0
В корзине пусто!

Закрыть

 

Что это и с чем это вообще едят?

Я вообще сильно сомневаюсь, что сидящим здесь людям нужно спустя столь длительный промежуток времени рассказывать об этом, но тем не менее. Cyberpunk Edgerunners- это десятисерийный аниме сериал от студии Trigger, основанный на вселенной Cyberpunk, которая появилась в свое время в настольной игре, а не так давно получила серьезное развитие благодаря видеоигре Cyberpunk 2077, от небезызвестной СDProjekt Red. Как и в случае с сериалом Arkane, который развивает игру Leage of Legends, наверняка найдутся люди, которые будут уверять вас, что вы можете преспокойно смотреть сериал, будучи совершенно незнакомыми с игрой. От части это действительно так, но надо понимать, что уровень погружения и сочувствия происходящему будет как минимум не до конца полноценным. Благо я посмотрел об игре много роликов, и знаком с определенными терминами, благодаря другим произведениям в этом жанре.

Если бы я писал синопсис, то выглядел бы он примерно так:
История расскажет вам о взлете и падении отчаявшихся людей в безжалостном Найт-Сити. А прочувствуем мы ее бок о бок с парнем по имени Дэвид, эдаким правильнымнеправильным мальчиком, чье желание пробиться к успеху и оправдать ожидания других, из амбиций превращается в губительную идею фикс.

 

Всем тем, кто еще не ознакомился с аниме, я настоятельно рекомендую это сделать, чтобы порефлексировать над своей жизнью, лучше понять мир популярной игры или просто насладиться хорошим и бодрым произведением. Весь сериал можно посмотреть залпом за 4.5 часа. Дальше имеет смысл читать в том случае, если вы его уже посмотрели, хотя для кого то эта статья, возможно, станет хорошим повод начать просмотр. А, и кстати, ниже будут незначительные(или значительные???) спойлеры.

Колесо никто не изобретал

Я даже больше скажу- и не нужно было. Edgerunners- по сути своей, с драматургической точки зрения не дает нам как зрителям ничего нового, от слова совсем. Более того, при таком обилии контента и такой истории анимации и кино, выдать что то, чего опытный зритель нигде никогда не видел, становится практически невозможно. Талант современного автора уже не столько заключается в том, чтобы шокировать зрителя чем то кардинально новым, сколько в том, чтобы искусно, грамотно и живо обыграть и переизобрести то, что люди узнают, поймут и прочувствуют. Если рассматривать сериал как медиапродукт, во многом задуманный чтобы развить вселенную игры( бустануть ее популярность и вернуть в нее игроков), то иной подход ему бы в принципе ни коим образом не пошел на пользу. Сериал простой, потому что идет по протоптанным дорожкам, давя на те чувства и эмоции, которые мы все уже испытывали сотни раз, либо в реальной жизни, либо с другими персонажами других произведений, просто обертка была иной.

Здесь же стоит упомянуть об анимации. Многие говорят, что где-то на ней сэкономили, что здесь много статичных фонов, и так далее. Однако имейте в виду, что вы во-первых этого не заметите, в силу темпа и стиля всего происходящего на экране, а во-вторых- это все таки аниме. И статичные задники или упрощенные местами анимации мимики или движений, это скорее не недостаток, а визитная карточка японской анимации как таковой. Все таки аниме- это далеко не всегда про заоблачные бюджеты, но как показывает многолетняя практика, это не помешало многим тайтлам стать культовыми.
Именно благодаря простоте и доступности, Edgerunners снимет с вас эмоциональную кожу, заставит влюбиться в героев, а потом огреет отрезвляющей оплеухой действительности.
 

Не дайте себя обмануть

Когда я посмотрел трейлер, я обрадовался, потому что увидел в нем определённые мотивы и стилистические решения из Любовь Смерть Роботы, в сеттинге, который мне очень близок. На экране творилось ультра насилие и цветовое безумие. Эпилептикам смотреть трейлер явно не стоило. Выглядело все это как бесконечное месилово с редкими проблесками какого то сюжета. Я обрадовался, такого не очень много, а вещи вроде Мистера Пиклза- это для меня too much.


 

На деле все оказалось примерно так, как я ожидал. Там действительно много крови, мяса и экшена( это, к слову, тоже визитная карточка аниме, как жанра, ибо японская анимация еще с прошлого века не так трепетно относилась к демонстрации насилия, как западная). Не сошлось лишь одно. Здесь оказалась история. Полноценная, плотная и живая. И с самой первой серии произведение напоминает нам о вопросах, которые многие из нас уже забыли:

  • Все мы знаем, что мечтать нужно. Но иногда стоит задаться вопросом, а вашей ли мечтой вы живете?

