Я вообще сильно сомневаюсь, что сидящим здесь людям нужно спустя столь длительный промежуток времени рассказывать об этом, но тем не менее. Cyberpunk Edgerunners- это десятисерийный аниме сериал от студии Trigger, основанный на вселенной Cyberpunk, которая появилась в свое время в настольной игре, а не так давно получила серьезное развитие благодаря видеоигре Cyberpunk 2077, от небезызвестной СDProjekt Red. Как и в случае с сериалом Arkane, который развивает игру Leage of Legends, наверняка найдутся люди, которые будут уверять вас, что вы можете преспокойно смотреть сериал, будучи совершенно незнакомыми с игрой. От части это действительно так, но надо понимать, что уровень погружения и сочувствия происходящему будет как минимум не до конца полноценным. Благо я посмотрел об игре много роликов, и знаком с определенными терминами, благодаря другим произведениям в этом жанре.
Если бы я писал синопсис, то выглядел бы он примерно так:
История расскажет вам о взлете и падении отчаявшихся людей в безжалостном Найт-Сити. А прочувствуем мы ее бок о бок с парнем по имени Дэвид, эдаким правильнымнеправильным мальчиком, чье желание пробиться к успеху и оправдать ожидания других, из амбиций превращается в губительную идею фикс.
Всем тем, кто еще не ознакомился с аниме, я настоятельно рекомендую это сделать, чтобы порефлексировать над своей жизнью, лучше понять мир популярной игры или просто насладиться хорошим и бодрым произведением. Весь сериал можно посмотреть залпом за 4.5 часа. Дальше имеет смысл читать в том случае, если вы его уже посмотрели, хотя для кого то эта статья, возможно, станет хорошим повод начать просмотр. А, и кстати, ниже будут незначительные(или значительные???) спойлеры.
Я даже больше скажу- и не нужно было. Edgerunners- по сути своей, с драматургической точки зрения не дает нам как зрителям ничего нового, от слова совсем. Более того, при таком обилии контента и такой истории анимации и кино, выдать что то, чего опытный зритель нигде никогда не видел, становится практически невозможно. Талант современного автора уже не столько заключается в том, чтобы шокировать зрителя чем то кардинально новым, сколько в том, чтобы искусно, грамотно и живо обыграть и переизобрести то, что люди узнают, поймут и прочувствуют. Если рассматривать сериал как медиапродукт, во многом задуманный чтобы развить вселенную игры( бустануть ее популярность и вернуть в нее игроков), то иной подход ему бы в принципе ни коим образом не пошел на пользу. Сериал простой, потому что идет по протоптанным дорожкам, давя на те чувства и эмоции, которые мы все уже испытывали сотни раз, либо в реальной жизни, либо с другими персонажами других произведений, просто обертка была иной.
Здесь же стоит упомянуть об анимации. Многие говорят, что где-то на ней сэкономили, что здесь много статичных фонов, и так далее. Однако имейте в виду, что вы во-первых этого не заметите, в силу темпа и стиля всего происходящего на экране, а во-вторых- это все таки аниме. И статичные задники или упрощенные местами анимации мимики или движений, это скорее не недостаток, а визитная карточка японской анимации как таковой. Все таки аниме- это далеко не всегда про заоблачные бюджеты, но как показывает многолетняя практика, это не помешало многим тайтлам стать культовыми.
Именно благодаря простоте и доступности, Edgerunners снимет с вас эмоциональную кожу, заставит влюбиться в героев, а потом огреет отрезвляющей оплеухой действительности.
Когда я посмотрел трейлер, я обрадовался, потому что увидел в нем определённые мотивы и стилистические решения из Любовь Смерть Роботы, в сеттинге, который мне очень близок. На экране творилось ультра насилие и цветовое безумие. Эпилептикам смотреть трейлер явно не стоило. Выглядело все это как бесконечное месилово с редкими проблесками какого то сюжета. Я обрадовался, такого не очень много, а вещи вроде Мистера Пиклза- это для меня too much.
