0
В корзине пусто!

Закрыть

“Мы все вышли из моря, но не все мы дети моря. Нас, избранных, летящих на гребне волны, тянет вернуться в него вновь и вновь.”


В этой статье мы вам расскажем о том, в чем же заключается тайный смысл аниме “Дети моря”. Разбираться во всем мы будем по порядку, поэтому устраивайтесь поудобнее. А мы начинаем.


Сюжет повествует о девочке по имени Лука Адзуми – совершенно обычной ученице, которая занимается гандболом. Уже в самом начале летних каникул она находится под угрозой вылета из команды. А всё из-за того, что соперница начала вести нечестную игру на соревновании и пришлось ответить тем же. Лука действительно немного перегнула палку, потому что пострадавшая противница оказывается у врача. Она начинает беспокоиться об этой девушке, но не чувствует желания принести извинения за совершённый поступок. Она сперва размышляет о сложившейся ситуации, после чего внезапно решает сбежать из родного дома и уехать в Токио.

 

После посещения океанариума, где Адзуми сталкивается с удивительным мальчиком Уми, который способен буквально сливаться с водной средой и её обитателями в единое целое, размеренный летний отдых трансформируется в настоящую детективную историю.

 

 Её отец рассказывает, что парня вместе с братом-близнецом продолжительное время воспитывали морские млекопитающие. Около десятка лет назад Уми нашли у побережья Филиппин. Родственник мальчика почему-то вызывает у Руки отрицательную реакцию. Однажды на Землю падает комета, затем начинают происходить необъяснимые явления: многие аквариумы оказываются пустыми, а жители моря заселяют места, не приспособленные для их существования.

 

Обычно создатели «кино не для всех» стараются с первых кадров дать понять зрителям, что за картина перед ними. Многозначительные сцены с высокопарными диалогами или, наоборот, долгим молчанием под пронзительную музыку, отсылки, цитаты и мрачные кадры прозрачно намекают, что сейчас придётся много думать, а не расслабленно хрустеть попкорном. С «Детьми моря» ситуация совершенно иная: фильм постоянно обманывает ожидания.

 

Начинается аниме как типичный детско-юношеский мультфильм о девочке, которая находит необычных друзей и вместе с ними идёт искать приключений. Беззаботная атмосфера лета в прибрежном городке, где шумят волны и поют цикады, накрывает с головой и настраивает на просмотр легкого и доброго аниме вроде «Тайной жизни пингвинов».

 

Но история постепенно становится все более серьезной. Тут уже возникают ассоциации с работами Макото Синкая о трагической любви людей из разных миров.

И едва успеваешь настроиться на просмотр мелодрамы, как фильм превращается в самый настоящий артхаус уровня Дэвида Линча, где можно встретить калейдоскоп сюрреалистичных картин и философских вопросов о сущности вселенной. 


Впрочем, если смотреть «Детей моря» внимательно, то можно сразу заметить, что фильм не так прост, как хочет казаться. В нём масса подтекстов, и у Аюму Ватанабэ достаточно мастерства, чтобы показывать, а не проговаривать все детали.

 

Взять хотя бы сцену из самого начала, когда на тренировке по гандболу соперница ставит Луке подножку, та разбивает коленку и в отместку бьёт обидчицу в нос. И извиняться Лука отказывается, даже под угрозой исключения из секции. Не она же первая начала! Обычные школьные разборки, житейское дело. Но на мысли о цене гордости и справедливости, о том, стоит ли отвечать злом на зло, этот момент уже наводит.

 

Интересно и то, что, несмотря на боль, героиня не идет в медпункт, не обрабатывает рану, а идет с кровоточащей ссадиной по своим делам. Что это, желание продемонстрировать силу воли или привлечь внимание? Или боль в душе оказалась настолько сильной, что разбитая коленка на её фоне не стоит переживаний? Или, может, создатели фильма специально сделали героиню такой рассеянной, чтобы использовать её рану как метафору? Не зря ведь ссадина то и дело попадает в кадр, и можно увидеть, как она постепенно заживает, параллельно тому, как Лука заводит дружбу с Уми и Сорой.

 

Благодаря таким незначительным, на первый взгляд, элементам история обретает объем без лишних слов. Но и с диалогами здесь полный порядок. Все они, от забавных дружеских перепалок до рассуждений о свойствах темной материи, звучат убедительно, изящно и уместно.