    Об этом напоминает буквально с начала. Жизни у всех разные, но для поколения нулевых это актуальная тема. Огромному количеству моих сверстников, друзей, коллег и знакомых приходиться расплачиваться за неисполненные мечты своих родителей, когда за них выбирают работу, круг общения, образование и так далее. В случае Дэвида, который явно не знает до конца, чего хочет сам, ответственность и боль от подобных размышлений еще выше. Любящая мать работает на истощение, чтобы сохранить за ним место в академии Арасаки- крупной корпорации, которая борется за власть в городе. Дэвид способный и талантливый, но сильно выбивается из круга своих одноклассников в силу классовой разницы и отсутствия финансовой стабильности. О протезах и софте я вообще молчу. Где-то внутри он понимает, что ему там не место, и даже поднимает эту тему с матерью. Но сам факт того, что кто то ради "вас" так старается, так много работает и тратит время на ваше будущее, делает подобные речи шаткими, вы не чувствуете опоры, вам банально стыдно. И поверьте, я прекрасно понимаю, о чем говорю. Окончательно и твердо перед этим вопросом Дэвид встанет только после встречи и знакомства с Люси. И это будет первый раз, когда хоть и под гнетом обстоятельств, но он будет выбирать свое будущее сам.


 

  • Другая важная тема, которая поднимается в сериале- это трансгуманизм

    Если изъясняться коротко- это философское движение, основная проблематика которого- вмешательство науки в естество человек. А если еще проще- останется ли человек человеком, если все в нем заменить на протезы, приборы и нейромеханические элементы. На прямую в Edgerunners об этом не рассуждают, здесь нам скорее расскажут о последствиях. Киберпсихоз- состояние, при котором твое человеческое уже не способно оставаться таковым, под воздействием биомеханических улучшений, которые ты так безрассудно в себя пичкал. Для сериала это, пожалуй, основная тема, которой он прошит насквозь от начала и до самого конца. За этим больно и жутко наблюдать, особенно если задумываться о том, какими темпами движется современная наука. Я ни в коем случае никого не пугаю, но писатели фантасты не редко предугадывали те или иные вещи.

    Сериал начинается с демонстрации поведения киберпсиха. Человек, а вернее то, что от него осталось, превращается в безумную машину для убийства, которая либо сгорит сама, вместе с остатками разума, либо будет беспощадно ликвидирована специальным отрядом.
    Чуть позже нас познакомят с Мейном, главарём банды киберпанков, к которой примкнет Дэвид. Мейн станет для Дэвида примером и укрепит в нем веру в собственную исключительность, но его смерть спустит Дэвида с небес на землю. Наблюдать за этим всем будет более болезненно, нежели в начале, потому что к этому персонажу вы успеете привязаться. Засчет того, что уровень эмпатии будет выше, вы лучше прочувствуете всю безнадежность и необратимость процесса превращения в настоящего киберпсиха.
     

 

  • Крушение амбиций

    Человек- существо хрупкое. Для многих из нас амбиции, призвание, мечта и самоопределение становятся ключевыми мотивами жить и не тонуть в рутине, верить и не сдаваться, пусть и далеко не все с этим согласятся. Сериал препарирует ощущение окрыленности, напоминая нам о жестокой правде- во всем есть своя мера. И в твоей исключительности тоже. Весь путь от неуверенности в завтрашнем, до взлета, от состояния сверхчеловека, до тотального физического и ментального краха, мы пройдем с Дэвидом буквально плечом к плечу. При этом аниме не имеет цели разуверить вас в вашей самотбытности  или заставить вас меньше мечтать, оно скорее наглядно демонстрирует чем, кем и как за это приходиться платить. И напоминает, что выиграть у жизни удается далеко не всем. Та же Люси в конце получает то, о чем так давно мечтала, но расплата за это, если не сводит ощущение успеха на нет, то хотя бы твердо ставит вопрос- а стоило ли оно того?


 

  • Всепоглощающая жестокость и бескомпромиссность Найт-Сити

    Те, кто знаком с игрой, знают еще из промо материалов и трейлеров, что этот мегаполис из себя представляет. Мало будет сказать, что этот город одновременно воплощает в себе пик развития технологий и в то же время полный упадок морали и качества жизни определённых групп. Важнее упомянуть о том, как город буквально сжирает людей. Коррупция, обман, предательство, бедность, безнадега, стремление пробиться на самый вверх- все это превращает Найт-Сити в эдакую бесконечную игру в царя горы. Пример не лучший, но доступный. А если серьезно, то Найт-Сити- это гиперболизированная аллюзия на все современные крупные мегаполисы. Где люди банально не вывозят темп жизни, ритм города и либо выгорают, либо опустошённые возвращаются туда, откуда приехали. Но что если ты родился тут, и ехать тебе некуда?