На деле все оказалось примерно так, как я ожидал. Там действительно много крови, мяса и экшена( это, к слову, тоже визитная карточка аниме, как жанра, ибо японская анимация еще с прошлого века не так трепетно относилась к демонстрации насилия, как западная). Не сошлось лишь одно. Здесь оказалась история. Полноценная, плотная и живая. И с самой первой серии произведение напоминает нам о вопросах, которые многие из нас уже забыли:
К концу просмотра ты понимаешь, что мясной экшен- это скорее яркая и столь желанная всеми упаковка, в которую завернули хорошую возможность заставить тебя задуматься, возможно впервые, над определёнными важными вещами.
Ни для кого не секрет, что грань между видами визуального искусства стирается со скоростью света. Элементы и приемы кинематографа кочуют туда-обратно и все, что нам остается, это восхищаться. Не смотря на упомянутую выше "визуальную простоту", Edgerunners- это один из самых красивых проектов что я видел. Здесь хорошо играют с освещением, с кадрами и ракурсами, с кино приемами, вроде слоу-мо, с монтажом, и с цветом. Все, от опеннинга до финальных титров выглядит хорошо и живо. Лишь один раз я отвлекся от погружения в сериал на некачественную анимацию- на сцене где Ребекка спасает застопорившегося Дэвида.
Ну а для чего же еще-то? Здесь, как вы поняли, речь пойдет про саундтрек. Не секрет, насколько для любого произведения, будь то кино, или анимация, важен саундтрек. Где-то можно обойтись эмбиентом, где-то просто красивой мелодией, где-то сыпануть разнообразием жанров. Но задача всегда будет неизменной- сделать все, чтобы выжать из атмосферы максимум. Заявление прозвучит спорно, но я считаю, что без должного музыкального сопровождения все те яркие воспоминания и моменты из фильмов не отложились бы вовсе. Ну или как минимум не на том уровне в нас резонировали. В Cyberpunk Edgerunners умопомрачительный саундтрек. Со всеми своими задачами он справился. Он помогает проникнуться атмосферой. Он чувственный там, где это нужно, он разнообразный и идеально вписывается в свои сцены и он просто шикарный, в конце концов, сам по себе. Мне больше всех запомнились Sustain Decay- Piotr Maciejewski, I Really Want to Stay at Your House-Rosa Walton и конечно же Fffire- Frenz Ferdinand.
С чисто повествовательной точки зрения аниме тоже со всем справилось. В приятном хронометраже успевают рассказывать то, что нужно, не наливая ведер воды и не пихая филлерных сцен.
Здесь нет обилия структурно сложных повествовательных элементов, таких как скачки в таймлайнах или моря флешбеков. Прыжок во времени здесь один, но не значительный, очень понятный и логически обоснованный, вы как зритель будете к нему готовы.
Ну и самое главное- в Cyberpunk Edgerunners просто великолепные персонажи. Их достаточно много, но всех их успеют раскрыть, обосновать их выборы и поведение и подвести к логическому концу их истории. Но важно не это, а то, что вы их полюбите, всех и каждого, если не искренне, то просто как объект грамотной работы сценариста. Всех. Даже Фарадея. Даже режиссера Джей-Кея. Даже Киви. Даже Пилара. Даже Фалько. А про Люси, Мейна, Дэвида и Ребекку, я даже говорить не буду. Арты и косплеи, наклепанные в безумных количествах за месяц, говорят сами за себя)
Дабы не лукавить- да, я всплакнул. Сентиментальность штука индивидуальная, у меня есть знакомые, которые не проронили ни слезинки, аргументировав это "не дожали", но мне плевать. Будучи готовым к плохой концовке, на которую все намекало, я все равно не сдержался и пустил парочку скупых мужских. В конечном счете, если произведение( не столь важно какое) не вызывает у вас эмоционального отклика, то произведение ли это?
Я не буду ударяться в дифирамбы или с пеной у рта кричать, что это лучшее что я видел... Но это лучшее, что я видел за последние пол года. Так будет справедливо сказать.
В конце концов, если абстрагироваться от моего субъективного мнения, есть такая штука как цифры. И если не воспринимать Edgerunners как историю, которая лично для меня заговорила о многом, то как медиа продукт- это успех. Восторженные оценки от критиков и зрителей на агрегаторах, по нему масса косплеев, артов и мерча, а к игре вернулись нормальные оценки и хороший, а главное стабильный онлайн.