный взгляд — и тряпичная броня хикикомори распыляется на атомы. Срочно нужно прятаться дома. Хикикомори находятся в вакууме, и в этом их проблема.

Но ведь сам Сато невероятно добрый человек. Например, когда Сато пришел на лекцию для игровых сценаристов произошел весьма интересный момент. Ему дали задание написать синопсис для игры, Сато выдал милейшую вещь, которая несла в себе все его тайные желания. Миниатюра была следующая: главный герой живёт в лесу и жжёт уголь. Рядом живёт дух леса. Они не разговаривают, потому что им это не нужно. Они просто любят. Мир и покой. Здесь Сато просто описал своё представление о счастье. Он хочет сбросить груз прожитых лет, забыть, как жизнь годами мучительно извлекала из него остатки человечности. Он хочет, чтобы горизонт был чист, чтобы дул тёплый ветер, а на солнце хотелось смотреть, а не прятаться от него. Он хочет снова научиться доверять. Он хочет смотреть в лицо любимой и понимать всё без слов… 

Мысль о том, что ему придётся жить в мире, где подобные мечты считаются признаком слабости, инфантилизма и слабоумия... Вот что его сломало. Один безобидный смешок — и он в панике убегает.

По ходу тайтла герой проходит этакий путь очищения. Сначала Сато познал мир эроге и пытался уйти с головой в него. Потом столкнулся с суицидом лицом к лицу. Затем ушёл в ММО. Дальше в сетевой маркетинг. Он постоянно мечется от одной глупости к другой, не разбирая дороги, как заблудившийся в лесу. Единственному человеку, который хочет помочь, он не верит, считая это ловушкой, зато в настоящие капканы лезет с головой. Это не какие-то деструктивные позывы, парень просто хочет сделать как лучше, но не знает как.

В 4 серии Ямазаки ведёт весьма интересный диалог с Сато. Они говорят о героинях эроге, об архетипах, о том, какое поведение ждет от них игрок. Все мы хотим убежать от реальности. Кто-то хочет сбежать из скучной обыденности в мир приключений, магии, дружбы и т.д., кто-то хочет почувствовать себя сильным, решать судьбы людей, быть героем, ну а кто-то просто хочет быть любимым, хочет довериться и не ждать подвоха. И тут Сато вспоминает про свою новую знакомую: «Сама проявила интерес. Хочет помочь, не требуя ничего взамен. Красивая, милая, добрая. Не осуждает, не смеётся. Беспокоится». Настоящий ангел, сошедший с небес, дабы спасти неудачника. Примерно так он видит Мисаки Накахару. Однако, когда волна чувств достигла опасной отметки, в голове Сато сработал предохранитель. Становится страшно. Он боится довериться и получить нож в распахнутую грудь. А горькая ирония жизни в том, что ответ куда прозаичнее его фантазий. Нет никакого заговора, есть лишь люди. И Сато совершенно случайно встретил человека, которому нужен был именно он — безнадёжный хиккан с ворохом болячек. Ничтожество, которое она сможет починить. Однако многие не поняли, в чём смысл Мисаки. Она в первую очередь спасает себя. Никакой она не ангел, сошедший с небес. Это несчастный человек, снедаемый самобичеванием и горем, хватающийся за соломинку. В этом, пожалуй, вся суть аниме “Добро пожаловать в NHK” — сломленные жизнью люди держатся друг за друга, потому что так чуточку легче.

И вот мы наблюдаем такую картину: Сато сидит, смотрит на улицу, на людей, на верхушки зданий, на афиши, экраны, транслирующие рекламу, и курит. Молчит и курит. И в этот момент, ты, зритель, понимаешь, что прямо сейчас пытаешься залезть к нему в голову, представить, о чём он думает. И видишь там самого себя, смотрящего на похожие здания, вывески, на людей вокруг. О чем ты думаешь? 


На этом обзор аниме подходит к концу, а купить сувениры и прочие товары по данному и многим другим тайтлам вы сможете в аниме магазине “Суперлама”.

 

Автор: obsoletee