Осмелиться выйти на экраны кинотеатров в тот же год, что и невероятное творение Макото Синкая, да еще и не затеряться в тени его популярности – задачка та еще, однако студии Kyoto Animation удалось не только не остаться незамеченными, но и в какой-то мере конкурировать с “Твоим именем” за место в сердцах зрителей. О полной победе над мастером подхода «много красивых фонов, мало сюжета» и мечтать не следовало, однако и сказать о том, что фильм сильно отстал по популярности, точно никак не получится. И вы уже понимаете, что речь идет о фильме под названием “Форма голоса”, но так ли он хорош?
Статья содержит спойлеры
Огромный толчок фильму дала манга, а она, надо признать, была хороша. Манга касалась, где легонько, а где довольно жестко, острых социальных тем, пусть в большинстве случаев близких разве что школьникам старших классов и студентам. Но ведь все мы были, а некоторые и сейчас пребывают, в том сложном возрасте, когда мелочи жизни вдруг оказываются невероятно важными, а отношения с ровесниками уже невозможно строить по принципу «с кем интересно в песочнице играть, с тем и вожусь».
Вот только на раскрытие этих тем первоисточник выкроил себе достаточно пространства – аж восемь томов, в то время как полнометражка попыталась уместить все события в два часа экранного времени.
И вы уже, должно быть, догадываетесь, что здесь что-то не так. Разве можно сократить такой большой объем информации в двухчасовом фильме?
Конечно же, нет. Слишком уж много сюжетных линий в “Форме голоса”, и все они связаны воедино. Нельзя просто так сократить или вовсе выкинуть одну из них, чтобы остальные не остались без зияющих дыр в ткани повествования. И вот тут может возникнуть закономерный вопрос к аниматорам студии: “А не лучше было бы выпустить аниме?”
В принципе логика аниматоров понятна: прибыль от полнометражки, которую транслируют в кинотеатрах, куда более очевидна, нежели упование на высокие рейтинги и последующую щедрость зрителя, бегущего скупать BD и DVD. Вот только экономические предпосылки к выбору формата рядового зрителя волновать не должны. Его беспокоит только качество конечного продукта.
Что ж, если верить восторженным отзывам и высоким оценкам, зритель таки остался довольным. Все-таки первоисточник — довольно крепкий орешек и его не так-то просто испортить. Особенно, если за дело берется Kyoto Animation, которым по части визуальной подачи истории равных немного.
И все же не все так гладко с этой историей, как может показаться. Да, визуально фильм действительно оформлен невероятно качественно. Здесь чувствуется надежная режиссерская рука, талант каждого художника и каждая капля вложенного пота.
Зритель может долго восторгаться чередой сменяющих друг друга эффектов, красивейших немых сцен, наводящих на философские думы, или просто экспрессивных кадров. Уже за это можно полюбить “Форму голоса”.
Вот только это не меняет того факта, что зрители получили лишь огрызок от сочного плода. Восемь томов за пару часов можно только кратко пересказать, и именно это и сделали сценаристы аниме. В попытке уложиться в хронометраж, из событий первоисточника урезались нюансы, отсекались целые сюжетные линии, а по остальным событиям пробежали таким стремительным галопом, что успевай только подмечать, на каком этапе ныне отношения между героями.
Это болезнь очень многих экранизаций и речь не только об аниме. Вспомнить хотя бы «Властелин колец» Джексона, который не сумел передать и треть событий оригинала. Разница в том, что голливудским режиссерам хватает понимания структуры сюжета. Они знают: если убрать нижний кирпичик в столбце, рухнут все остальные. Так что лучше убрать сразу весь ряд. Нет времени на финальную зачистку Шира от разбойников во главе с Саруманом, как по книге? Значит, нужно убить злого мага раньше и вообще не касаться злосчастной темы в фильме, чтобы не создавать дополнительные сюжетные линии, которые все равно невозможно будет раскрыть.
«Форму голоса» же исполосовали и пустили как есть. Действительно, зачем мучить себя подводкой событий, даже если в урезанном варианте они не кажутся столь логичными? Давайте просто уберем все, что не вместилось, ведь люди или уже читали мангу, или потом пойдут читать и все сами поймут.
Таким образом в «Форме голоса» набралась целая куча персонажей, которые просто есть. Они не нужны сценарию. Убери их – и ничего не изменится.
В манге, к примеру, один из второстепенных героев, Нагацука, собирал в команду остальных для съемок фильма. В аниме эту часть убрали и персонаж остался в виде балласта, который бессмысленно таскается за главным героем.
Kyoto Animation не поняли, что если вырезать сюжетную линию персонажа из сценария, то и в самом персонаже необходимости не останется. Вот только удалить и его у рассказчиков духу не хватит - вдруг фанаты этого героя раскритикуют и станут занижать рейтинг фильма. Поэтому зритель вынужден созерцать кусочную историю, которая пытается охватить все, хоть по чуть-чуть, и в конечном счете не успевает раскрыть полностью ни одну из поднятых тем. Не хватает подводящих событий. Не хватает нюансов.
Вот как поверить, что девочка, еще недавно желавшая признаться в любви, вдруг решает покончить с собой, только потому, что кто-то сказал "Из-за тебя все страдают". Нас не подвели к этому. Нас просто поставили перед фактом, полагая, что зритель и сам в силах додумать задним умом перемены. Дали две булки, забыв между ними положить котлету, сыр и пикули, требуя, чтобы мы воображали себе, будто это все-таки полноценный гамбургер.
Вот умирает бабушка героини. Зачем? Чтобы появился повод показать немую и чертовски красивую сцену с бабочкой? А потом продолжить предыдущие сюжетные линии, как будто ни бабушки, ни ее смерти не было? Это плохо и абсолютно неправильно — не видно, как одни сюжетные линии влияют на другие, как вторые вытекают из первых. События просто сменяют друг друга, но не вяжутся в единое целое. Нет между ними плавных переходов. Представьте себе как стоят в ряд костяшки домино, но вместо того, чтобы толкнуть первую и продемонстрировать их поочередное падение, на наших глазах щелбаном выбивается из ряда первая, а затем последняя, словно именно в этом и заключается цель всей игры.
Лишь эмоциональность отдельных сцен, умело переданная художниками Kyoto Animation и озвученная неплохим составом сейю, способна глубоко затронуть души зрителей и оставить на них отпечаток, но только тех зрителей, которым экспрессивность картины намного важнее ее стройности и целостности.
“Форма голоса” — неплохой фильм. Но одновременно это один из ярчайших примеров того, как формат экранизации играет с произведением злую шутку. И все же стоит быть ему благодарным хотя бы за популяризацию куда более крепкого первоисточника. На волне шумихи вокруг фильма мангу выпустили даже в странах СНГ, благодаря чему это произведение смогло найти гораздо больше фанатов.
А товары и сувениры по этому и прочим тайтлам вы можете найти в аниме магазине “Суперлама”