    Большое внимание в сериале уделяется расстановке фигур на шахматной доске. Смотри- это корпорации, они тут заправляют всем. Это посредники, они заправляют тобой. Вот это ты, ты своей то жизнью не до конца владеешь. Но посмотри, тут настолько отвратительно, что прям великолепно, бери, цепляйся за возможности и лезь на верх. Меняй если не игру, то хотя бы свое в ней положение. Ах да, и никогда, никому кроме себя не доверяй. Вот только Дэвиду, да и другим, забыли упомянуть о том, что за попытки менять и меняться, здесь платятся судьбами. Собственными и своих близких.

К концу просмотра ты понимаешь, что мясной экшен- это скорее яркая и столь желанная всеми упаковка, в которую завернули хорошую возможность заставить тебя задуматься, возможно впервые, над определёнными важными вещами.

 

Кино-это аниме? Или аниме-это кино?

Ни для кого не секрет, что грань между видами визуального искусства стирается со скоростью света. Элементы и приемы кинематографа кочуют туда-обратно и все, что нам остается, это восхищаться. Не смотря на упомянутую выше "визуальную простоту", Edgerunners- это один из самых красивых проектов что я видел. Здесь хорошо играют с освещением, с кадрами и ракурсами, с кино приемами, вроде слоу-мо, с монтажом, и с цветом. Все, от опеннинга до финальных титров выглядит хорошо и живо. Лишь один раз я отвлекся от погружения в сериал на некачественную анимацию- на сцене где Ребекка спасает застопорившегося Дэвида.

 

Музыка для ушей.

Ну а для чего же еще-то? Здесь, как вы поняли, речь пойдет про саундтрек. Не секрет, насколько для любого произведения, будь то кино, или анимация, важен саундтрек. Где-то можно обойтись эмбиентом, где-то просто красивой мелодией, где-то сыпануть разнообразием жанров. Но задача всегда будет неизменной- сделать все, чтобы выжать из атмосферы максимум. Заявление прозвучит спорно, но я считаю, что без должного музыкального сопровождения все те яркие воспоминания и моменты из фильмов не отложились бы вовсе. Ну или как минимум не на том уровне в нас резонировали. В Cyberpunk Edgerunners умопомрачительный саундтрек. Со всеми своими задачами он справился. Он помогает проникнуться атмосферой. Он чувственный там, где это нужно, он разнообразный и идеально вписывается в свои сцены и он просто шикарный, в конце концов, сам по себе. Мне больше всех запомнились Sustain Decay- Piotr Maciejewski, I Really Want to Stay at Your House-Rosa Walton и конечно же Fffire- Frenz Ferdinand.

 

Приятная история на вечер.

С чисто повествовательной точки зрения аниме тоже со всем справилось. В приятном хронометраже успевают рассказывать то, что нужно, не наливая ведер воды и не пихая филлерных сцен.
Здесь нет обилия структурно сложных повествовательных элементов, таких как скачки в таймлайнах или моря флешбеков. Прыжок во времени здесь один, но не значительный, очень понятный и логически обоснованный, вы как зритель будете к нему готовы.
Ну и самое главное- в Cyberpunk Edgerunners просто великолепные персонажи. Их достаточно много, но всех их успеют раскрыть, обосновать их выборы и поведение и подвести к логическому концу их истории. Но важно не это, а то, что вы их полюбите, всех и каждого, если не искренне, то просто как объект грамотной работы сценариста. Всех. Даже Фарадея. Даже режиссера Джей-Кея. Даже Киви. Даже Пилара. Даже Фалько. А про Люси, Мейна, Дэвида и Ребекку, я даже говорить не буду. Арты и косплеи, наклепанные в безумных количествах за месяц, говорят сами за себя)

 

Закономерный итог.

Дабы не лукавить- да, я всплакнул. Сентиментальность штука индивидуальная, у меня есть знакомые, которые не проронили ни слезинки, аргументировав это "не дожали", но мне плевать. Будучи готовым к плохой концовке, на которую все намекало, я все равно не сдержался и пустил парочку скупых мужских. В конечном счете, если произведение( не столь важно какое) не вызывает у вас эмоционального отклика, то произведение ли это?
Я не буду ударяться в дифирамбы или с пеной у рта кричать, что это лучшее что я видел... Но это лучшее, что я видел за последние пол года. Так будет справедливо сказать.
В конце концов, если абстрагироваться от моего субъективного мнения, есть такая штука как цифры. И если не воспринимать Edgerunners как историю, которая лично для меня заговорила о многом, то как медиа продукт- это успех. Восторженные оценки от критиков и зрителей на агрегаторах, по нему масса косплеев, артов и мерча, а к игре вернулись нормальные оценки и хороший, а главное стабильный онлайн.