 

Особенно проникновенными получились речи Соры — хрупкого, загадочного паренька не от мира сего. У выросших в море ребят говорящие имена. И они им очень подходят. Сора с японского переводится как «небо», и герой, под стать своей стихии, прекрасен и неизмеримо далек. Уми же значит «море», и он энергичный мальчуган, готовый делиться тайнами и способный увлечь за собой, словно волны отлива. Правда, и его непросто понять до конца, как непросто людям изучить океанские глубины.

 

Эта парочка показывает Луке, а вместе с ней и зрителям, настоящие чудеса. Некоторые из них, вроде таинственных метеоритов, фантастичны. Но многие другие совершенно реальны. Это мерцание планктона в волнах, песни китов и хоровод разноцветных рыб в толще воды, это ясная ночь посреди океана, когда звёзды отражаются в водной глади и кажется, будто ты попал в космос. Выглядит это все потрясающе красиво. И не только за счёт качественной анимации, хотя она здесь на высоте: каждый жучок и веточка прорисованы до мелочей, а сцены, где герои бегут и плывут, поражают плавностью и динамикой.


У «Детей моря» невероятно самобытный и разнообразный графический стиль. Картинка то становится реальной, то превращается в ожившую иллюстрацию. От видов морских глубин и их жителей просто дух захватывает, а уж картины зарождения Вселенной в конце фильма вообще заставляют вспомнить не то фрески из тибетских монастырей, не то работы Стэнли Кубрика.

 

Вторит всему этому визуальному великолепию музыка композитора Дзё Хисаиси, написавшего саундтреки едва ли не ко всем фильмам Хаяо Миядзаки. И она, как всегда, ненавязчива и атмосферна. Студия 4С, прославившаяся фильмами «Железобетон» и «Игра разума», сборниками «Гениальная вечеринка» и кучей шикарных короткометражек, снова доказала, что ей по плечу любые форматы и стили и что она может создать настоящий шедевр анимации.

 

Единственное, за что можно упрекнуть «Детей моря», так это за слишком резкий переход от четкой и трогательной истории к пространным метафизическим размышлениям под совершенно безумный, местами жутковатый видеоряд.

К мыслям о непостижимости Вселенной, связи всего живого и прочих высоких материях, которые можно углядеть в фильме — а при повторном просмотре, как в любом приличном артхаусе, здесь наверняка получится отыскать и новые смыслы, — особых претензий нет. Они вполне логично завершают путешествия Луки, помогают её внутреннему росту и заодно дают зрителю пищу для ума. Но размышления вышли несколько затянутыми, да и подаются они чересчур внезапно и прямолинейно.


Как по мне, автор вторит мотивам индийской религиозности, повторяя миф о постепенном умирании и годовом перерождении, после чего Вселенная “начинает всё сначала”, ровно как и произошло в жизни каждого из персонажей. Люди всё больше запутывались, уходили от себя, своей сущности и духовно “умирали”.

 

 И вот – всеобщее “обновление” после “Праздника рождения вселенной”: родители главной героини снова вместе, Лука начинает новые отношения с Номером 13, собранные экспериментально в корыстных целях данные о мальчиках исчезают, а Уми и Сора, как небо и земля растворяются в бытии. А потом рождаются заново в других обличиях и исполняют свой долг. Метеорит, который передал Сора через посредника — как семя новой жизни, которое попало из космоса в воду.

 

Возможно, здесь заключена идея о человеке как микрокосме, о тождественности всего и вся, а также отказе от собственного “я”, жизни со всеми привычками и полном растворении во Вселенной. Лука пришла к этому, когда следовала голосам неба и моря. Она обрела любовь к ним и чувствовала с ними ментальную связь.


Обычно хорошие фильмы можно воспринимать на нескольких уровнях. Одни увидят на экране захватывающий экшен, другие заметят множество отсылок, третьи рассмотрят глубокий философский подтекст.

 

Но, на самом деле, «Дети моря» — другой случай. Ты или проникаешься идеями создателей фильма и оригинальной манги и увлеченно расшифровываешь их послание, попутно любуясь видами, или смотришь красивый, но какой-то непонятный мультик от «этих странных японцев». Выбор за вами.


И не забывайте, что приобрести атрибутику по самым различным аниме вы можете в магазине Суперлама. Хорошего дня!

Автор: milkyriv.